Председательствующий: Яковлев К.А. Дело № 33а-3101/2021
2а-847/2021
55RS0003-01-2021-000376-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Шукеновой М.А.,
судей областного суда Усовой Е.И., Харламовой О.А.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к Грязеву Е. А. о взыскании недоимок и пеней по транспортному налогу
по апелляционной жалобе Грязева Е. А. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 9 марта 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Грязеву Е.А. о взыскании недоимок и пеней по транспортному налогу.
В обоснование указала, что по сведениям, поступившим из регистрирующего органа, административный ответчик являлся собственником транспортных средств <...>, государственный регистрационный знак <...>, <...>, государственный регистрационный знак <...>.
Грязеву Е.А. через информационный сервис «личный кабинет налогоплательщика» было направлено требование № 9644 от 30.01.2019 со сроком исполнения не позднее 11.03.2019 на уплате недоимок по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4 949 руб. и начисленных на них за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 72,33 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23.08.2019 по делу № 2а-1526/2019 с Грязева Е.А. была взыскана задолженность по требованию № 9644.
Определением от 31.08.2020 указанный судебный приказ отменен.
Просила взыскать с Грязева Е.А. задолженность в размере 5 021,33 руб., в том числе недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 949,00 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 72,33 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 09.03.2021 постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к Грязеву Е. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Грязева Е. А., <...> года рождения, зарегистрированного по адресу: <...> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 949,00 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 72,33 рублей, всего взыскать 5 021 (пять тысяч двадцать один) рубль 33 копейки.»
В апелляционной жалобе Грязев Е.А. просит решение суда отменить, принять новое. Ссылается на факт продажи автомобиля <...> (около 4 лет назад), отсутствие информации о том, был ли данный автомобиль снят с регистрационного учета и кто является его владельцем.
Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области относительно доводов апелляционной жалобы принесен отзыв.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358); транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, на имя Грязева Е.А. были зарегистрированы следующие транспортные средства: 1) <...>, государственный регистрационный знак <...> (дата регистрации – <...>, прекращение регистрации – <...>), 2) <...>, государственный регистрационный знак <...> (дата регистрации – <...>, прекращение регистрации – <...>) (л.д. 39, 40).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 63592839 от 21.08.2018 на уплату не позднее 03.12.2018 транспортного налога за 2017 год в сумме 4 949,00 руб., в том числе: по транспортному средству <...>, государственный регистрационный знак <...>, - 149 руб., по транспортному средству <...>, государственный регистрационный знак <...>, - 4 800 руб. (л.д. 17, 18).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4). Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6).
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В установленный срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком исполнена не была, в связи с чем 30.01.2019 ему было выставлено требование № 9644 на уплату в срок до 11.03.2019 образовавшихся недоимок по транспортному налогу за 2017 год и начисленных на них за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 72,33 руб. (л.д. 19-21).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал на наличие правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимок за 2017 год и пеней, поскольку соответствующее требование об оплате налога налоговым органом было направлено, однако задолженность не погашена.
Налоговое уведомление и требование об уплате налога направлялись Грязеву Е.А. посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», в подтверждение чего налоговым органом были представлены скриншоты страниц программного обеспечения (л.д. 18, 21).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, а также обеспечение доступа к нему осуществлялось ФНС России в соответствии с Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@, действовавшим до 28.12.2017, после указанной даты – в соответствии с Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области Грязев Е.А. был подключен к интернет-сервису ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» 14.11.2013. Регистрация налогоплательщика была произведена в ИФНС России №1 по Центральному административному округу г.Омска (код инспекции-5503).
Из указанных выше скриншотов усматривается, что налоговое уведомление №63592839 было передано через личный кабинет 21.08.2018, требование № 9644 – 01.02.2019 в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами истребованного судом первой инстанции дела № 2а-1526/2019 подтверждается, что 19.08.2019, то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования № 9644 налоговый орган обратился в с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности.
В качестве доказательств возникновения задолженности уполномоченный орган ссылался на налоговое уведомление № 63592839 и требование об уплате налога №9644, составляющие доказательственную базу по настоящему административному делу.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23.08.2019 по делу № 2а-1526/2019 с Грязева Е.А. была взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 4949 руб. и пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 72,33 руб.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка судебного участка № 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 31.08.2020 изложенный судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений должника (л.д. 11).
Настоящее административное исковое заявление было предъявлено в Ленинский районный суд г. Омска 28.01.2021, т.е. в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. К административному исковому заявлению приложен документ, подтверждающий наделение лица, подписавшего его, статусом руководителя налогового органа (л.д. 26). Правильность приведенных расчетов недоимки и пеней проверена судом первой инстанции, оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.
При исчислении транспортного налога за 2017 год в отношении автомобиля <...>, государственный регистрационный знак <...> Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обоснованно руководствовалась сведениями органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, о факте его регистрации за Грязевым Е.А. в период с 27.07.2013 по 18.07.2018.
По сведениям, представленным в материалы дела Межрайонным отделом технического надзора и регистрации автомототранспортных средств УМВД России по Омской области на запрос суда первой инстанции, операция по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) с Грязева Е.А. на ФИО была произведена 18.07.2018 (л.д. 40).
Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действовавших в течение налогового периода 2017 года) следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение 10 суток после приобретения.
Указанным пунктом также регламентировалось, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 №131-ФЗ, от 04.11.2014 № 347-ФЗ).
Таким образом, положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо, в связи с чем передача транспортного средств без снятия его с учета в органах Госавтоинспекции не освобождает прежнего законного владельца от обязанности по уплате транспортного налога.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.03.2015 года N 541-О, из которой следует, что установленная федеральным законодателем в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации взаимосвязь возникновения объекта налогообложения по транспортному налогу с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, исключить двойное налогообложение в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.
При таких обстоятельствах, выставляя требование об уплате налога, налоговый орган действовал в рамках предусмотренных законом полномочий, пределы которых не превысил.
Поскольку срок обращения в суд соблюден, представлены доказательства, подтверждающие полномочия руководителя налогового органа на обращение в суд, доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налогов, правильность расчета налога проверена судом первой инстанции, соответственно оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 9 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 10.06.2021