ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-850/2021 от 17.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Игнатова М.С.

Дело № 2а-850/2021

Дело № 33а-11384/2021

УИД 59RS0035-01-2021-001062-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев 17 ноября 2021 года в открытом судебном заседании г.Перми дело по апелляционным жалобам Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу, Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 августа 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Соликамского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересы неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Отделу Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдела Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу, выразившееся в не оборудовании здания отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенного по адресу: ****, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством, соответствующим требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД РФ от 30.04.2012 года № 389.

Возложить обязанность на Отдел Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу оборудовать здание отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенное по адресу: ****, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее трех, отвечающими требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389, в срок до 31.12.2022 года.

Возложить обязанность на Главное управление Министерства внутренних дел по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование здания отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенное по адресу: ****, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее трех, отвечающими требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389».

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО2, представителя административного ответчика Отдела МВД России по Соликамскому городскому округу ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнения) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу (далее по тексту – ОМВД России по Соликамскому городскому округу), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ГУ МВД России по Пермскому краю), в котором просил признать незаконным бездействие ОМВД России по Соликамскому городскому округу, возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2022 оборудовать здание отдела полиции специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее трех, которые должны соответствовать требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389, обязать ГУ МВД России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений для задержанных лиц в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в марте 2021 года Соликамской городской прокуратурой произведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации при содержании задержанных в административном порядке в специальном помещении для задержания лиц в ОМВД России по Соликамскому городскому округу. В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», поскольку оборудованные помещения для задержанных лиц не соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством. Выявленные нарушения затрагивают права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку специальные помещения для задержанных лиц являются учреждениями с массовым пребыванием людей, состав которых постоянно меняется.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отдел МВД России по Соликамскому городскому округу просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Отдел является бюджетным учреждением, своего финансирования не имеет и выполняет установленные законодательством функции исходя из целевого характера и объема ассигнований, предусмотренных сметой. Отделом активно решался вопрос с ГУ МВД России по Пермскому краю о выделении средств из федерального бюджета для приведения специальных помещений для содержания задержанных лиц в надлежащее состояние, незаконное бездействие со стороны Отдела не доказано. Судом не учтено, что исполнение решения суда в срок до 31.12.2022 невозможно без проведения капитального ремонта всей дежурной части Отдела полиции, который запланирован в 2023 году. Административный истец до предъявления иска в суд меры прокурорского реагирования не принимал, представление об устранении нарушений не направлял. Суд не учел, что жалобы граждан о нарушении их прав в период нахождения в специальных помещениях для содержания задержанных лиц за период 2020-2021 г.г. отсутствовали.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ГУ МВД России по Пермскому краю является ненадлежащим административным ответчиком. При необходимости текущий и капитальный ремонт в специальных помещениях для задержанных лиц ОМВД России по Соликамскому городскому округу может осуществлять самостоятельно в пределах текущего финансирования. Судом не учтено, что исполнение решения суда в срок до 31.12.2022 невозможно без проведения капитального ремонта всей дежурной части Отдела полиции, который запланирован в 2023 году. Административный истец до предъявления иска в суд меры прокурорского реагирования не принимал, представление об устранении нарушений не направлял. Суд не учел, что жалобы граждан о нарушении их прав в период нахождения в специальных помещениях для содержания задержанных лиц за период 2020-2021 г.г. отсутствовали.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы Соликамская городская прокуратуру просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Л.Л.ЛБ. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители административных ответчиков - ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО2 и ОМВД России по Соликамскому городскому округу ФИО3 доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, за ОМВД России по Соликамскому городского округу на праве оперативного управления закреплено пятиэтажное нежилое здание, находящееся в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером **, площадью 2598,7 кв.м., расположенное по адресу: Пермский ****, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 16.03.2013 года сделана регистрационная запись № ** (л.д. 21).

По результатам проведенной Соликамской городской прокуратурой в марте 2021 года проверки, установлено, что в указанном выше здании ОМВД России по Соликамскому городскому округу для размещения лиц, задержанных в административном порядке, используются специальные помещения, не отвечающие требованиям Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста». В частности, количество специальных помещений для содержания задержанных лиц, расположенных на 1 этаже здания по адресу: ****, не соответствует требованиям п. 1 Правил, нарушены нормы санитарной площади в помещении для задержанных на одного человека, в дежурной части отдела полиции имеются 2 помещения, вместо необходимых 3-х, площадь одного – 5,6 кв.м., площадь второго – 14 кв.м.; двери специальных помещений для содержания задержанных лиц металлические решетчатые, с внутренней стороны обшиты прозрачным оргстеклом толщиной 5 мм, открываются наружу, оборудованы металлическим засовом с возможностью закрытия на замок (без ручек с внутренне стороны), форточек не имеют, что является нарушением абз. 3 п. 4 Правил; отсутствуют окна в обоих помещениях, что не соответствует требованиям п. 5 Правил; в нарушение п. 7 Правил в помещениях отсутствует приточно-вытяжная вентиляция.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд руководствовался положениями ст.6, п.2 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03.08.2017 года № 597 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», Положением об ОМВД России по Соликамскому городскому округу, утвержденным Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.02.2019 № 73, Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", статьями 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд исходил из того, что Отдел МВД России по Соликамскому городскому округу владеет и пользуется нежилым зданием на праве оперативного управления, на него возложена обязанность по содержанию данного имущества и использованию доведенных до него бюджетных ассигнований в соответствии с целями их использования, а ГУ МВД России по Пермскому краю как распорядитель бюджетных средств обязан обеспечивать финансирование исполнение возложенных на ОМВД России по Соликамскому городскому округу обязанностей, в частности, по оборудование помещений для задержанных лиц в соответствии с требованиями Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав положения приведенных выше правовых норм, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ОМВД России по Соликамскому городскому округу обязанности оборудовать здание отдела не менее чем тремя специальными помещениями для содержания задержанных лиц, отвечающим требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389, а на ГУ МВД России по Пермскому краю - обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Факты несоответствия помещений для содержания задержанных лиц нормативному состоянию авторы апелляционных жалоб не оспаривают.

По сути доводы апелляционных жалоб сведены к невозможности выполнения судебного акта со стороны административных ответчиков.

Данные доводы судебной коллегией отклоняются.

Вопреки доводам апелляционных жалоб ОМВД России по Соликамскому городскому округу наряду с ГУ МВД России по Пермскому краю являются надлежащими административным ответчиками по настоящему административному делу.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

ГУ МВД России по Пермскому краю в соответствии с пунктом 14 указанного Положения является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 (далее - Типовое положение), территориальный орган наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.

В соответствии с подпунктами 27, 37, 50, 51 пункта 13 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03 августа 2017 № 597 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" ГУ МВД России по Пермскому краю осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование; обеспечивает планирование и координацию деятельности подчиненных органов и организаций, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов и организаций, а также их инспектирование; осуществляет материально-техническое обеспечение ГУ МВД России по Пермскому краю, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за ГУ МВД России по Пермскому краю на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Пермского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 04 февраля 2019 года № 73 утверждено Положение об ОМВД России по Соликамскому городскому округу, пунктом 3 которого установлено, что отдел входит в состав органов внутренних дел и подчиняется ГУ МВД России по Пермскому краю. В своей деятельности ОМВД России по Соликамскому городскому округу должен руководствоваться, в том числе, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4 Положения); обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных лиц, лиц подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункт 21 пункта 9 Положения); ОМВД России по Соликамскому городскому округу является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 19 Положения); за ОМВД России по Соликамскому городскому округу в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудования, техника, инвентарь и другое имущество (пункт 20 Положения).

То обстоятельство, что меры прокурорского реагирования до обращения в суд прокурором не принимались, представление об устранении нарушений не выносилось, жалобы граждан на условия их содержания в помещениях для задержанных лиц не подавались, не свидетельствует об отсутствии у административных ответчиков обязанности по выполнению мероприятий, направленных на приведение помещений для задержанных лиц в нормативное состояние, финансированию таких мероприятий и не исключает возможность возложения на них обязанности по совершению соответствующих действий.

Установленный судом срок для исполнения решения суда – до 31.12.2022 является разумным, не противоречит принципу исполнимости решения суда с учетом того, что мероприятия, совершение которых возложено судом на административных ответчиков, установлены также вышеприведенными нормативными правовыми актами, их выполнение является неотъемлемой частью текущей деятельности ОМВД России по Соликамскому городскому округу и ГУ МВД России по Пермскому краю.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено; выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу, Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий -

Судьи -