УИД 65RS0005-02-2023-000690-81
Судья Гаврилюк Н.А. Дело № 2а-858/2023
Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-2874/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2023 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Лаврова О.В., Седых Н.А.,
при помощнике судьи Шкадовой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, департаменту городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, министерству энергетики Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,-
по апелляционной жалобе администрации Корсаковского городского округа на решение Корсаковского городского суда от 28 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
09 июня 2023 года Корсаковский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Корсаковского городского округа, выраженное в не проведении мероприятий, направленных на обеспечение электроэнергией жителей села Муравьево Корсаковского района Сахалинской области, и возложить на нее обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение электроэнергией села Муравьево Корсаковского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на результаты проведенной проверки указал, что 22 ноября 2022 года в прокуратуру области поступила информация заместителя министра энергетики Сахалинской области, в которой указано на отсутствие принятых мер со стороны администрации Корсаковского городского округа в части обеспечения граждан, проживающих в <...>, централизованным электроснабжением. В ходе проверочных мероприятий установлено бездействие администрации Корсаковского городского округа, повлекшее нарушение прав граждан на получение ими централизованного или иного электроснабжения на территории села Муравьево Корсаковского района Сахалинской области. В связи с выявленными нарушениями городским прокурором в адрес мэра Корсаковского городского округа 16 января 2023 года внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокурора администрацией оставлены без удовлетворения, поскольку финансирование данного мероприятия не предусмотрено бюджетом муниципального образования «Корсаковский городской округ» в 2022 и 2023 годах.
Считает, что неисполнение администрацией Корсаковского городского округа требований законодательства в сфере электроснабжения существенным образом нарушает права граждан, проживающих в указанном населенном пункте.
Протокольными определениями суда от 04 и 17 июля 2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, министерство энергетики Сахалинской области.
Решением Корсаковского городского суда от 28 июля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Корсаковского городского округа, выраженное в не проведении мероприятий, направленных на обеспечение электроэнергией жителей населенного пункта села Муравьево Корсаковского района Сахалинской области.
На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение электроэнергией села Муравьево Корсаковского района Сахалинской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Министерство энергетики Сахалинской области, департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа освобождены от ответственности.
В апелляционной жалобе администрация Корсаковского городского округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, проживающих в населенном пункте, определен. Судом не привлечены к участию в деле лица, в интересах которых прокурор обратился в суд. Полагает, что суд неверно определил полномочия органа местного самоуправления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 854 электроэнергетическая система Сахалинской области является технологически изолированной территориальной системой и является зоной ответственности ПАО «Сахалинэнерго». Закон № 131-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления обязанность проводить мероприятия, направленные на обеспечение электроэнергией жителей населенного пункта, а только организовать в границах городского округа электроснабжение населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В селе Муравьево отсутствуют объекты электроэнергетики, в том числе объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выработку и производство электрической энергии, ее передачу и сбыт, а федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не относится строительство либо создание объектов электросетевого хозяйства. Органы местного самоуправления не являются энергосбытовыми организациями, на них не возложена обязанность осуществлять эту функцию, а также создавать такие организации. Отмечено, что в 2022 году областными органами исполнительной власти Сахалинской области было согласовано внесение изменений в генеральный план Корсаковского городского округа, предусматривающих обеспечение электроэнергией села Муравьево в рамках «Центрального энергорайона» до 2030 года, однако Схемой и Программой развития электроэнергетики Сахалинской области на 2023-2027 годы, утвержденной указом Губернатора Сахалинской области от 28.04.2023г. №19, не предусмотрено электроснабжение села Муравьево в рамках «Центрального энергорайона» ПАО «Сахалинэнерго».
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения участвовавшего в деле прокурора и отзыв министерства энергетики Сахалинской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» ФИО1 апелляционную жалобу поддержала, прокурор Сущенко Е.П. возражал против ее удовлетворения. Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, электроснабжение жителей населенного пункта села Муравьево Корсаковского района Сахалинской области не организовано.
Согласно приложению 6 к Закону Сахалинской области от 21 июля 2004 года № 524 «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» село Муравьево входит в границы муниципального образования Корсаковский городской округ.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления не исполняются обязанности по организации электроснабжения указанного населенного пункта.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.
Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1).
Согласно части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электроснабжения населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В силу части 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями составлять, утверждать и исполнять бюджет городского округа и осуществлять контроль за его исполнением.
Указанные полномочия закреплены в пункте 1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что обязанность по организации электроснабжения села Муравьево лежит на администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ», как исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления городского округа.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем отмену судебного акта не влекут.
Ссылки в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском в связи с определенным кругом лиц, проживающих в указанном населенном пункте, нельзя признать состоятельными, поскольку количество жителей населенного пункта может изменяться в связи с выбытием одних лиц и прибытием других.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда от 28 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Корсаковского городского округа –без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи О.В. Лаврова
Н.А. Седых