ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-824/20 от 13.01.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Ковалев Э.В. Дело № 33а-209/2021

(дело № 2а-824/2020) (№ 33а-12707/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Беловой А.В., Сильновой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сильновой Н.Г. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней ФИО2 на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2020 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности,

установил:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по транспортному и земельному налогу, ссылаясь на то, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, а также плательщиком земельного налога. Поскольку административным ответчиком налоги не уплачены в установленные законом сроки, то в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области просила суд взыскать с ФИО1 пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 12 766,17 руб. за налоговые периоды 2014, 2015, 2017 год, а также пени по земельному налогу в размере 71,88 руб. за налоговые периоды 2014 и 2017 год.

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2020 года административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам удовлетворены частично.

Взыскано с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области пени в размере 12 733 рубля 48 коп., из которых: пени по земельному налогу - 28 рублей 33 копейки, пени по транспортному налогу - 12 705 рублей 15 копеек. Также с ФИО1 взыскана в доход бюджета государственная пошлина в размере 509 рублей 33 коп.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1 просит указанное решение суда отменить полностью, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает на незаконное взыскание с него пеней за один и тот же налоговый период дважды: оспариваемым решением от 23 сентября 2020 года, а также решениями суда от 14.02.2017 года и от 14.07.2020 года.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, а также материалы истребованных судом апелляционной инстанции дел № 2а-232/2020, № 2а-192/2017, 2а-1287/2018, № 2а-1054/2019, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З «О транспортном налоге».

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Принудительное взыскание пеней производится с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, 2006 года выпуска, дата регистрации права – 03.10.2006 года; грузового автомобиля <данные изъяты>, 2003 года выпуска, дата регистрации права – 14.08.2008 года; грузового автомобиля марки <данные изъяты>, 1997 года выпуска, дата регистрации права – 10.07.1997 года (л.д.8).

Кроме того, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] дата регистрации права – 28.08.1992 года (л.д.9).

Обязанность по своевременной оплате транспортного и земельного налогов ФИО1 в установленный срок не выполнена, в связи с чем за ним образовалась задолженность по указанным налоговым обязательствам. По этой причине налоговый орган неоднократно обращался в суд о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени.

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 14 февраля 2017 года по административному делу № 2а-192/2017, вступившим в законную силу 17 мая 2017 года, с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 48015 руб., пени в сумме 5909,37 руб., недоимка по земельному налогу за 2014 год в сумме 173 руб., пени в сумме 23,91 руб., а всего – 54121,28 руб. (л.д.82-84).

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 20 ноября 2018 года по административному делу № 2а-1287/2018, вступившим в законную силу 06 февраля 2019 года, с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 45765 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1035,06 руб., недоимка по земельному налогу за 2016 год в сумме 1077 руб., пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 24,36 руб., а всего – 47901,42 руб. (л.д.78-81).

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 01 октября 2019 по административному делу № 2а-1054/2019, вступившим в законную силу 03 декабря 2019 года, с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 48015 руб., пени по транспортному налогу в сумме 763,84 руб., недоимка по земельному налогу за 2017 год в сумме 826 руб., пени по земельному налогу в сумме 13,14 руб., а всего – 49617,98 руб. (л.д.71-74).

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 14 июля 2020 года по административному делу № 2а-594/2020, вступившим в законную силу 21 августа 2020 года, с ФИО1 взысканы пени в размере 2900 руб. 60 коп., из которых: пени по земельному налогу - 33 руб. 34 коп. (пени по земельному налогу за 2017 год за период с 04.02.2019 года по 10.07.2019 года), пени по транспортному налогу - 2867 руб. 26 коп. (в том числе 854,47 руб. - пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 06.10.2015 года по 12.06.2019 года; 74,98 руб. - пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 04.02.2019 года по 12.06.2019 года; 1937,81 руб. - пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 04.02.2019 года по 10.07.2019 года) (л.д.75-77).

Разрешая требования налогового органа по настоящему делу, суд в оспариваемом решении от 23 сентября 2020 года удовлетворил требования налогового органа только частично и взыскал с ФИО1 пени в размере 12733 рубля 48 коп., из которых:

- пени по земельному налогу - 28 рублей 33 копейки (пени по земельному налогу за 2017 год за период с 11.07.2019 года по 04.12.2019 года),

- пени по транспортному налогу - 12705 рублей 15 копеек (в том числе 11057,44 руб. - пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 21.11.2016 года по 10.11.2019 года; 1647,71 руб. - пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 11.07.2019 года по 04.12.2019 года) (л.д.94).

В удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 пеней по земельному налогу за 2014 год и пеней по транспортному налогу за 2015 год - решением от 23 сентября 2020 года отказано (л.д.95,96). Решение от 23 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней по земельному налогу за 2014 год и пеней по транспортному налогу за 2015 год, судом первой инстанции надлежащим образом мотивировано, постановлено в полном соответствии с налоговым законодательством, сторонами не обжалуется и сомнений в своей законности и обоснованности не вызывает.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что связи с ненадлежащим исполнением налоговых обязательств и решений суда о взыскании недоимок по транспортному и земельному налогам Межрайонная инспекция ФНС № 3 по Нижегородской области обоснованно произвела начисление пени на сумму долга по транспортному налогу за 2014 год в размере 11057,44 руб. (за период с 21.11.2016 года по 10.11.2019 года) и пени на сумму долга по транспортному налогу за 2017 год в размере 1647,71 руб. (за период с 11.07.2019 года по 04.12.2019 года), а также начисление пени на сумму долга по земельному налогу за 2017 год в размере 28,33 руб. (за период с 11.07.2019 года по 04.12.2019 года).

Указанная задолженность по пени была включена в требование об уплате налога и пени № 40392 по состоянию на 05.12.2019 года, направленное ФИО1 с указанием срока оплаты - до 17 января 2020 года (л.д.19-20).

Требование налогоплательщиком в установленный срок исполнено не было, в связи с чем 28.02.2020 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени.

Мировой судья судебного участка № 4 Саровского судебного района Нижегородской области 03.03.2020 года выдал судебный приказ № 2а-232/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности: пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 12 766,17 руб. и пени по земельному налогу в размере 71,88 руб.

27.03.2020 года определением мирового судьи судебного участка № 4 Саровского судебного района Нижегородской области судебный приказ от 03.03.2020 года в связи с поступившими возражениями относительно исполнения данного судебного приказа был отменен.

В этой связи 09.07.2020 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д.45).

Таким образом, налоговым органом надлежащим образом соблюдены установленные законом (ст. 48 Налогового кодекса РФ) сроки обращения в суд о взыскании задолженности по пени по земельному налогу за 2017 год, по пени по транспортному налогу за 2014 год, по пени по транспортному налогу за 2017 год.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции установил, что обязанность по оплате задолженности по земельному налогу за 2017 год, по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы, пени по данным налогам административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленных сумм пени за просрочку уплаты земельного и транспортного налога.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Представленные налоговым органом расчеты пени по земельному налогу за налоговый период 2017 года, пени по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы судом первой инстанции проверены, они соотносятся с данными карточек расчета с бюджетом по налогам и иными доказательствами, в связи с чем обоснованно признаны правильными, соответствующими материалам дела и требованиям законодательства (л.д.6,21-27,28-38). Административным ответчиком возражения на расчет налогового органа либо контррасчет не представлены.

Удовлетворяя требования о взыскании с административного ответчика пени в размере 12733 рубля 48 коп., из которых пени по земельному налогу - 28 рублей 33 копейки, пени по транспортному налогу - 12705 рублей 15 копеек, суд правомерно исходил из доказанности факта неисполнения ФИО1 обязанности по своевременной уплате налога и пени, и отсутствия оснований для освобождения его от такой уплаты.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 и дополнения к ней, о незаконности взыскания с него пеней за один и тот же налоговый период дважды – являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Как следует из материалов дела, решением от 23 сентября 2020 года взысканы пени по земельному налогу за 2017 год и пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 11.07.2019 года по 04.12.2019 года, в то время как решением от 14 июля 2020 года по административному делу № 2а-594/2020 были взысканы пени по земельному налогу за 2017 год и пени по транспортному налогу за 2017 год за более ранний период - с 04.02.2019 года по 10.07.2019 года.

Также решением от 23 сентября 2020 года взысканы пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 21.11.2016 года по 10.11.2019 года, в то время как решением от 14.02.2017 года по административному делу № 2а-192/2017 были заявлены и взысканы пени по транспортному налогу за 2014 год за более ранний период – начисленные по состоянию на 12.10.2015 года (согласно материалам дела № 2а-192/2017).

Следовательно, двойного взыскания пеней за один и тот же период времени не имеется.

Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права и неправильного применения норм материального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Саровского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и дополнение к ней - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: