ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-824/20 от 22.06.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 2а-824/2020; 33а- 4674/2020

Судья - Богомолова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 22 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Чулатаевой С.Г., Котельниковой Е.Р.

при ведении протокола секретарем Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шоймардова Назриддина Алимухамадовича на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 20 февраля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Шоймардова Назриддина Алимухамадовича к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю, Администрации г. Перми о признании отказа в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом незаконным, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников – отказать».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Шоймардов Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, администрации г. Перми о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников.

В обосновании требований административный истец указал, что 30.10.2019 подал документы и заявление об участии в программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 05.12.2019 им получен отказ в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Решение об отказе принято ввиду отсутствия у заявителя соответствующего уровня образования.

Административный истец считает, что отказ в выдаче свидетельства является необоснованным, незаконным и нарушает его права свободы. Он родился на территории СССР и подходит по всем критериям для участия в программе, предоставил все необходимые документы. Требование о предоставлении дополнительно документа о профессиональном образовании является неправомерным. Уровень профессиональной подготовки подтвержден записью в трудовой книжке о присвоении ему квалификации изготовитель полуфабрикатов 5 разряда, подтверждающая профессиональные навыки и умения. Само требование о предоставлении документа об образовании выходит за рамки, исчерпывающего перечня документов, требуемого для предоставления услуги, согласно приказу МВД России от 07.11.2017 №842. Указ Президента РФ от 22.06.2006 №637 не содержит требований о представления документа об образовании. В региональной программе Пермского края перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства отсутствует. Наличие характеристики и ходатайства от предприятия, так же свидетельствует о его профессиональной пригодности и востребованности на предприятии. Предприятием предоставлено ходатайство о содействии ему в выдаче свидетельства Государственной программы, поскольку он занимает 2 должности на предприятии, являющихся наиболее востребованными на рынке труда г. Перми (грузчик и изготовитель полуфабрикатов). По смыслу региональной программы Пермского края пункт об образовании и квалификации введен для исключения экономических рисков при трудоустройстве и обустройстве соотечественников. Поскольку он трудоустроен в ООО «***» по бессрочному трудовому договору, трудовой книжке уже более 3 лет, предоставил ходатайство о заинтересованности в нем предприятия, имеет квалификацию выше, чем предусматривает диплом о профессиональном образовании, то экономический риск, исключен. Документы об образовании и квалификации, предоставляются при наличии и являются необязательными.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит административный истец, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что непредставление документа об образовании не может являться основанием для отказа в выдаче свидетельства. Уровень его профессиональной подготовки подтвержден записью в трудовой книжке. Само требование о предоставлении документа об образовании выходит за рамки, исчерпывающего перечня документов, требуемого для предоставления услуги, согласно приказу МВД России от 07.11.2017 №842.

В судебное заседание административный истец Шоймардов Н.А. не явился, извещался, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсуствие.

УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, администрация города Перми, ГУ МВД России по Пермскому краю, Аппарат Правительства Пермского края о дате и времени судебного заседания извещались, в судебное заседание своих представителей не направили.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в силу статьи 13.1 которого органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 19.1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").

Президент Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом от 22.06.2006 № 637 утвердил Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Согласно пункту 5 Государственной программы основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются: обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей (подпункт "в"); взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов (подпункт "е").

Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7 Государственной программы). Для достижения этих целей Государственной программой предусмотрена, помимо прочего, разработка региональных программ переселения и проектов переселения (подпункт "д" пункта 8 Государственной программы).

Подпунктом "д" пункта 6 Государственной программы установлено, что региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.

Согласно пункту 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 17 Государственной программы предусмотрено, что решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

В силу пункта 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

В рамках указанной программы Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п утверждена государственная программа Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», которой определены порядок и процедура приема участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, функции исполнительных органов государственной власти Пермского края, механизм их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по согласованию кандидатур участников Государственной программы Российской Федерации, их приему и размещению, представлению мер государственной поддержки в рамках Подпрограммы.

Пунктом 3.2 Порядка согласования кандидатуры соотечественника в качестве участника Государственной программы РФ раздела III «Административные процедуры, связанные с участим в Подпрограмме» (в ред. действующей на момент рассмотрения заявления Шоймардова Н.А.) в том числе определено, что участниками подпрограммы на территории Пермского края могут быть соотечественники, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, которые постоянно проживают за рубежом либо проживают на законных основаниях на территории Российской Федерации и соответствуют не менее чем одному из следующих требований:

имеют среднее профессиональное или высшее образование по специальностям (профессиям), включенным в перечень наиболее востребованных профессий на рынке труда Пермского края, размещенный на дату рассмотрения заявления на официальном сайте управления в сфере содействия занятости Министерства социального развития Пермского края по адресу: http://www.szn.permkrai.ru, и документально подтвержденный стаж работы по специальности (профессии), указанной в документе (документах) об образовании и (или) о квалификации, который должен составлять не менее одного года;

обучаются в образовательных организациях высшего образования либо профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

имеют стаж работы на должностях в сферах управленческих кадров, государственной или военной службы;

имеют в собственности (или совместной собственности супругов) на территории Пермского края жилое помещение, соответствующее нормам площади, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности;

граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации (подпункты 3.2.2.1 -3.2.2.5 Порядка).

Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Административный регламент), утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2017 № 842 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, определен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, а также способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, и порядок их представления.

В соответствии с п. 34-36 указанного перечня соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление об участии на русском языке без помарок и исправлений, одновременно представляет:

Копии документов, удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление об участии, с предъявлением оригиналов этих документов.

Копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление об участи, с предъявлением оригиналов этих документов.

Копии документов об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения (предоставляет при наличии).

Две фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Согласно п. 37 Административного регламента при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет документы, указанные в пункте 36 Административного регламента, а также копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, с предъявлением оригиналов таких документов.

В силу п.51.3, п. 51.4 Административного регламента отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 36 - 38 или 46 Административного регламента; представление документов или фотографий не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 35, 40 - 45 и подпункте 36.4 пункта 36 Административного регламента являются основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шоймардов Н.А., являясь гражданином ****, проживает на территории России с июля 2009 г. в настоящее время на основании вида на жительство **, сроком действия с 29.09.2015 по 29.09.2020, с 20.09.2018 зарегистрирован по адресу: ****.

30.10.2019 Шоймардов Н.А. обратился с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, одновременно представил следующие документы: копия свидетельства о рождении (л.д.12); копия иностранного паспорта (л.д.13-19); перевод паспорта (л.д.20-21); копия свидетельства о заключении брака (л.д.22); копия вида на жительство (л.д.23-24); копия трудовой книжки (л.д.26-28); копия разрешения на работу иностранного гражданина или лица без гражданства (л.д.29); справки о доходах и суммах налога физического лица за 2016,2017,2018,2019 годы (л.д.30-33); ходатайство (л.д.34); характеристика от 18.10.2019 (л.д.35).

Департаментом социальной политики Аппарата Правительства Пермского края принято решение от 07.11.2019 № 266 по гражданину **** Шоймардову Н.А.,дата.р., о несоответствии условия Государственной программы. Участие в Государственной программе невозможно ввиду отсутствия у заявителя соответствующего уровня образования (п.3.2.2.1 Регламента приема участников Государственной программы РФ и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Пермского края) (л.д.67).

28.11.2019 УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю принято решение об отказе Шоймардову Н.А. в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом решения Аппарата Правительства Пермского края от 07.11.2019(л.д.65).

О принятии оспариваемого решения 28.11.2019 административному истцу направлено уведомление №6/22008 (л.д.66).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции, исходил из того, что при подаче документов для участия в Государственной программе Российской Федерации на территории Пермского края административным истцом в нарушение требований п.3.2.2.1 Регламента приема участников Государственной программы РФ не представлен документ, подтверждающий наличие у него среднего профессионального или высшего образования по специальностям (профессиям), включенным в перечень наиболее востребованных профессий на рынке труда Пермского края, включенный в исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, а также способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, и порядок их представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с изложенными в нем выводами.

Из приведенных правовых норм следует, что законодатель установил критерии, которым должен отвечать потенциальный участник государственной программы РФ на территории Пермского края, а также определил исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем и порядок их предоставления.

Вопреки утверждению заявителя жалобы потенциальный участник государственной программы РФ на территории Пермского края одновременно с подачей заявления должен представить, в том числе копию документа об образовании и (или) о квалификации. Непредъявление документа об образовании является одним из исчерпывающих оснований для отказа в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы.

Поскольку приведенные выше правовые нормы и требования, предъявляемые к лицам, желающим принять участие в Государственной программе, закрепляющие обязанность подтвердить уровень профессионального образования, не были учтены административным истцом при подаче заявления об участии, административным органом было принято правомерное решение об отказе Шоймардову Н.А. в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Ссылка в жалобе на наличие в трудовой книжке административного истца записи о присвоении квалификации 5 разряда изготовителя полуфабрикатов на пищевом производстве не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, поскольку не подтверждают наличие у истца профессионального образования и обосновано не учтено административным ответчиком при решении вопроса о выдаче свидетельства участника государственной программы.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности оспариваемого отказа административного ответчика, принятого в соответствии с делегированными полномочиями и с соблюдением требований действующего законодательства, ввиду чего решение суда об отказе Шоймардову Н.А. в удовлетворении административного искового заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.

При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309,310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шоймардова Н.А.– без изменения.

Председательствующий

Судьи