ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8226/2021 от 15.02.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Смирнова Ю.Н. 1-ая инстанция дело № 2а-8226/2021

2-ая инстанция дело № 33а-1169/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Назарука М.В.,

при секретаре Кулькиной И.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ИФНС России по г. Сургуту) к ФИО1 (ФИО)5 о взыскании пени,

по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Сургуту на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2021 года, которым в удовлетворении требований отказано.

установил:

ИФНС России по г. Сургуту обратилась в суд с вышеуказанным иском, согласно которому просила взыскать с ФИО1 пени по НДФЛ в общем размере 5 040,57 руб., за периоды: с 10.08.2009 года по 17.12.2009 года за неуплату налога в сумме 61 222 руб., с 18.12.2009 года по 26.01.2010 года за неуплату налога в сумме 67 463,63 руб., с 27.01.2010 года по 19.04.2010 года за неуплату налога в сумме 27 463,63 руб., с 20.04.2010 года по 11.05.2010 года за неуплату налога в сумме 24 291,63 руб., с 12.05.2010 года по 15.07.2010 года за неуплату налога в сумме 17 679,48 руб., с 16.07.2010 года по 20.07.2010 года за неуплату налога в сумме 17 096,65 руб., с 21.07.2010 года по 29.08.2010 года за неуплату налога в сумме 15 025,65 руб., с 30.08.2010 года по 13.06.2011 года за неуплату налога в сумме 10 879,40 руб.; а также пени по ЕСН в ФБ в размере 0,02 руб., начисленные за период с 01.11.2018 года по 20.12.2018 года за неуплату ЕСН в размере 2 087 руб. В обоснование требований указано, что в связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, истцом в адрес ответчика направлено требование об уплате налога, пени, штрафа, процентов от 17.04.2020 года № 55594 со сроком уплаты до 03.06.2020 года. Данное требование ответчиком не исполнено. 07.09.2020 года и.о. мирового судьи был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, который отменен определением мирового судьи от 16.10.2020 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ИФНС России по г.Сургуту просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на то, что судом не исследованы обстоятельства дела. Указывает, что налоговый орган не располагает сведениями о взыскании недоимки, на которую начислены пени.

В соответствии со ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции единолично, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в период с 2005 по 2013 год ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год налоговым органом УФНС России по Омской области ответчику был доначислен налог в размере 64 147 рублей, штраф, пени.

12.02.2018 года истцом от налогового органа УФНС России по Омской области принята начисленная задолженность в отношении ответчика: пени по указанному НДФЛ за 2008 год за периоды с 10.08.2009 года по 13.06.2011 года в общем размере 5 040,55 руб., а также пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет за период с 01.11.2018 года по 20.12.2018 года в размере 0,02 руб.

Истец направил в адрес ответчика требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 55594 от 17.04.2020 года об уплате указанных сумм пени в срок до 03.06.2020 года.

Поскольку в установленный срок такая задолженность не была оплачена, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.09.2020 года требования ИФНС России по г.Сургуту к ФИО1 о взыскании вышеуказанных сумм задолженности были удовлетворены.

Данный судебный приказ был отменен Определением мирового судьи судебного участка № 6 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.10.2020 года, в связи с поступлением возражений ответчика.

16.04.2021 года истец направил в суд настоящее исковое заявление.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска обосновано выводами о том, что истцом не представлены доказательства своевременного принятия мер к принудительному взысканию сумм налога. Необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Судебная коллегия находит такие выводы суда по существу верными, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах и соответствуют требованиям норм материального и процессуального закона.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).

В силу требований ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6).

В соответствии с положениями ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.2). Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).

Согласно ст.227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п.1, 2). Такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (п.5). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6). Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода (п.8). Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (п.9).

Согласно действовавшим ранее положениям ст.ст.235, 237, 240 НК РФ индивидуальные предприниматели признавались налогоплательщиками единого социального налога. Налоговым периодом признавался календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно ст.243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу.

Согласно ст.244 НК РФ налогоплательщиками, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно положениям ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст.47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно положениям ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.3).

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей (п.1). Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.2).

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно положениям ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).

Таким образом, из приведенных норм налогового законодательства следует, что принудительное взыскание налога как с налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, так и с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, возможно лишь посредством специальной процедуры, в течение ограниченных сроков.

При этом, как верно указал суд первой инстанции и следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, в частности, в Определении от 17.02.2015 года № 422-О) необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Кроме того, как следует из разъяснений, изложенных в п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», и последовательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, в частности, в определениях от 24 декабря 2013 г. № 1988-О, от 22 апреля 2014 года № 822-О, от 20 апреля 2017 года № 790-О, от 29 сентября 2020 года № 2318-О), нарушение налоговым органом процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов хотя не влечет изменения общего порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, но соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные налоговым законодательством в отношении процедур принудительного взыскания задолженности.

Между тем, вопреки возложенному на него процессуальному бремени доказывания, несмотря на соответствующие предложения судов первой и апелляционной инстанции, истец не доказал обстоятельства, послужившие основанием для взыскания с ответчика заявленных сумм пени.

В исковом заявлении и письменных ответах истца на запросы судов указано, подтверждено в жалобе, что представить копию решения о привлечении к налоговой ответственности не представляется возможным, сведения о применении мер для взыскания с ответчика недоимки, на которую начислены пени, отсутствуют. Представленные истцом расчеты и карточка «Расчеты с бюджетом» доказательствами наличия у налогового органа права на взыскание сумм налога, на которые начислены заявленные суммы пени, не являются.

Из ответа налогового органа УФНС России по Омской области следует, что документы о результатах камеральной налоговой проверки налоговой декларации и произведенных налогоплательщиком оплатах налога также отсутствуют.

Таким образом, достоверные доказательства наличия у налогового органа права на взыскание сумм налога, на которые начислены заявленные суммы пени, соблюдения порядка и сроков взыскания заявленных сумм пени, суду не представлены и в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Доводы апелляционной жалобы не основаны на требованиях закона и имеющихся доказательствах, являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и по существу сводятся лишь к несогласию административного истца с выводами суда, что о незаконности судебного акта не свидетельствует.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, суд

определил:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Судья Назарук М.В.