33а-5525/2023
2а-814/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
судей областного суда Дорохиной Т.С., Кучаева Р.Р.,
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Городского совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк ФИО2, Городскому Совету депутатов муниципального образования г. Новотроицк, администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области о признании незаконными действий (бездействий), возложении обязанности включить в повестку очередного заседания Городского Совета выступление административного истца,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 3 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 23 марта 2023 года он обратился в Городской Совет депутатов муниципального образования г. Новотроицк с просьбой об организации выступления и доведения до сведения депутатов с предоставлением документов о противоправных, коррупционных действиях допущенных руководителем МКПАУ «Музейно-выставочного комплекса» и депутата Городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк ФИО3, а также просьбой к депутатам выступить вместе с ним перед коллективом Музея и довести до них информацию о незаконных действиях ФИО3
В ответе № 01-22/204 от 24 марта 2023 года председателя Городского совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк ФИО2 указано о нецелесообразности выступления с указанной темой.
Административный истец полагает отказ в принятии участия на заседании Городского Совета незаконным, поскольку заседания являются открытыми, каждый гражданин имеет право присутствовать, обратиться со своим вопросом.
ФИО1 просил суд в срок до 12 апреля 2023 года возложить обязанность на председателя Городского Совета ФИО4 собрать внеочередное заседание Городского Совета депутатов и решить его вопрос по существу; издержки в связи с внеочередным заседанием Городского Совета возложить на председателя Городского Совета ФИО4; завести в отношении ФИО4 административное дело о допущенных нарушениях Конституции РФ и законов РФ; оштрафовать председателя Городского Совета ФИО4 в пользу государства на 5 000 000 рублей и в пользу административного истца на 1 000 000 рублей за пренебрежительное отношение; поставить вопрос о переизбрании председателя Городского Совета ФИО4
Определением судьи от 7 апреля 2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Городской Совет депутатов муниципального образования г. Новотроицк, администрация муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 3 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, необоснованность и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 23 марта 2023 года ФИО1 обратился в Городской Совет депутатов муниципального образования г. Новотроицк с письменным заявлением, в котором просил разрешения выступить на очередном заседании Городского Совета по вопросу организации выступления перед коллективом МКПАУ «Музейно-выставочного комплекс», которым довести до сведения о незаконных действиях ФИО3 и поданным ею иском к ФИО1 на 700 000 рублей.
В ответе № 01-22/204 от 24 марта 2023 года председателя Городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк ФИО4 административному истцу сообщено о нецелесообразности его выступления на заседании Городского Совета. Указано, что Городской Совет не является в отношении МКПАУ «Музейно-выставочного комплекс» ни работодателем, ни учредителем, соответственно, не обладает полномочиями по разрешению споров в отношении работников учреждения. Кроме того, сообщено, что работники музея, за исключением директора, не присутствуют на заседаниях Городского Совета депутатов. Директор музея является стороной в судебном споре и не нуждается в информировании о рассматриваемом исковом заявлении.
Факт получения ответа на обращение административный истец не оспаривал.
Полагая отказ в принятии участия и выступлении на заседании Городского Совета депутатов незаконным, ФИО1 обратился с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела и исследованных в судебном заседании доказательств, пришел к выводу о том, что незаконных действий (бездействия) со стороны административных ответчиков не установлено, обращение ФИО1 было рассмотрено, ответ направлен.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Так, в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».Согласно статье 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Решением Городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области шестого созыва от 27 октября 2020 года № 20 утвержден регламент городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Регламента одной из основных форм деятельности в городском Совете депутатов является участие в заседаниях городского Совета депутатов.
Основной организационно-правовой формой работы городского Совета депутатов является заседание, на котором городской Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его ведению (часть 1 статьи 12 Регламента).
Очередные заседания городского Совета депутатов созываются не реже одного раза в три месяца, в соответствии с планом работы городского Совета депутатов, и проводятся, как правило, в последний вторник месяца (часть 2 статьи 12 Регламента).
Заседания городского Совета депутатов проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации (часть 5 статьи 12 Регламента).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Регламента на открытых заседаниях городского Совета депутатов вправе присутствовать представители органов государственной власти, Законодательного Собрания Оренбургской области, глава муниципального образования город Новотроицк, заместители главы муниципального образования город Новотроицк, представители прокуратуры, представители средств массовой информации. По приглашению депутата городского Совета депутатов на заседаниях городского Совета депутатов могут присутствовать иные лица.
Согласно части 7 статьи 15 Регламента граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, не относящиеся к числу лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, вправе присутствовать на открытом заседании городского Совета депутатов при наличии свободных мест в зале заседаний.
Присутствующие на заседании лица, не являющиеся депутатами городского Совета депутатов: 1) обязаны соблюдать Регламент, повестку заседания и подчиняться распоряжениям председательствующего на заседании; 2) могут выступать только с разрешения председательствующего на заседании, назвав свою фамилию, имя, отчество, а также занимаемую должность, в случае если являются представителями организации; 3) не вправе занимать рабочие места депутатов городского Совета депутатов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Регламента Повестка заседания городского Совета депутатов (далее - повестка заседания) формируется председателем городского Совета депутатов не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения очередного заседания городского Совета депутатов. Вопросы в повестку заседания включаются на основании плана работы городского Совета депутатов и внесенных в порядке, определенном положением «О правовых актах городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк», проектов решений городского Совета депутатов.
Последним вопросом в повестку заседания включается раздел «Разное», который носит информационный характер.
По вопросам раздела «Разное» решения не принимаются, голосование не проводится.
В силу части 1 статьи 14 Регламента предложение о проведении внеочередного заседания городского Совета депутатов вносятся в городской Совет депутатов: 1) председателем городского Совета депутатов, а в его отсутствие заместителем председателя городского Совета депутатов, либо одним из депутатов городского Совета депутатов, на которого распоряжением председателя городского Совета депутатов возложены обязанности председателя; 2) главой муниципального образования город Новотроицк; 3) группой депутатов, численностью не менее 1/3 от числа избранных депутатов; 4) постоянной комиссией городского Совета депутатов; 5) председателем Ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что письменное обращение ФИО1 рассмотрено в установленном законом порядке, в установленный законом срок, уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов принят мотивированный ответ, вследствие чего суд приходит к выводу, что при рассмотрении обращения со стороны административным ответчиком не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.
Само по себе несогласие административного истца с содержанием полученного им ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращения, а равно незаконности представленного ответа.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы жалобы о том, что суд встал на сторону административного ответчика, не приняв во внимание, что истец является избирателем, поскольку принятие судом решения, с которым не согласна одна из сторон, о заинтересованности суда не свидетельствует. Каких-либо объективных доказательств, которые могли бы поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда, суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы в обоснование незаконности обжалуемого судебного акта по своему содержанию повторяют доводы административного иска, которые получили должную оценку при вынесении судебного решения, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, которые мотивированы судом, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение административного истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 3 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: