ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8463/2021 от 16.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-180662021

по делу № 2а-8463/2021

16 сентября 2021 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.,

судей Портновой Л.В.,

Ситник И.А.,

с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Романовой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой А. А. к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан №...

по апелляционной жалобе Яковлевой А. А. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Яковлева А.А. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о признании незаконными:

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенных копий ведомостей проверки подписных листов,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата Яковлевой проведено на сутки ранее,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче всех подписных листов в МВД без проведения их проверки по ГАС «Выборы»,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения,

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по неизвещению Яковлевой А.А. о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке,

состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

- отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан №...,

- обязании зарегистрировать Яковлеву А. А. кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №....

В судебном заседании Яковлева А.А. просила восстановить срок обращения в суд для обжалования решения Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года №..., о чем представила письменное заявление.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

дата Избирательная комиссия городского округа адрес Республики Башкортостан вынесла незаконное решение №... «Об отказе Яковлевой А. А. в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №...».

Решение Избирательной комиссией городского округа принято на основании итогового протокола проверки подписных листов от дата.

В нарушение ч. 14 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 06 декабря 2006 N 380-з (далее - Кодекс) заседание Избирательной комиссии городского округа по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее, чем предписывает норма,- 30 июля 2021 года. Копию ведомостей проверки от 29 июля 2021 ФИО1 не выдали. Возражения ФИО1 на итоговый протокол комиссия не рассматривала, а указала, что их рассмотрела рабочая группа, та же самая, что и составила протокол проверки.

В решении указано, что возражения не могут быть приняты во внимание, в связи с отсутствием у рабочей группы полномочий и компетенции по проверке достоверности проставления даты и подписи избирателем собственноручно. • ...

Согласно решению №... от дата «Об утверждении состава Рабочей группы по проверке подписей избирателей, собранных и предоставленных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан», утвержден состав Рабочей группы:

Руководитель группы - ФИО2, секретарь Избирательной комиссии городского округа.

Члены группы:

- ФИО3, член Избирательной комиссии городского округа с правом решающего голоса,

- ФИО4, член Избирательной комиссии городского округа с правом решающего голоса,

- ФИО5, председатель Избирательной комиссии городского округа.

Никакие другие лица, специалисты, почерковеды в состав Рабочей группы не включены.

Оснований утверждать о наличии проставленных в подписных листах дат, внесения подписи за других лиц у рабочей группы нет.

Информация, указанная в Справке о проверке достоверности содержавшихся в подписных листах сведений об избирателях кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва ФИО1, имеет недостоверные данные, а именно:

п/п 2. (лист 11, строка 4) Г. РенФИО6 является инвалидом-колясочником, написание буквы А в имени (похожей на О), является особенностью почерка, на самом деле 4 четвертая буква в имени написана А,

3. п/п 5. (лист 30, строка 4) ФИО7 Р. Ф., фамилия ФИО7 пишется именно в таком написании, т.е. подряд 3 согласных буквы, без гласной И между 3 и Т. Это подтверждается и фамилией его супруги ФИО7, чья подпись записана под №... на листе №..., о чем имеется свидетельство о браке, в котором указаны фамилии ФИО7 и ФИО7,

4. п/п 7. (лист 49, строка 1) ИвА. А. Л. имеет регистрацию по адресу: года Уфа, адресдата, что подтверждается копией страницы ее регистрации из паспорта, ИвА. А. Л. - единственная зарегистрированная по вышеуказанному адресу,

5. п/п 9. (лист 58, строка 3) ФИО8 имеет регистрацию по адресу: адрес, проспект адрес, с дата (подпись внес в подписной лист дата), что подтверждается копией страницы о регистрации из его паспорта и означает о предоставлении отделом по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе недостоверных данных.

Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан имеет незаконный состав в соответствии со ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Таких партий с момента внесения в Устав ГО город Уфа Республики Башкортостан было не более четырех. И в региональное законодательное собрание, и в Совет ГО город Уфа не пропускали более четырех партий. Теперь партия «Патриоты России» объединена с партией «Справедливая Россия», и не может учитываться как отдельная квота.

В состав Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан не может быть назначено более 8 членов с правом решающего голоса при условии, что все представленные в Государственную думу Федерального саобрания Российской Федерации партии предложат кандидатов. В Устав ГО город Уфа Республики Башкортостан положение об общем количестве членов с правом решающего голоса превышающее 8 членов могло быть внесено только после 2016 года, а сейчас 12, что незаконно. В действующем составе одновременно предложенные и Справедливой Россией, и Патриотами России члены комиссии. После объединения это противоречит части 4 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан имеет незаконный состав, а также название. Центральная избирательная комиссия в Российской Федерации лишь одна, а в регионах создаются Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

В состав рабочей группы из 14 членов включены 7 лиц, не являющихся членами Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, в частности, сотрудник УФСБ России по Республике БашкортостанФИО9

За час до заседания Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, где принято Постановление об отказе в удовлетворении жалобы, её рассмотрела эта рабочая группа. Там и сформирована незаконная позиция Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан пересматривать справки МВД, что прямо противоречит ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Прежде, чем направлять запрос в МВД, нужно проверить сведения в ГАС «Выборы», и уже вызвавшие сомнения сведения направить за справкой в МВД.

При вынесении постановления №..., Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан не учтены доводы жалобы о полномочиях почерковедов.

дата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказалась рассматривать жалобу ФИО1 на постановление №... от дата, направив письмо за №... от дата.

В судебном заседании ФИО1 дополнительно заявлено о незаконности постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан№... от дата «О внесении изменений в состав Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по предварительному рассмотрению жалоб, обращений на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и должностных лиц при проведении выборов в 2017-2022 годах».

Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 августа 2021 года постановлено:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о:

- признании незаконными:

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенных копий ведомостей проверки подписных листов,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче всех подписных листов в МВД без проведения их проверки по ГАС «Выборы»,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения,

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по неизвещению ФИО1 о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке,

состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

- отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан №...,

- обязании зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №... отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что судья Курамшина А.Р. является избирателем на выборах Совета городского округа г. Уфа со своими предпочтениям явно показанными при рассмотрении данного иска и иска кандидата ФИО10, решение по которому отменено Верховным судом Республики Башкортостан.

Податель жалобы также указал, что положение пункта 2 статьи 78 Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержат ограничительные сроки для обжалования решения Избирательной комиссии.

Кроме того, положение об установлении сроков на обращение в суд, введено Федеральным законом от дата №115-ФЗ, тогда как нормы, введенные позже, чем за год до проводимых выборов, не подлежат применению.

В апелляционной жалобе также указано, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно: часть 13 статьи 239 КАС РФ, не применен закон, подлежащий применению, а именно: пункт 3 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах», кроме того, неправильно истолкован пункт 4.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах».

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей Избирательной комиссии городского округа адрес Республики БашкортостанФИО11 и ФИО12, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, заключение прокурора Валиуллиной Г.Р., полагавшей несостоятельными доводы жалобы ФИО1, обоснованность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... назначены выборы депутатов Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва на дата. Указанное решение официально опубликовано в газете «Уфимские ведомости» дата№... (4145), а также в газете «Вечерняя Уфа» дата№...(13516).

датаФИО1 уведомила Избирательную комиссию городского округа адрес Республики Башкортостан о самовыдвижении путем представления заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №... и предусмотренных частью 4.1, 6 статьи 40 Кодекса документов.

датаФИО1 представила в Избирательную комиссию городского округа адрес Республики Башкортостан документы для регистрации кандидата на выборах депутатов Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года №... определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу №..., а именно 208 подписей. Согласно указанному решению максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, по одномандатному избирательному округу №..., составляет 229 подписей.

ФИО1 в целях выдвижения и регистрации были представлены, в том числе:

- протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения от 20 июля 2021 года,

- папка №... с подписными листами в количестве 68 листов и 229 подписи.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года №... установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, собранные и представленные в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по каждому одномандатному избирательному округу.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа №... от 30 июня 2021 года создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, собранных и представленных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.

дата в 12 час. 00 мин. состоялось заседание рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов. На заседании рабочей группы принимала участие кандидат ФИО1.

Итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата, установлено:

Количество заявленных подписей - 229.

Количество представленных подписей - 229.

Количество проверенных подписей - 229.

Количество недостоверных (недействительных) подписей - 22.

Количество достоверных подписей - 207.

В вышеуказанном протоколе отражено признание недостоверными (недействительными) подписей по следующим основаниям:

- подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 3 части 9 статьи 49 Кодекса. Соответствующие подписи признаны недействительными на основании Справки Отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата.

- подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 6 части 9 статьи 49 Кодекса. Соответствующие подписи признаны недействительными на основании заключения экспертов - почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан№... от дата.

Итоговый протокол проверки подписных листов, ведомость проверки подписных листов от дата, копия заключения экспертов №... от дата, копия справки Отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе вручены кандидату, что подтверждается его подписью.

дата поступили возражения ФИО1 с указанием, что все подписи и даты избиратели ставили собственноручно. Возражения рассмотрены, однако не были приняты во внимание, в связи с отсутствием у рабочей группы комиссии полномочий и компетенции по проверке достоверности проставления даты и подписи избирателем собственноручно.

дата поступили возражения ФИО1 с приложением копий паспортов избирателей, подписных листов.

В ходе изучения представленных возражений и документов к нему, установлено, что избиратель, проставивший свою подпись в листе 10 строке 2 подписного листа в поддержку выдвижения кандидата, не обладает активным избирательным правом, поскольку не зарегистрирован по адресу, входящему в одномандатный избирательный округ №....

Возражения ФИО1 рассмотрены рабочей группой, оснований сомневаться в представленной Справке Отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата и заключении экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан№... от дата у Избирательной комиссии не нашлось.

В связи с поступлением возражений кандидата, рабочая группа в ходе их рассмотрения составила Итоговый протокол проверки подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата, которым установила:

Количество заявленных подписей - 229.

Количество представленных подписей - 229.

Количество проверенных подписей - 229.

Количество недостоверных (недействительных) подписей - 23.

Количество достоверных подписей - 206.

В протоколе отражено признание недостоверными (недействительными) подписей по следующим основаниям:

- подпункт «б» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 2 части 9 статьи 49 Кодекса,

- подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 3 части 9 статьи 49 Кодекса,

- подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 6 части 9 статьи 49 Кодекса.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации. Аналогичное основание содержится в подпункте 5 части 6 статьи 51 Кодекса.

На основании вышеизложенного, 30 июля 2021 года Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала ФИО1, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №....

Решение получено ФИО1 30 июля 2021 года в 19.09 час. нарочно.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от дата№... жалоба ФИО1 на решение избирательной комиссии городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об отказе в регистрации ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №...» оставлена без удовлетворения.

Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что основаниями для признания недостоверными (недействительными) подписей избирателей стали, в том числе справка Отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата и заключение экспертов - почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан№... от дата.

Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от дата№... к проверке подписных листов привлекаются эксперты - почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России.

Для экспертов - почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. Эксперты - почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов. Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом - почерковедом государственного судебно - экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.

Решением Избирательной комиссии городского округа адрес№... от дата было решено привлечь к проверке подписей избирателей специалистов Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан и специалистов Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан.

Почерковедческое исследование проводилось главным экспертом ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО13, имеющим высшее юридическое образование и стаж экспертной работы по специальности судебная почерковедческая экспертиза с 2001 года и судебная технико-криминалистическая экспертиза документов с 2002 года и экспертом ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО14, имеющим высшее юридическое образование и стаж экспертной работы по специальности судебная почерковедческая экспертиза с 2012 года и судебная технико-криминалистическая экспертиза документов с 2006 года.

Таким образом, указанные эксперты имели соответствующую компетенцию и статус для их привлечения для проверки подписных листов, чем в том числе опровергается довод ФИО1 о незаконности действия Избирательной комиссии городского округа по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения.

Кроме того, отвергая довод административного истца о противоречивости заключения экспертов - почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан№... от дата, суд указал, что на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (п.1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата).

На основании изложенного, суд признал допустимым доказательством заключение экспертов - почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан№... от дата.

Судом также указано, то согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от дата№... к проверке подписных листов привлекаются эксперты и специалисты органа регистрационного учета и других государственных органов.

При обнаружении специалистами органа регистрационного учета в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.

При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях №... и №... к Протоколу №... к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дата№... (с учетом изменений, внесенных Протоколом №... от дата). При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра. После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя (пункты дата и дата Постановления).

Так, комиссией была получена справка Территориальной избирательной комиссии адрес ГО адрес Республики Башкортостан№... от дата о проверке в ГАС «Выборы», данных об избирателях, содержащихся в подписных листах.

Далее комиссией была получена справка Отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата, которая и была положена в основу подготовки ведомости проверки от дата.

Вместе с тем, сведения, изложенные в справке отделения по вопросам миграции по адрес ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата, подтвердились в части.

В целях проверки доводов ФИО1 о соответствии действительности сведений, указанных в подписных листах лицами, указанными в административном исковом заявлении, судом из Отделения по адрес отдела по вопросам миграции Управления МВД России по городу Уфе МВД по Республике Башкортостан истребованы ФИО и паспортные данные части избирателей.

Судом установлено, что сведения, указанные в подписных листах ИвА. А.Л. и ФИО8, соответствуют действительности, в связи с чем пришел к выводу, что их подписи необоснованно были признаны недействительными, ФИО1 набирает необходимое количество подписей (208) для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета городского округа адрес Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №....

Вместе с тем, суд пришел к выводу о пропуске ФИО1 срока обращения в суд и невозможности его восстановления.

В силу частей 4, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата или отказе в его регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон №67-ФЗ).

Оспариваемое решение Избирательной комиссией городского округа адрес Республики Башкортостан принято дата, оспариваемое решение Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостандата, а в суд административный истец обратился дата, то есть по истечении десяти дней и пяти дней соответственно.

Доводы ФИО1 о том, что 19 августа 2021 года она получила решение Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, обжаловала его в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, 22 августа 2021 года направила административный иск в суд, в связи с чем срок обращения в суд не пропустила, суд признал несостоятельными.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не зависит от процессуального поведения административного истца при рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как состязательность и равноправие сторон.

Приведенные ссылки на соблюдение ФИО1 установленных сроков обращения в Центральную избирательную комиссии Республики Башкортостан и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации основанием к отмене решения являться не могут, поскольку в силу прямого указания, приведенного в пункте 8 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд, соответственно, такое обращение не прерывает течение срока, определенного законом для оспаривания в судебном порядке решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации письмом №... от 18/08/2021 года отказала в рассмотрении жалобы ФИО1 по существу, решение об оставлении жалобы без удовлетворения не принималось. Таким образом, данное письмо не является решением об оставлении жалобы без удовлетворения в контексте части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отвергая довод ФИО1 о незаконности бездействия Избирательной комиссии городского округа по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, суд исходил из следующего.

Так, согласно ч. 14 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Согласно п. 4.1.5. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года №... «Об утверждении Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по письменному запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола проверки подписных листов передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

После поступления письменного заявления ФИО1 ей незамедлительно вместе с итоговым протоколом были выданы заверенные копии ведомости проверки подписных листов от дата, копия заключения экспертов №... от дата, копия Справки Отделения ОВМ УМВД России по городу Уфе №... от дата. Этот факт также подтверждается тем, что возражения ФИО1, поданные дата комиссию, были основаны на указанных документах. Таким образом, комиссия полностью обеспечила соблюдение норм законодательства и прав кандидата в указанной части.

Отвергая довод административного истца о незаконности действий Избирательной комиссии городского округа по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1, суд исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 51 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а при проведении выборов Главы Республики Башкортостан - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах», если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

В соответствии с п.17 календарного плана, утвержденного решением от 30 июня 2021 №..., сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, производится со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, но не позднее 22 июля 2021 года.

ФИО1 представила в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан документы для регистрации кандидата на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва 21 июля 2021 года.

Следовательно, предельный срок для принятия решения по пакету документов данного кандидата оканчивался 30 июля 2021 года.

Заседание избирательной комиссии по решению вопроса о регистрации ФИО1 было проведено 30 июля 2021 года.

Отвергая довод ФИО1 о незаконности бездействия Избирательной комиссии городского округа по неизвещению о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке, суд исходил из того, что о времени заседания рабочей группы по проверке представленных ФИО1 подписных листов административный истец был уведомлен по телефону. Данный факт также подтверждается присутствием кандидата на заседании рабочей группы 27 июля 2021 года, после окончания заседания которой она получила копию итогового протокола проверки подписных листов.

То обстоятельство, что административный истец не был извещен о времени проведения исследования привлекаемым к проверке специалистом ЭКЦ МВД России, не может служить основанием для отмены решения Избирательной комиссии, поскольку отсутствие кандидата при проведении исследования не могло повлиять на выводы эксперта.

Суд также не согласился с доводами административного истца о том, что ФИО1 была необоснованно не извещена о времени проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, органами регистрационного учета, поскольку проверка таких сведений территориальными органами ФМС России осуществляется самостоятельно по запросу избирательных комиссий, результаты таких сведений передаются в избирательную комиссию, направившую запрос.

Пунктом 4.1. статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах», пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Соответственно, законодатель не установил обязанности избирательной комиссии или эксперта извещать кандидата о проведении экспертизы.

Судом указано, что, заявляя о незаконности состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО1 фактически оспаривает незаконность формирования Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан действующего состава сформирована на основании решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года №... и 02 апреля 2021 года №....

Вместе с тем согласно ч. 13 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии в суд могут обратиться:

1) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в отношении расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо группа депутатов представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссий;

5) указанные в пункте 4 настоящей части группы депутатов и избирательные комиссии, а также соответствующая избирательная комиссия муниципального района - в отношении расформирования избирательной комиссии поселения.

ФИО1 не относится к ни одной из указанных категорий.

Отвергая доводы ФИО1 о незаконности состава Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан и наименования комиссии, суд исходил из того, что в соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 2 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» формирование Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан осуществляется Государственным Собранием и Главой Республики Башкортостан на основе предложений, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также предложений представительных органов муниципальных образований, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах», как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В состав Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан 14 июня 2017 года вошли кандидатуры, предложенные политическими партиями, в том числе «Справедливая Россия» и «Патриоты России» по одному члену от каждой партии. Объединение вышеуказанных партий состоялось в январе 2021 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона №67-ФЗ срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет. В соответствии с п. 5 ст. 29 указанного Федерального закона, срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Пунктами 6, 6.1, 6.2, 8 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований освобождения члена комиссии с правом решающего голоса от своих обязанностей до истечения срока своих полномочий.

Избирательным законодательством реорганизация, ликвидация партии или переименование партии не предусмотрены в качестве таких оснований.

Наименование Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан установлено Кодексом Республики Башкортостан «О выборах» и не противоречит требованиям федерального избирательного законодательства.

В судебном заседании ФИО1 заявлено о незаконности постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан №... от 03 августа 2021 года «О внесении изменений в состав Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по предварительному рассмотрению жалоб, обращений на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и должностных лиц при проведении выборов в 2017-2022 годах».

Между тем надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым постановлением административного ответчика прав и законных интересов административного истца не приведено.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу частей 4, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата или отказе в его регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Оспариваемое решение Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято 30 июля 2021 года, оспариваемое решение Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан – 06 августа 2021 года, а в суд административный истец обратился 22 августа 2021 года, то есть по истечении десяти дней и пяти дней соответственно.

Выводы суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 30.04.2021 года №115-ФЗ не подлежит применению, поскольку принят менее чем за год до проведения выборов, не основан на нормах права.

Федеральный закон от 30.04.2021 N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, вступил в силу со дня официального опубликования 30.04.2021 года (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.04.2021).

Положения статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.04.2021 года №115-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва на 19 сентября 2021 года назначены решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года № 83/14, положения статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ применяются в редакции Федерального закона от 30.04.2021 года №115-ФЗ.

Суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу об отсутствии нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты.

Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Судом установлено, что о времени заседания рабочей группы по проверке представленных ФИО1 подписных листов административный истец был уведомлен по телефону. Данный факт также подтверждается присутствием кандидата на заседании рабочей группы 27 июля 2021 года, после окончания заседания которой, она получила копию итогового протокола проверки подписных листов.

Таким образом, довод административного истца о его неизвещении о дате проведения проверки подписных листов и дате заседания комиссии, где решался вопрос об отказе в регистрации его кандидатом, правомерно признан судом несостоятельным.

Разрешая доводы апелляционной жалобы о незаконности состава Избирательной комиссии городского округа адрес Республики Башкортостан и Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан и наименования комиссии, Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Согласно действующему законодательству требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть четко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования истца и на какое лицо истец полагает, что должны быть возложены те или иные обязанности, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 67-ФЗ формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» формирование Центральной Избирательной комиссии Республики Башкортостан формируется Государственным собранием – Курултай Республики Башкортостан и Главой Республики Башкортостан на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании, на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Таким образом, Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан не являются надлежащими ответчиками по требованиям о признании незаконным их состава.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано, что в силу п. 9 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В состав Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан 14 июня 2017 года вошли кандидатуры, предложенные политическими партиями, в том числе «Справедливая Россия» и «Патриоты России» по одному члену от каждой партии. Объединение вышеуказанных партий состоялось в январе 2021 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона №67-ФЗ срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет. В соответствии с п. 5 ст. 29 указанного Федерального закона, срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Пунктами 6, 6.1, 6.2, 8 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований освобождения члена комиссии с правом решающего голоса от своих обязанностей до истечения срока своих полномочий.

Избирательным законодательством реорганизация, ликвидация партии или переименование партии не предусмотрены в качестве таких оснований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции в незаконном составе, являются необоснованными, поскольку тот факт, что судья Курамшина А.Р. является избирателем, а также то, что решение, вынесенное по ранее рассмотренному делу с участием иных лиц, не свидетельствует о наличии предусмотренных статьями 31 и 32 КАС РФ, обстоятельств, препятствующих рассмотрению данного дела судьей Курамшиной А.Р.

Обстоятельства для отвода судьи перечислены в статьях 31 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Таких обстоятельств по данному делу не имеется. Рассмотрение судьей в суде той же инстанции другого дела не являлось препятствием для рассмотрения данного дела. Не имеется и данных о личной прямой или косвенной заинтересованности судьи, рассматривающего данное дело по первой инстанции, в исходе дела, как и обстоятельств, вызывающих сомнения в ее объективности и беспристрастности.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.

Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба может в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Портнова Л.В.

ФИО15

Справка: судья Курамшина А.Р.