ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8529/2021 от 25.04.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-011007-20

Дело № 33а-1503/2022

В суде первой инстанции № 2а-8529/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

25 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2, Глушко А.Р.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 к ФИО4 о взыскании задолженности, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя административного ответчика ФИО4 – ФИО5, полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 (далее по тексту также – ИФНС по г. Тюмени № 1, Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным иском к ФИО4 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 280 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 18 051,66 рублей; по земельному налогу за 2018 год в размере 5 352 рублей. Требования мотивированы тем, что ФИО4 состоит на учете в ИФНС по г. Тюмени № 1 в качестве физического лица. На праве собственности ФИО4 принадлежит грузовой автомобиль ГАЗ 2705 <.......>; квартира по адресу: <.......>; квартира по адресу: <.......>; жилой дом по адресу: <.......>; жилой дом по адресу: <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......> с адресным описанием: <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......> с адресным описанием: <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......> с адресным описанием: <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......> с адресным описанием: <.......>; земельные участки, расположенные в г. Тюмени с кадастровыми номерами: <.......>; <.......>. Налоговым органом за 2018 год был исчислен транспортный налог в размере 4 800 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 19 253 рублей, земельный налог в размере 5 352 рублей, о чем в адрес ФИО4 направлено налоговое уведомление № 31247465 от 04.07.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019. В связи с неуплатой налоговой задолженности в установленный срок ФИО4 было направлено требование № 62129 от 14.02.2020 с указанием на необходимость его исполнения до 31.03.2020. Мировым судьёй судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Тюмени 11.06.2020 вынесен судебный приказ № 2а-5017-2020/7/6м о взыскании с ФИО4 транспортного налога за 2018 год в размере 4 800 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 19 253 рублей, земельного налога за 2018 год в размере 5 352 рублей. Девятнадцатого июня 2020 года из службы судебных приставов поступили денежные средства в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 года в размере 1 201,34 рубля. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Тюмени от 12 марта 2021 года судебный приказ № 2а-5017-2020/7/6м отменен в связи с поступившими возражениями ФИО4 относительно его исполнения, а 30.08.2021 ИФНС по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с названным административным иском.

Представитель административного истца, административный ответчик ФИО4, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна ИФНС по г. Тюмени № 1, в лице представителя ФИО6, который в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что доказательства направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 31247465 от 04.07.2019 посредством заказной почты были направлены в адрес Центрального районного суда г. Тюмени, что не исключает факт утери сотрудниками Почты России реестра № 1562 от 18.07.2019 при пересылке административного искового заявления. Обращает внимание, что запрос об истребовании доказательств направления указанного налогового уведомления в Инспекцию не поступал.

Представитель административного истца ИФНС по г. Тюмени № 1, административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 ст. 399 НК РФ).

Налогоплательщиками названного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса (статья 400 НК РФ).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 ст. 401 НК РФ).

Из ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей во время спорного правоотношения, следует, что по общему правилу налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 НК РФ).

Таким образом, с 01.01.2018 г. при исчислении налога на имущество физических лиц подлежит применению ст. 403 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3). Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (пункт 5).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 ст. 409 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела ФИО4 состоит на учете в ИФНС по г. Тюмени № 1 в качестве физического лица, и, согласно сведениям, полученным налоговым органом в результате оперативного обмена информации в электронном виде между УФНС России по Тюменской области и Управлением Росреестра по Тюменской области, имеет на праве собственности недвижимое имущество: квартиру по адресу: г. Тюмень, <.......>; квартиру по адресу: г. Тюмень, <.......>; жилой дом по адресу: г. Тюмень, <.......>; жилой дом по адресу: г. Тюмень, <.......>.

Указанные сведения согласуются с представленной по запросу суда апелляционной инстанции выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 04.04.2022. Согласно названной выписке за ФИО4 на праве собственности в 2018 году было зарегистрировано следующее недвижимое имущество: в период с 20.05.2015 по 05.08.2019 - жилое здание по адресу: г. Тюмень, <.......>, площадью 279,3 кв.м.; в период с 03.07.2015 по 31.07.2019 - жилое здание по адресу: г. Тюмень, <.......>, площадью 279,3 кв.м.; в период с 27.03.2013 по 31.01.2018 - жилое помещение по адресу: г. Тюмень, <.......>, площадью 62,2 кв.м.; в период с 04.10.2004 по 26.04.2019 - жилое помещение по адресу: г. Тюмень, <.......>, площадью 142,8 кв.м.

Пунктом 8 статьи 408 НК РФ определено, что сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 названной статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 названной статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 названного Кодекса.

Статьёй 1 Закона Тюменской области от 24.10.2017 № 76 в соответствии с пунктом 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определена единая дата начала применения в Тюменской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, - 01.01.2018.

Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 г. № 259 принято Положение о местных налогах города Тюмени (далее по тексту также - Положение о местных налогах города Тюмени), в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 6.1 которого в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат налоговая ставка устанавливаются в размере 0,3 процента.

Согласно пункту 6.1 Положения о местных налогах города Тюмени в редакции, действующей на момент исчисления налога за 2017 год, налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) составляющая свыше 1 500 000 рублей устанавливается в размере 1 %.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» установлен коэффициент-дефлятор при начислении налога на имущество физических лиц за 2017 равный 1,425.

Согласно сведениям, представленным по запросу суда апелляционной инстанции, инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......>, по состоянию на 01.01.2017, составляла 398 510 рублей, кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляла 2 841 198,35 рублей. Инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......>, по состоянию на 01.01.2017, составляла 1 192 687 рублей; кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляла 5 552 773,72 рублей.

Из материалов дела также усматривается, что инвентаризационная стоимость по жилым домам, расположенным по адресам: г. Тюмень, <.......> 7-й дома №<.......> и 39 не была определена и налог за 2017 год не исчислен.

В свою очередь, суммарная инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......> квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......>, умноженная на коэффициент-дефлятор 1,425 составила 2 267 455,725 рублей (то есть, свыше 1 500 000).

При таких обстоятельствах, сумма налога в отношении квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......> за 2017 год была исчислена в размере 3 985 рублей (398 510 * 1 %); в отношении квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......> размере 11 927 рублей (1 192 687* 1 %).

Соответственно, исходя из формулы, определенной пунктом 8 статьи 408 НК РФ, с учетом единоличной доли в праве собственности, количеством месяцев владения в году – 1, коэффициентом к налоговому периоду 0,2, сумма налога в отношении квартиры по адресу: г. Тюмень, <.......> за 2018 год составила 362 рубля. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляет 2 841 198, 35 рублей, с учетом пункта 3 статьи 403 НК РФ, 2 841 198, 35 – (2 841 198, 35/62,2 кв.м. *20 кв.м), налоговая база за 2018 год, исчисленная из кадастровой стоимости, составляет сумму в размере 1 927 629,75 рублей; ((1 927 629,75*0,3 %) - 3 985) *0,2+3 985)/12*1.

Сумма налога в отношении квартиры, расположенной по адресу: г. Тюмень, <.......> за 2018 год, с учетом единоличной доли в праве собственности, количеством месяцев владения в году – 12, коэффициентом к налоговому периоду 0,2, составила 12 407 рублей. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляет 5 552 773,7 рублей, с учетом пункта 3 статьи 403 НК РФ, 5 552 773,72 – (5 552 773,72 /142,8 кв.м. *20 кв.м), налоговая база за 2018 год, исчисленная из кадастровой стоимости, составляет сумму в размере 4 775 074,32 рублей; ((4 775 074,32 *0,3 %) - 11 927) *0,2+11 927/12*12.

Сумма налога в отношении жилого дома по адресу: г. Тюмень, <.......>, исходя из единоличной доли в праве собственности, с количеством месяцев владения в году – 12, с учетом коэффициента к налоговому периоду 0,2 - составила 3 242 рублей. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляет - 6581218,52 рублей, с учетом пункта 3 статьи 403 НК РФ, 6581218,52 – (6581218,52/ 279,3 кв.м. *50 кв.м), налоговая база за 2018 год, исчисленная из кадастровой стоимости, составляет сумму в размере 5 403 055,52 рублей; ((5 403 055,52 *0,3 %) -0) *0,2+0/12*12.

Сумма налога в отношении жилого дома по адресу: г. Тюмень, <.......>, исходя из единоличной доли в праве собственности, с количеством месяцев владения в году – 12, с учетом коэффициента к налоговому периоду 0,2 - составила 3 242 рублей. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляет - 6581218,52 рублей, с учетом пункта 3 статьи 403 НК РФ, 6581218,52 – (6581218,52/ 279,3 кв.м. *50 кв.м), налоговая база за 2018 год, исчисленная из кадастровой стоимости, составляет сумму в размере 5 403 055,52 рублей; ((5 403 055,52 *0,3 %) -0) *0,2+0/12*12.

Названные суммы налога на имущество, исчисленные в отношении указанных объектов налогообложения, были отражены в налоговом уведомлении № 31247465 от 04.07.2019 с установленным сроком оплаты не позднее 02.12.2019.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 ст. 356 НК РФ).Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 358 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 360 НК РФ).

Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге» (далее по тексту также – Закон Тюменской области) в действующей редакции определено, что ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства: для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно налоговая ставка составляет 40 рублей (статья 1).

Как усматривается из материалов дела, а также сведений, представленных по запросу судебной коллегии, по данным МРЭО ГИБДД при ГУВД Тюменской области, ФИО4 в 2018 году принадлежал грузовой автомобиль ГАЗ 2705 <.......>, с мощностью двигателя 107 л.с., дата регистрации владения 28.12.2013.

Согласно налоговому уведомлению № 31247465 по состоянию на 04.07.2019, налоговым органом в отношении грузового автомобиля ГАЗ 2705 <.......> с мощностью двигателя 107 л.с. за период 2018 года с количеством месяцев владения в году – 12, исчислен транспортный налог в размере 4 280 рублей (107*40:12*12).

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 ст. 387 НК РФ).

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса (пункт 1 ст. 390 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 393 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 2 Положения о местных налогах города Тюмени, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Тюмени и используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт «а»); ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт «б») - устанавливается налоговая ставка в размере 0,3 процента.

Налоговая ставка в размере 0,1 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков: а) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); в) занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, не используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 3 статьи 2 Положения о местных налогах города Тюмени).

Инспекцией представлены сведения о том, что на праве собственности ФИО4 принадлежит: земельный участок с кадастровым номером <.......>:2468 с адресным описанием: Тюменский район, <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......>:2464 с адресным описанием: Тюменский район, <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......>:2466 с адресным описанием: Тюменский район, <.......>; земельный участок с кадастровым номером <.......>:2469 с адресным описанием: Тюменский район, территория <.......>; земельные участки, расположенные в г. Тюмени с кадастровыми номерами: <.......>:565; <.......>:567.

Из налогового уведомления № 31247465 по состоянию на 04.07.2019, усматривается, что налоговым органом в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:2468 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта, составляющей 984004 рублей, доли в праве собственности 22/113, налоговой ставки 0,3; количеством месяцев владения в году – 2, на сумму 96 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:2464 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта 984 008 рублей, доли в праве собственности 5/113, налоговой ставки 0,3; количеством месяцев владения в году – 2, на сумму 22 рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:2466 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта 984 018 рублей, доли в праве собственности 17/113, налоговой ставки 0,3; количеством месяцев владения в году – 2, на сумму 74 рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:2469 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта 995 829 рублей, доли в праве собственности 30/113, налоговой ставки 0,3; количества месяцев владения в году – 3, на сумму 198 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:565 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта 2 482 470 рублей, единоличной доли в праве собственности, налоговой ставки 0,1; количеством месяцев владения в году – 12, на сумму 2 482 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>:567 был исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта 2 479 740 рублей, единоличной доли в праве собственности, налоговой ставки 0,1; количеством месяцев владения в году – 12, на сумму 2 480 рублей.

Указанные сведения согласуются с представленной по запросу суда апелляционной инстанции выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 04.04.2022, а также сведениями, представленными ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области в ответе на запрос от 05.04.2022 о кадастровой стоимости перечисленных земельных участков в период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно сведениям, представленным административным истцом в суд апелляционной инстанции, названное уведомление № 31247465 по состоянию на 04.07.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 было направлено ФИО4 18.07.2019 посредством заказной почты по адресу: г. Тюмень, <.......>. По названному адресу ФИО4 зарегистрирована с 20.06.2019, что усматривается из сведений, представленных адресно-справочной службой УФМС по Тюменской области. Сведений о направлении ФИО4 в соответствии со ст. 31 НК РФ в установленном действующим законодательством порядке заявления о направлении ей налоговым органом документов, используемых при реализации своих полномочий, по иному адресу суду не представлено, в том числе и административным ответчиком на основании соответствующего предложения суда апелляционной инстанции.

По состоянию на 14.02.2020 налоговым органом было сформировано требование № 62129 с указанием на необходимость уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 4 800 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 19 253 рублей, земельного налога за 2018 год в размере 5 352 рублей – в срок до 31.03.2020.

С заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилось 08.06.2020, то есть в установленный пунктом 2 ст. 48 НК РФ срок. Мировым судьёй судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Тюмени 11.06.2020 вынесен судебный приказ № 2а-5017-2020/7/6м о взыскании с ФИО4 транспортного налога за 2018 год в размере 4 800 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 19 253 рубля, земельного налога за 2018 год в размере 5 352 рубля, который был отменён определением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Тюмени от 12 марта 2021 года в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения. В суд первой инстанции с настоящим административным иском административный истец обратился 30.08.2021, то есть в установленный пунктом 3 ст. 48 НК РФ срок.

Кроме того, как указывается административным истцом, 19.06.2020 из службы судебных приставов поступили денежные средства в размере 1 201,34 рублей, зачтённые в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 года

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что административным истцом не представлено суду доказательств направления в адрес административного ответчика налогового уведомления № 31247465, в то время, как в соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ обязанность его направления в данном случае возложена на административного истца.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, при этом, то обстоятельство, что часть 1 ст. 287 КАС РФ не содержит обязанности административного истца по представлению суду всех документов, необходимых для проверки оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильности осуществленного при предъявлении административного иска расчета взыскиваемой денежной суммы, не исключает право суда по истребованию необходимых доказательств, как это предусмотрено частью 5 ст. 289 КАС РФ.

С учётом вышеизложенного, поскольку налоговое уведомление о необходимости уплаты административным ответчиком транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц ИФНС № 1 по г. Тюмени в адрес ФИО4 было фактически направлено, в то время, как суд первой инстанции, вопреки требованиям пункта 5 части 3 ст. 135 КАС РФ вопрос о необходимости получения дополнительных доказательств не рассмотрел, представить их административному истцу не предложил, что повлекло принятие судом первой инстанции незаконного решения.

В силу требований части 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела (пункт 1); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункт 3). При таких обстоятельствах, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для данного административного дела, а также несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии со ст. 103, частью 1 ст. 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявленных административным истцом требований, с ФИО4 подлежит взысканию в бюджет муниципального образования г. Тюмень государственная пошлина в сумме 1030 рублей.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 ноября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 удовлетворить.

Взыскать в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 с ФИО4 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 280 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 18 051,66 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 5 352 рубля.

Взыскать с ФИО4 в пользу бюджета муниципального образования г. Тюмень государственную пошлину в сумме 1030 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии