ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-862/19 от 21.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Томашевич Н.Л.

Дело № - 33а-12551/2019

№ 2а-862/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Коротаевой О.А.,

при секретаре Рогатневой А.С.,

с участием прокурора Королевой М.В.,

рассмотрела 21 октября 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сухоплюевой Марины Владимировны на решение Осинского районного суда Пермского края от 10 октября 2019 г., которым постановлено:

исковые требования кандидата в депутаты Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 Сухоплюевой Марины Владимировны к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2413 об отмене протокола об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10 на выборах депутатов Думы Осинского городского округа от 08.09.2019, решения № 8/2 от 08.09.2019 «Об утверждении итогов голосования по выборам депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округ № 10 на избирательном участке № 2413», к Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа № 146/03-4 от 09.09.2019 «О результатах выборов депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10», возложении обязанности провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 на избирательном участке № 2413 с соблюдением требований статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оставить без удовлетворения.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

зарегистрированный кандидат в депутаты Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 Сухоплюева М.В. обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2413 об отмене протокола «Об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10 на выборах депутата Думы Осинского городского округа» и решения № 8/2 от 08.09.2019 «Об утверждении итогов голосования по выборам депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округ № 10 на избирательном участке № 2413», к Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа № 146/03-4 от 09.09.2019 «О результатах выборов депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10», возложении обязанности провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 на избирательном участке № 2413 с соблюдением требований статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В обоснование требований указано, что 08.09.2019 в единый день голосования в Осинском городском округе состоялись выборы депутатов Думы Осинского городского округа первого созыва. Решением Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа от 09.09.2019 №146/06-4 «О результатах выборов депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10» избранным депутатом Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 признана Батыркаева Т.В., которая получила равное с зарегистрированным кандидатом Сухоплюевой М.В. число голосов избирателей округа, принявших участие в голосовании, но была зарегистрирована ранее. Таким образом, любая ошибка данных Участковой избирательной комиссии, связанная с нарушением установленной процедуры подсчета голосов, могла привести с искажению волеизъявления избирателей и избранию кандидата, набравшему фактически меньшее число голосов. Административный истец полагает, что членами Участковой избирательной комиссии № 2413 был грубо нарушен порядок установления итогов голосования в части несоблюдения процедуры подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования:

в нарушение пункта 1 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ председателем Участковой избирательной комиссии № 2413 Беляевой Н.А. не был организован полный обзор места подсчета голосов и сам процесс подсчета голосов для лиц, имеющих на это право. Наблюдателям и кандидатам было сказано наблюдать за ходом подсчета голосов со специально отведенных мест, где были установлены стулья, на расстоянии примерно 5 метров от стола, на котором происходил подсчет бюллетеней. При этом члены комиссии, осуществляющие подсчет бюллетеней, располагались вокруг стола таким образом, что наблюдение за всеми действиями с бюллетенями было практически невозможным;

в нарушение пункта 18 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ административный истец и наблюдатели, находясь вдали от стола, за которым происходил подсчет голосов, были лишены возможности визуально осматривать бюллетени, не имели возможности видеть отметки избирателей в каждом бюллетене;

в нарушение пункта 21 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ наблюдателям и другие участникам избирательного процесса не была предоставлена возможность визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями и убедиться в правильности подсчета голосов;

при подсчете голосов за кандидата Сушинцева Д.Ю. было оглашено и внесено в увеличенную форму протокола 11 голосов, однако, в протоколе об итогах голосования, подписанном членами Участковой избирательной комиссии № 2413, указана цифра 9. Таким образом, в нарушение статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, процедура при невыполнении контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, избирательной комиссией не была выполнена, дополнительный подсчет по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования не выполнялся;

требования провести повторный подсчет голосов и предоставить лицам, имеющим право наблюдать за установлением итогов голосования, визуально обозреть бюллетени, были отклонены председателем Участковой избирательной комиссии №2413 Беляевой Н.А., повторный подсчет голосов не производился.

Несоблюдение процедуры подсчета голосов, по мнению административного истца Сухоплюевой М.В., нарушает принцип равенства кандидатов, в том числе административного истца, право на соблюдение законности при проведении итогов голосования и выборов в целом. Регистрация Батыркаевой Т.В. в качестве депутата Думы Осинского городского округа и выдача ей удостоверения на основании незаконных решений об итогах голосования, предоставит последней право участвовать в работе представительного органа от имени избирателей, что повлечет в свою очередь нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение их представительства в Думе Осинского городского округа депутатом, избранным в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Сухоплюева М.В. Приводит доводы, аналогичные административному иску, также указывает, что все нарушения зафиксированы на видеозаписи, которую она производила на свой мобильный телефон. При равном количестве голосов, отданных избирателями за неё и за кандидата Батыркаеву Т.В., любая ошибка при подсчете голосов могла привести к искажению волеизъявления избирателей. В увеличенную форму протокола при подсчете голосов за кандидата Сушинцева Д.Ю. было внесено 11 голосов, а в протоколе об итогах голосования указано цифра 9 голосов. Причину ошибки и куда были распределены эти два голоса, члены избирательной комиссии суду пояснить не смогли. Потерянные два голоса имеют решающее значение.

В суде апелляционной инстанции административный истец – Сухоплюева М.В., её представитель Репин А.Н., доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика (ТИК Осинского МР) – Ананьева Т.Ю., полагала жалобу необоснованной.

Прокурор прокуратуры Пермского края Королева М.В. дала заключение о законности оспариваемого решения суда.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оставляет решение суда без изменения.

Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа № 111/01-4 от 18.06.2019 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов Думы Осинского городского округа.

14.07.2019 решением Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа № 121/03-4 Батыркаева Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10.

24.07.2019 решением Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа №128/03-4 Сухоплюева М.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10.

Из протокола об итогах голосования по выборам депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 на избирательном участке № 2413 от 08.09.2019 следует, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 1054; число бюллетеней, полученных участковой избирателей комиссией 870; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно 12, в том числе в помещении избирательной комиссии муниципального образования 3; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования 296; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования 13; число погашенных бюллетеней 552; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования 13; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования 306; число недействительных бюллетеней 17; число действительных бюллетеней 302; число утраченных бюллетеней 0; число неучтенных при получении бюллетеней 0; Батыркаева Т.В. 144; Горбылев Э.М. 8; Сергеев А.В. 5; Сухоплюева М.В. 136; Сушинцев Д.Ю. 9.

Решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2413 от 08.09.2018 №8/2 указанный протокол был утвержден.

09.09.2019 решением Территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа № 146/03-4 утвержден протокол территориальной избирательной комиссии Осинского городского округа о результатах выборов депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10; выборы депутата Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 признаны состоявшимися и действительными; избранным депутатом Думы Осинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10 признана Батыркаева Т.В., которая получила равное с зарегистрированным кандидатом Сухоплюевой М.В. число голосов избирателей округа, принявших участие в голосовании, но была зарегистрирована раньше.

Разрешая спор, суд руководствовался положениями части 2 статьи 239, части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пунктами 1-9, 12-14, 17-19, 21-23, 25-31 статьи 68, пунктами 1 -4, 9 статьи 69, пунктом 1.2, пунктом 4 статьи 77 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт нарушения процедуры подсчета голосов не нашел своего подтверждения.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, включая имеющиеся в нем видеозаписи, соглашается с выводом суда.

Пунктом 1 ст.68 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

В данном случае оснований считать, что подсчет голосов осуществлен с нарушением принципа открытости, гласности, не имеется.

Так, 08.09.2019 при подсчете в помещении Участковой избирательной комиссии избирательного участка №2413 присутствовали и наблюдали подсчет голосов кандидаты Сухоплюева М.В., Батыркаева Т.В., назначенные кандидатом Сухоплюевой М.В. член участковой избирательной комиссии № 2413 с правом совещательного голоса Мустакимова Э.Ф. и наблюдатель Мельникова И.А., наблюдатели Симанина С.Л., Гоголашвили С.В.

Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, был обеспечен полный обзор действий членов комиссии, тем самым была обеспечена возможность наблюдать за подсчетом.

Наглядная демонстрация итогов голосования была обеспечена оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования.

Пунктом 18 ст. 68 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, в частности, что бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене.

По делу установлено, что каких-либо препятствий визуально увидеть отметку избирателя со стороны членов участковой избирательной комиссии не создавалось, доказательств иного суду не представлено.

Пунктом 21 ст. 68 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Из смысла приведенной нормы закона следует, что речь идет о праве участников избирательного процесса путем ознакомления убедиться в правильности подсчета, реализация права возможна путем соответствующего волеизъявления.

В данном случае доказательств, что наблюдателям не было предоставлено право визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями избирателей, а членам участковой комиссии с правом совещательного голоса убедиться в правильности проведенного подсчета, материалы дела не содержат, административным истцом доказательств иного не представлено.

Проанализировав совокупность имеющихся в деле доказательств, суд пришел к верным выводам об отсутствии нарушений избирательного законодательства при подсчете голосов 08.09.2019 г.

Суд обоснованно отметил, что назначенный кандидатом Сухоплюевой М.В. член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Мустакимова Э.Ф., что следует из видеозаписи, неоднократно беспрепятственно подходила к специально оборудованному месту для подсчета голосов, визуально наблюдала процесс подсчета голосов и отметки избирателей в бюллетенях, каких-либо предложений и замечаний не высказывала.

Суд также отметил, что в ходе подсчета голосов избирателей предложений и замечаний относительно необходимости проведения повторного подсчета голосов, предоставления права наблюдения за установлением итогов голосования, права ознакомления с бюллетенями, не поступало как от административного истца, так и от иных лиц, присутствующих в помещении для голосования.

Жалоб и заявлений о допущенных нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, от лиц, присутствующих в помещении для голосования, в том числе от административного истца Сухоплюевой М.В., не поступало.

Совокупность приведенных доказательств свидетельствует о том, что подсчет голосов проводился с соблюдением процедуры, регламентированной в ст. 68 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Доводы о разном количестве голосов, отданных избирателями за кандидата Сушинцева Д.Ю., указанных в увеличенной форме протокола об итогах голосования 08.09.2019 г. и протоколе об итогах голосования, подписанном членами избирательной комиссии, не указывают на ошибку, допущенную при подсчете голосов.

Порядок ведения, заполнения увеличенной формы протокола регламентирован Методическими рекомендациями о порядке организации голосования и подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями в ходе проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными Постановлением ЦИК России от 22.10.1997 N 133/969-II (далее – Методические рекомендации).

Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций в помещении для голосования участковая избирательная комиссия должна разместить не менее чем четырехкратно увеличенную форму протокола об итогах голосования, предназначенную для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

Расположение увеличенной формы протокола в помещении для голосования должно позволять свободно читать в ней данные об итогах голосования наблюдателям, иным лицам, которые в соответствии с Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Федерального закона к этим лицам относятся члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.

Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.

Из материалов дела следует, что протокол участковой избирательной комиссии от 08.09.2019 г. об итогах голосования, подписанный членами избирательной комиссии, содержит указание на количество бюллетеней с голосами за кандидата Сушинцева Д.Ю., а именно - 9 бюллетеней.

В увеличенной форме протокола указано бюллетеней с голосами за кандидата Сушинцева Д.Ю. в количестве 11.

Суд выяснял причину такого расхождения у лиц, участвующих в деле - представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка ** Беляева Н.А. пояснила, что в увеличенной форме протокола допущена техническая ошибка.

Полагая, что Сушинцев Д.Ю. получил 11 голосов избирателей, а не 9, административный истец ссылается на видеозапись, осуществленную ею при подсчете голосов.

Частью 9, частью 11.1 ст. 30 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдателям и представителям средств массовой информации предоставлено право производить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Просмотрев видеозапись, приобщенную к делу судом первой инстанции, судебная коллегия считает, что об ошибке при подсчете голосов она с достоверностью не свидетельствует.

По правилам ч.ч. 1-4 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Видеозапись, представленная суду, велась кандидатом в депутаты Сухоплюевой М.В., то есть заинтересованным по делу лицом, которому, в силу приведенных норм закона право осуществлять видеофиксацию подсчета голосов не предоставлено.

Видеозапись, произведенная на сотовый телефон, имеет плохое качество, прерывается, имеет пропуски звука, то есть видеозапись не является непрерывной.

Более того, на видеозаписи зафиксирована только сортировка бюллетеней по кандидатам, тогда как сортировка, в силу положений п.18 ст. 68 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", только предшествует непосредственному подсчету голосов.

Между тем подсчет голосов, отданных избирателями за кандидата Сушинцева Д.Ю., посредством видеосьемки не зафиксирован - запись в этом месте обрывается.

В Приложении 11 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утвержден Перечень контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

В частности, подпунктом 4 Перечня предусмотрено, что значение строки 11 Протокола должно быть равно 12 + все последующие строки протокола (за исключением случаев, если образуются многомандатные избирательные округа.

Из оспариваемого протокола об итогах голосования следует, что это контрольное значение соблюдено, поскольку значение строки 11 (302 действительных бюллетеня) равно значению строк с 12 по 18 (0 + 0 + 144 (Батыркаева Т.В.) + 8 (Горбылев Э.М.) + 5 (Сергеев А.В.) + 136 (Сухоплюева М.В.) + 9 (Сушинцев Д.Ю.) = 302).

При таком соблюдении контрольного соотношения судебная коллегия не находит оснований сомневаться в том, что за Сушинцева Д.Ю. было отдано 9 голосов, эти голоса, как и голоса за других кандидатов, подсчитаны при подведении итогов голосования правильно, ошибок не допущено.

Указание в увеличенной форме протокола 11 голосов, отданных за Сушинцева Д.Ю., является опиской, и не имеет определяющего значения, с учетом того, что увеличенная форма протокола об итогах голосования ведется для сведения, но не имеет юридического значения.

В части 9 ст. 70 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" установлено, что избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу. Число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, определяется по числу избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Учитывая, что по итогам голосования по одномандатному избирательному округу № 10 кандидаты Батыркаева Т.В., Сухоплюева М.В. получили равное количество голосов, избранным депутатом по результатам выборов стала Батыркаева Т.В., как зарегистрированная ранее Сухоплюевой М.В.

Поскольку по делу не установлены обстоятельства, связанные с допущением нарушений закона при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Осинского районного суда Пермского края от 10 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухоплюевой Марины Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи