Дело №33-5240/2021 (№2а-816/2021) |
Судья: Гришакина Ю.Е.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 8 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Симагина А.С.,
судей Винокуровой Н.С., Солодовниковой ОВ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храпцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об определении границ зон затопления
по апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 07 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Солодовниковой ОВ, пояснения представителя Нижегородского природоохранного прокурора Рябовой А.А., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижегородский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об определении границ зон затопления, указав, что ответчиком не принимаются меры к исполнению требований Водного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов 19 декабря 2019 года утвержден график установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направление согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено 32 зоны в 2019 -2020 годах с завершением внесения данных о границах зон в ЕГРН в 2020-2021 годах, однако до настоящего времени предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области и сведения о границах таких зон Минэкологии Нижегородской области в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены. Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, административный истец просил обязать ответчика направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 07 декабря 2020 года постановлено обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области.
В апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (с учетом дополнений) поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявителем указано на то, что системное толкование п.16 ст.1 и п.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ в качестве мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий не включает в себя работы по определению границ зон затопления и подтопления. Позиция суда о том, что министерство обязано выполнять указанные работы, противоречит п.п. 3.56, 3.57 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Также заявитель указывает на несогласие с установленным судом сроком по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области. Кроме того, ссылается на допущенное судом процессуальное нарушение, выраженное в неверном выборе вида судопроизводства.
Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 07 апреля 2021 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства (т.2 л.д.212-217).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения органами государственной власти Нижегородской области законодательства, регламентирующего определение границ зон затопления, подтопления.
По результатам проверки установлено, что 19 декабря 2019 года министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов РФ утвержден график установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направления согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено установление границ 32 зон в 2019-2020 годах с завершением внесения данных о границах таких зон в Единый государственный реестр недвижимости в 2020-2021 годах.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в связи с ненадлежащей реализацией полномочий по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области, и подготовке предложений о границах зон затопления и подтопления, были внесены представления от 24 января 2018 года, 02 марта 2020 года, 19 июня 2020 года.
Данные представления оставлены без удовлетворения, до настоящего времени предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области и сведения о границах таких зон Минэкологии Нижегородской области в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, основываясь на положениях Водного Кодекса РФ, Положении о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 №965, Постановлении Правительства Нижегородской области от 17.08.2017 №617 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области», пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, при этом исходил из того, что в нарушение установленных требований в Федеральное агентство водных ресурсов не поступили документы, необходимые для внесения сведений о зонах затопления, подтопления на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения по следующим мотивам.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360 О зонах затопления, подтопления» утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.
Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (п.5 Положения).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ, Градостроительным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», поручением Президента РФ от 10.09.2014 №Пр-2166, в целях предотвращения негативного воздействия вод, снижения потерь от чрезвычайных ситуаций, вызванных затоплением, подтоплением, Правительством Нижегородской области принято постановление от 17.08.2017 №612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области», которым в целях предотвращения негативного воздействия вод, снижения потерь от чрезвычайных ситуаций, вызванных затоплением, подтоплением, создана рабочая группа по определению границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области.
Пунктом 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области принято от 17.08.2017 №612, установлено, что исполнителями работ по подготовке сведений о границах зон затопления, подтопления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления могут быть:
- Минэкологии Нижегородской области (в том числе через подведомственные ему государственные бюджетные учреждения);
- органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Нижегородской области;
- организации, привлекаемые к выполнению работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исполнители работ обеспечивают в соответствии с государственными и муниципальными контрактами, государственными заданиями выполнение работ и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки утверждениям Министерства экологии и природных ресурсов, министерство является исполнителем по подготовке соответствующих предложений.
Пункт 3 постановления Правительства РФ от 18.04.2014 №360 «О зонах затопления, подтопления» предписывает определение зон затопления, подтопления исключительно на основании предложений органа исполнительной власти субъектов, в обязанность которого входит их соответствующая подготовка с соблюдением Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства РФ №360.
Пунктом 11 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360, установлено, что согласованное заявление либо отказ в его согласовании передаётся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством (постановление Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 №965 «Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области»).
С учётом приведённых обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно на Минэкологии Нижегородской области лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления. Обращение с подобным заявлением с представлением предложений ни Водным кодексом РФ, ни приведёнными постановлениями не возложено на орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления входит лишь в рабочую группу и действует совместно с министерством экологии при подготовке соответствующих предложений.
Пунктом 7 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2017 №612 предусмотрено, что после поступления в Минэкологии Нижегородской области предложений, согласованных органами исполнительной власти, указанными в пункте 6 Правил, Минэкологии Нижегородской области направляет заявление в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган в случае наделения его соответствующими полномочиями) в порядке, установленном Правилами.
Кроме того, распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.02.2015 №190-р «О зонах затопления, подтопления», на Минэкологии Нижегородской области возложена обязанность в рамках осуществления государственного мониторинга водных объектов осуществлять регулярные наблюдения за режимом использования зон затопления, подтопления, совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области организовать работу по подготовке предложений в Федеральное агентство водных ресурсов об определении границ зон затопления, подтопления и соответствующей карты (плана) объекта землеустройства.
На основании изложенного, суд первой инстанции, установив неисполнение обязательств со стороны ответчика, пришёл к верному выводу об удовлетворении иска, установив срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Ссылка Минэкологии Нижегородской области на то, что системное толкование п.16 ст.1 и п.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ в качестве мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий не включает в себя работы по определению границ зон затопления и подтопления, не влечёт отмену постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом первой инстанции срок, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со ст.206 ГПК РФ для совершения ответчиком действий по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории города Семенов городского округа Семеновский Нижегородской области».
Ответчиком не представлены доказательства, что установленный судом срок для исполнения судебного акта, является неразумным либо явно недостаточным.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст.203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
При этом при наличии объективных, непреодолимых и не зависящих от ответчика препятствий к исполнению судебного акта, последний не лишён права ходатайствовать о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта (ст.203 ГПК РФ).
Ссылки заявителя жалобы о том, что минимальный общий срок по подготовки и согласованию предложений по установлению границ зон подтопления составляет 19 месяцев, не могут быть приняты во внимание, поскольку министерство производит расчет времени переписки с государственными органами, исходя из сроков, предусмотренных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», неприменимого к спорным правоотношениям, упуская функционирование единой системы межведомственного электронного взаимодействия, введенной постановлением Правительства РФ о 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Доводы апелляционной жалобы о процессуальном нарушении, выраженном в неверном выборе вида судопроизводства, не влияют на существо постановленного решения.
Из разъяснений, данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
После перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства суд апелляционной инстанции осуществляет его рассмотрение и разрешение, руководствуясь полномочиями, предоставленными суду апелляционной инстанции нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, ошибочно руководствуясь положениями КАС РФ, не нарушил положения гражданского процессуального законодательства, которое в применимых нормах содержит идентичные предписания относительно процедуры судебного разбирательства.
При этом в силу п.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы министерства экологии Нижегородской области не могут быть основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, так как сводятся к выражению субъективного несогласия с толкованием судом норм материального права, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иного толкования права, а равно иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда является законным и обоснованным, основания к его отмене, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 07 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи