ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-810/20 от 23.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Малова Н.Л. Дело № 33а-2163/2020 (2а-810/2020)

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 23 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Русских Л.В.,

судей Елсукова А.Л., Сметаниной О.Н.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Е на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 18 марта 2020 года по административному делу по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц, которым постановлено:

Ликвидировать <данные изъяты> (ОГРН <данные изъяты>).

Исключить сведения об <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области обратилось с административным иском о ликвидации <данные изъяты> (далее также - Автономная некоммерческая организация, Организация). В обоснование требований указано, что 24.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кирову <данные изъяты> зарегистрирована в качестве юридического лица и сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номеров <данные изъяты>. Организация действует на основании собственного устава в редакции от 29.01.2016 (далее - Устав). В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организация не предоставила в Управление в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление в соответствии с пунктом 3.1, статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ за 2018 год. 30.04.2019 в адрес Организации было направлено предупреждение № 01824319-П за нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ с установлением срока исполнения до 19.08.2019, которое исполнено не было. 02.09.2019 в адрес Организации направлено повторное предупреждение № 03154319-П со сроком исполнения до 25.11.2019 по тем же основаниям, которое также исполнено не было. 30.04.2019 в Управление поступила информация от и.о. Директора Организации К о том, что Организация прекращает свою деятельность, денежные средства у Организации отсутствуют, расчетный счет Организации закрыт. На основании изложенного просили ликвидировать <данные изъяты> (ОГРН - <данные изъяты>); исключить сведения об Автономной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением суда, Е, являющаяся учредителем <данные изъяты>, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. По мнению автора жалобы, судом были неправильно применены нормы материального права, указанные нарушения не являются грубыми и не влекут последствий в виде прекращения деятельности Автономной некоммерческой организации. Указала, что фактически деятельность организации велась, отчетность по формам ОН0001 и ОН0002 сдавалась ранее за 2017, 2019 годы в Управление Министерства юстиции по Кировской области и направлялись сообщения о продолжении деятельности за 2018, 2020 годы. Кроме того, считает, что судом первой инстанции допущено существенное процессуальное нарушение, поскольку она как учредитель указанной организации не была уведомлена о судебном заседании, поэтому не имела возможности изложить свою правовую позицию по делу.

В возражениях на жалобу начальник Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области ФИО1 указала на законность и обоснованность решения суда, просила в удовлетворении жалобы отказать. Указала, что Автономной некоммерческой организацией нарушения Федерального закона № 7-ФЗ устранены.

Представитель ИФНС России по г. Кирову ФИО2 в отзыве на апелляционную жалобу выразила мнение о том, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

В судебном заседании директор Автономной некоммерческой организации Л а также представитель по доверенности ФИО3 доводы и требования апелляционной жалобы поддержали. Пояснили, что все указанные в административном иске нарушения устранены, Организация ведет свою уставную деятельность.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, а также Межрайонная ИФНС России №14 по Кировской области, Инспекция федеральной налоговой службы по городу Кирову, будучи извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Е в судебное заседание также не явилась, извещена надлежащим образом.

Учитывая, что неявившиеся лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, руководствуясь положениями ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителей Автономной некоммерческой организации, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что решение Первомайского районного суда г. Кирова от 18 марта 2020 года подлежит отмене. К указанному выводу судебная коллегия приходит на основании следующего.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу требований п. 3.2 ст. 32 названного Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как установил суд, <данные изъяты> зарегистрирована 24.06.2005 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кирову, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>

В нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Автономная некоммерческая организация не представила в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам №ОН0001 и №ОН0002 либо заявление в соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ за 2018 год.

В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Автономной некоммерческой организации вынесено предупреждение от 30.04.2019 г. №01824319-П со сроком устранения выявленных нарушений законодательства РФ до 19.08.2019 г. Нарушения законодательства Автономной некоммерческой организацией устранены не были.

В связи с этим Автономной некоммерческой организации Управлением Минюста России по Кировской области вынесено повторное предупреждение от 02.09.2019 г. №03154319-П с установленным сроком для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до 25.11.2019 г. Вышеуказанное нарушение устранено не было.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения законодательства, допущенные Автономной некоммерческой организацией, не устранены, носят неоднократный и систематический характер с 2016 года и по настоящее время.

Судебная коллегия согласиться с выводом суда об удовлетворении административного иска не может.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом, в соответствии правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; допущенные юридическим лицом нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, единственно необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.12.2016 N 64 дал разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении судами дел, связанных с ликвидацией некоммерческих организаций.

Названным Постановлением закреплена обязательность оценки судом обоснованности предупреждения об устранении нарушений закона, проверки фактов направления некоммерческой организации и ее ознакомления с указанными предупреждениями, а также каждого основания для ликвидации объединения граждан, указанного в административном исковом заявлении уполномоченным органом.

Кроме того, Пленум Верховного Суда в Постановлении от 27.12.2016 N 64 разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию объединения граждан, осуществляется судом. При этом, указано, что в качестве грубого нарушения могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод; нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. А также разъяснено, что к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (пункт 26).

В пункте 27 вышеуказанного Пленума Верховного Суда указано, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

В нарушение правовой позиции Высших судов, факт направления уполномоченным органом представленных в материалы дела предупреждений от 30.04.2019 г. и от 02.09.2019 г. об устранении нарушений закона Автономной некоммерческой организацией не дает правовых оснований квалифицировать данное нарушение как неоднократное, поскольку документы не были представлены только за один год – 2018.

Вывод суда первой инстанции о том, что допущенное организацией нарушение закона является грубым и влекущим ликвидацию объединения граждан, в решении не мотивирован, не приведено оснований, по которым указанное нарушение суд посчитал создавшим реальную угрозу или повлекшим причинение вреда, а также невозможным для устранения в порядке, установленном учредительными документами юридического лица.

Судом установлено, что в деятельности Автономной некоммерческой организации действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области в апреле 2019 года (не предоставление отчетности за 2018 г.).

Между тем характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению судебной коллегии, не могут являться достаточным основанием для ликвидации данной Автономной некоммерческой организации.

Согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ, Автономная некоммерческая организация осуществляет такие виды деятельности, как деятельность информационных агентств, издательская деятельность, разработка компьютерного и программного обеспечения, деятельность в области исполнительских искусств, деятельность по письменному и устному переводу и другие.

Из апелляционной жалобы и представленных некоммерческой организацией документов следует, что она фактически осуществляет уставную деятельность, в том числе вела ее в спорный период времени. Кроме того, в суд апелляционной инстанции представителями ответчика предоставлены документы о том, что указанные нарушения Автономной некоммерческой организацией устранены, в Управление Министерства юстиции требуемые сведения представлены.

Делая вывод о том, что выявленные административным истцом нарушения не могли являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, судебная коллегия принимает во внимание фактические данные о том, что оснований для квалификации данного нарушения как неоднократное у суда не имелось, и необходимые для его устранения действия были совершены Автономной некоммерческой организацией до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Управлением Минюста России по Кировской области требований и в соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ считает решение суда подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Кирова от 18 марта 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья:

Судьи: