ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-853/2022 от 13.07.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Барышников Е.Н. Дело № 33а-4856/2022

УИД 22RS0015-01-2022-000418-21

№ 2а-853/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Барсуковой Н.Н., Зацепина Е.М.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика С. на решение Новоалтайского городского суда от 08 апреля 2022 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к С. о взыскании страховых взносов, пени.

Заслушав доклад судьи Барсуковой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным иском о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в фиксированном размере 7 442,97 руб., пени в размере 78,03 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в фиксированном размере 28662,40 руб., пени в размере 300,48 руб.

В обоснование административного иска указано, что С. с 28 ноября 2018 года по 18 ноября 2020 года являлся индивидуальным предпринимателем, в установленный законом срок после прекращения статуса индивидуального предпринимателя обязанность по уплате ранее указанных страховых взносов за 2020 год не выполнил.

В связи с неисполнением С. требования об уплате налога *** от 16 февраля 2021 года, судебным приказом от 16 июля 2021 года с него взыскана задолженность по уплате страховых взносов и пени.

Определением мирового судьи от 09 августа 2021 года судебный приказ отменен в связи с представлением возражений относительно его исполнения.

Решением Новоалтайского городского суда от 08 апреля 2022 года административный иск удовлетворен, с С. взыскана задолженность по оплате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в фиксированном размере 28 662,40 руб., пени 300,48 руб., задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в фиксированном размере 7442,97 руб., пени 78,03 руб., всего взыскано 36 483,88 руб.

В доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск взыскана государственная пошлина в размере 1294,52 руб.

В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоблюдение административным истцом процедуры принудительного взыскания недоимки, поскольку требование об уплате налога направлено через сервис «Личный кабинет», пользование которым административный ответчик не осуществляет заявление на предоставление доступа к личному кабинету не подавал, законодательством не предусмотрена возможность направления физическому лицу требования об уплате недоимки, возникшей у индивидуального предпринимателя, через личный кабинет физического лица.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит оставить ее без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

С указанной даты вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 8).

Как установлено пунктами 1, 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате страховых взносов, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате страховых взносов, пеней (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Как следует из материалов дела, С. в период с 28 ноября 2018 года по 18 ноября 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

С момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации С. должен был уплатить страховые взносы за период деятельности с 1 января по 18 ноября 2020 года в срок до 03 декабря 2020 года включительно.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за указанный период 2020 года составила:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: (32 448 руб.:12*10 месяцев)+(32448 руб.:12месяцев:30 день*18 дня)=28662,40 руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование: (8426 руб.:12*10 месяцев)+(8426 руб.:12месяцев:30 день*18 дня)=7442,97 руб.

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок 16 февраля 2021 года административному ответчику направлено требование *** об уплате страховых взносов до 13 апреля 2021 года, что подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика С.., а также электронным документооборотом базы АИС Налог-3 Пром.

Согласно данному требованию по состоянию на 03 декабря 2020 года С. за 2020 год определена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии, в размере 28 662,40 руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 7 442,97 руб.

За период с 04 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года начислены пени на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 300 рублей 48 копеек, на обязательное медицинское страхование – 78,03 руб.

Размер пени по взносам верно произведен из количества дней 74 (04 декабря 2020 года-15 февраля 2021 года с учетом ставки рефинансирования 4,25%):

28662,40 рубля:100%*4,25%:300*74 дней=300,48 руб.;

7442,97 рубля:100%*4,25%:300*74 дней=78,03 руб.

Таким образом, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составила 36 483,88 руб.

Требование *** от 16 февраля 2021 года исполнено не было, в связи с чем, налоговый орган 12 июля 2021 года обратился к мировому судье судебного участка *** Новоалтайска Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.

16 июля 2021 года мировым судьей названного судебного участка вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который определением того же мирового судьи от 09 августа 2021 года был отменен.

В районный суд с административным иском Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю обратилась 31 января 2022 года.

Следовательно, административным истцом соблюдены установленные законом порядок взыскания с налогоплательщика задолженности по страховым взносам, а также сроки для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

Размер страховых взносов, пеней, подлежащих уплате С.., проверен и является верным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не соблюдена процедура принудительного взыскания недоимки, установленная статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Порядок принудительного взыскания недоимки предусмотрен статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 23 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

При рассмотрении административного иска судом первой инстанции установлено, что административный ответчик подключен к личному кабинету ФНС РФ, в связи с чем, требование об уплате страховых взносов и пени направлено ему налоговым органом путем размещения в личном кабинете налогоплательщика правомерно.

Доводы административного ответчика относительно отсутствия доказательств открытия и пользования личным кабинетом подлежат отклонению как противоречащие установленным судом первой инстанции обстоятельствам и материалам дела.

Так, согласно списку пользователей личного кабинета, административный ответчик являлся таковым со 02 марта 2013 года, скриншот личного кабинета содержит сведения о смене пользователем первичного пароля, а также сведения о неоднократных входах пользователя в личный кабинет в ноябре 2018 года, декабре 2019 года, январе 2020 года, октябре 2021 года, январе 2022 года, данные личного кабинета свидетельствуют о том, что С. им активно пользуется.

Налоговым органом в подтверждение факта направления налогоплательщику требования об оплате страховых взносов и пени и их получения в электронной форме предоставлен скриншот с интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

Вопреки доводам жалобы, из заявления о доступе к личному кабинету налогоплательщика, представленному по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что 23 декабря 2019 года С.. получил новый пароль доступа к личному кабинету налогоплательщика. Из указанного заявления следует, что регистрационная карта получена им непосредственно в налоговом органе.

Таким образом, С. имея доступ в личный кабинет налогоплательщика, располагал возможностью ознакомления с направленным ему требованием.

Кроме того, приказом ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» утверждены Регламент эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» налоговыми органами и ФКУ «Налог-сервис» ФНС России, Рекомендации для налогоплательщика по работе с Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя.

Согласно пункта 2 Рекомендаций для налогоплательщика по работе с Личным кабинетом налогоплательщика-индивидуального предпринимателя для налогоплательщика, являющегося пользователем «Личного кабинета налогоплательщика физического лица», доступ в «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» может быть предоставлен без дополнительной регистрации по логину/паролю согласно пункту 2.1 настоящих Рекомендаций.

Пунктом 2.1.1. указанных выше Рекомендаций предусмотрено, что предоставление доступа к «Личному кабинету» для налогоплательщиков, являющихся пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц», осуществляется удаленно, без обращения налогоплательщиков в налоговый орган, с использованием для входа логина и пароля для «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». Новая регистрационная карта при этом налогоплательщику не выдается.

Доводы апелляционной жалобы относительно невозможности использования личного кабинета налогоплательщика-физического лица для направления требования об уплате недоимки, образовавшейся у индивидуального предпринимателя, противоречат положениям пунктов 6,8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения абзаца 8 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается административный ответчик, регламентируют порядок передачи поименованными в названном абзаце лицами документов (информации), сведений в налоговый орган и не содержат запрета на направление налоговым органом требования об уплате недоимки посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», в том числе индивидуальным предпринимателям,

С учетом приведенного правового регулирования, установив наличие у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате указанных сумм недоимки, суд пришел к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоалтайского городского суда от 08 апреля 2022 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к С. о взыскании страховых взносов, пени оставить без изменения, апелляционную жалобу С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: