ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-84/20 от 30.09.2020 Южного окружного военного суда

Председательствующий Лачинов С.Э.

Дело № 2а-84/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-960/2020

30 сентября 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Потапченко И.Н.,

судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,

при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июля 2020 г., которым удовлетворены заявленные военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сержантом ФИО1 требования о признании незаконными действий отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком предоставления в финансовый орган сведений об обеспеченности истца жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административного ответчика - ФИО2 в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1, проходящий военную службу по контракту, установленным порядком признан нуждающимся в жилом помещении и с 25марта 2016 г. включён в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы в г.Владикавказе.

10 апреля 2018 г. ФИО1 отказался от предложенных ему двух комнат в общежитии, расположенных по адресу: <адрес> в связи с чем ему была прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.

После сноса в феврале 2019 года здания, в котором ему предлагалось указанное жильё, ФИО1, в июне того же года обратился по команде с рапортом о возобновлении ему названной выплаты.

Однако в возобновлении выплаты истцу указанной компенсации Федеральным казённым учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» было отказано по мотиву того, что 31 июля 2019г. отделением (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в названный финансовый орган представлены сведения об утрате ФИО1 права на получение этой выплаты, так как ранее он отказался от предложенного ему по месту службы жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с представлением в уполномоченный финансовый орган вышеназванных сведений, и просил возложить на административного ответчика обязанность представить в финансовый орган сведения о необеспеченности его жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Приводя в обоснование положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о наличии у ФИО1 права на денежную компенсацию за наем жилого помещения после отказа от предложенного ему жилого помещения специализированного жилищного фонда. Последующее расселение проживающих лиц из здания, его демонтаж и исключение из перечня объектов жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, отношения к рассматриваемому делу не имеют, поскольку указанные действия проходили спустя 11 месяцев после полученного от истца отказа от предоставленного ему жилья.

Обжалованные в суд действия отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации являются законными и соответствуют требованиям правовых актов, регулирующих вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, а принятое судом решение подлежит отмене в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909.

Пунктами 2 и 3 Порядка определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303, названная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, включенному в список на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием и лишь на основании его соответствующего волеизъявления, выраженного в форме рапорта с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсации. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, право на получение указанной компенсации возникает у него лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему и подачи истцом нового рапорта о предоставлении компенсации. При наличии иного подлежащего распределению служебного жилого помещения жилищные органы могут вновь предложить его военнослужащему.

По делу установлено, что решением жилищного органа от 13 апреля 2016года ФИО1 с 25 марта 2016 года включён в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г.Владикавказе с составом семьи три человека.

На основании решения того же жилищного органа от 25 мая 2018 года в состав семьи истца включён его сын ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с сообщением от 5 марта 2018 года № ЮРУЖО-11/281-18 ФИО1 на состав семьи из трёх человек предложено жилое помещение специализированного жилищного фонда, состоящее из двух комнат в общежитии, общей площадью 35,3 кв.метров, расположенное по месту прохождения военной службы по адресу : <адрес>

10 апреля 2018 года ФИО1 отказался от предложенного жилья, в связи с изменением состава семьи, о чём собственноручно указал на корешке №2 названного сообщения.

26 июня 2019 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части с рапортом о выплате ему денежной компенсации за осуществление найма жилого помещения.

Как видно из сопроводительного письма командира войсковой части командование представило в финансовый орган, обслуживающий воинскую часть, списки военнослужащих, подавших в июне 2019года рапорта о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в том числе в отношении ФИО1

25 июля 2019 года финансовым органом в жилищный орган направлен сводный список военнослужащих, подавших в июне 2019 года рапорта о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

31 июля 2019 года жилищный орган представил в финансовый орган информацию о включении военнослужащих в список нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилого фонда, в которых указано, что в апреле 2018 года ФИО1 отказался от предложенного ему жилого помещения.

Из справки филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу от 23 марта 2020 года следует, что расселение общежития, расположенного по адресу: <адрес> завершено в феврале 2019 года. Данное общежитие исключено из перечня объектов жилищного фонда, переданных в управление Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу.

При таких обстоятельствах оснований после февраля 2019 года учитывать действия ФИО1, связанные с отказом от предложенного ему жилого помещения, при решении вопроса об обеспеченности его жильём у жилищного органа не имелось.

Следовательно, жилищный орган в представляемых в финансовый орган сведениях обязан был указать о необеспеченности истца жилым помещением, так как препятствия для выплаты ФИО1 оспариваемой компенсации перестали существовать.

Поскольку в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами условия выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения зависят от возможности или невозможности обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением маневренного фонда или общежитием, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности представить в финансовый орган сведения о необеспеченности истца жилым помещением.

Таким образом, апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июля 2020года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.

Председательствующий И.Н. Потапченко

Судьи В.А. Патлань

В.А. Тогубицкий

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 октября 2020 г.