УИД 34RS0006-01-2021-000398-48 Административное дело № 2а-865/2021
Судья Матюхина О.В. № 33а-13700/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Гоношиловой О.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации дорожной сети, об обязании администрации Волгограда организовать строительство объекта «Автомобильная дорога»,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Волгограда
на решение Советского районного суда г.Волгограда от 4 марта 2021года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Советского района Волгограда, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации дорожной сети, об обязании администрации Волгограда организовать строительство объекта «Автомобильная дорога».
Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр.Университетский в Советском районе Волгограда.
На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство объекта «Автомобильная дорога по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района Волгограда, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Волгограда. Просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда; обязать администрацию Волгограда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство объекта «Автомобильная дорога по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда».
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Советского района Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой в действиях администрации Волгограда выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что ООО «СЗ «Стройсервис» осуществляет строительство жилого комплекса «Парк Арена» многоквартирных жилых домов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 по ул. Суровикинской в Советском районе Волгограда. В период с 2019г. по настоящее время введено в эксплуатацию шесть многоквартирных домов. Вместе с тем, автомобильная дорога по ул. 35-ой Гвардейской в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда до настоящего времени не обустроена. Дорожки, предназначенные для движения пешеходов от многоквартирных домов к основным узлам транспортной инфраструктуры, не отвечают потребностям жителей нового жилого комплекса, а местами отсутствуют совсем. Согласно генеральному плану застройки дорога по ул. 35-ой Гвардейской не входит в границу застройки и благоустройства территории застройщика, а ее строительство входит в полномочия администрации Волгограда. Отсутствие дорожной инфраструктуры, ведущей от основных дорог к вновь возведенным многоквартирным домам № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 по ул. Суровикинской в Советском районе Волгограда, существенно нарушает права граждан на достойную жизнь, а также доступные и качественные автомобильные дороги. Выявленные нарушения послужили основанием для внесения прокуратурой района 18 сентября 2020г. в адрес главы администрации Волгограда представления об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Несмотря на соблюдение прокуратурой района порядка досудебного урегулирования вопроса, ответчиком мер по устранению выявленных нарушений и организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в Советском районе г. Волгограда на момент подачи настоящего заявления не принято.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Волгограда просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении требований. Ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
Заслушав представителя административного ответчика администрации Волгограда Заставную А.Е., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Карташова Д.М., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с частями 2,4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если нарушение или неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения.
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее –Федеральный закон N 257-ФЗ).
Федеральный закон N 257-ФЗ определяет автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автодороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства).
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Советского района Волгограда по поручению прокуратуры Волгоградской области на основании обращения граждан проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой в действиях администрации Волгограда выявлены нарушения.
Проведенной проверкой установлено, что ООО «СЗ «Стройсервис» осуществляет строительство жилого комплекса «Парк Арена» многоквартирных жилых домов № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 по ул. Суровикинской в Советском районе Волгограда.
На застраиваемую территорию застройщиком разработан проект планировки территории по пр. Университетскому, ограниченной ул. Выборгской, ул. 35-ой Гвардейской в Советском районе Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 2 августа 2016г. № 1209 «Об утверждении проекта планировки».
С марта 2018 г. ООО «СЗ «Стройсервис» приступило к освоению территории по застройке земельного участка. В период с 2019г. по настоящее время введено в эксплуатацию 6 многоквартирных домов.
Вместе с тем, автомобильная дорога по ул. 35-ой Гвардейской в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда до настоящего времени не обустроена. Дорожки, предназначенные для движения пешеходов от многоквартирных домов к основным узлам транспортной инфраструктуры, также не отвечают потребностям жителей нового жилого комплекса, а местами отсутствуют вовсе.
Согласно транспортной схеме Генерального плана и схеме организации улично-дорожной сети, дорога по улице 35-я Гвардейская является дорогой районного значения, с шириной проезжей части 10,5 м. (3 полосы движения), с тротуаром шириной 2,25 м. По Генеральному плану застройки дорога по ул. 35-ой Гвардейской не входит в границу застройки и благоустройства территории застройщика.
18 сентября 2020г. прокуратурой района в адрес главы администрации Волгограда вынесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Суд первой инстанции установив отсутствие дорожной инфраструктуры, ведущей от основных дорог к вновь возведенным многоквартирным домам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 по ул. Суровикинской в Советском районе Волгограда, пришел к выводу о том, что администрацией Волгограда не принято мер по организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский – ул. Выборгская – ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе г. Волгограда, чем существенно нарушены права граждан на достойную жизнь, а также доступные и качественные автомобильные дороги. Исходя из того, что администрацией Волгограда не было принято мер по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия администрации Волгограда, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования.
Руководствуясь приведенными в оспариваемом судебном акте положениями Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд пришел к обоснованному выводу о том, что в полномочия администрации Волгограда входит строительство спорного линейного объекта – автомобильной дороги по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский – ул. Выборгская – ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе г. Волгограда.
Вместе с тем, выводы суда о незаконном бездействии администрации Волгограда судебная коллегия считает ошибочными, несоответствующими обстоятельствам административного дела и основанными на неправильном применении судом норм материального права.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений статьи 14 Федерального закона N 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Статьями 48,49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление подготовки проектной документации и проведение экспертизы объекта, подлежащего строительству.
Судебной коллегией установлено, что постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 г. № 46-п утверждена государственная программа Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Волгоградской области».
Пунктом 15.2 Перечня мероприятий названной государственной программы Волгоградской области предусмотрено предоставление субсидий за счет средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, в том числе за счет субсидий, поступающих из федерального бюджета, на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий.
В рамках федерального проекта «Жилье и городская среда» между Министерством строительства России и комитетом строительства Волгоградской области заключено соглашение от 26 декабря 2020г. № 069-09-2021-106 о предоставлении из федерального бюджета бюджету Волгоградской области в 2021г. и плановый период 2022 и 2023 г.г. субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства. Приложением к данному соглашению предусмотрено строительство автомобильной дороги по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский – ул. Выборгская – ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе г. Волгограда.
29 января 2021г. между администрацией Волгограда и комитетом строительства Волгоградской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету. Предметом данного соглашения является предоставление из бюджета Волгоградской области в 2021-2023г.г.бюджету Волгограда субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Волгоградской области в сфере развития жилищного строительства, в том числе и строительство нового линейного объекта- автомобильная дорога по ул.35-ой Гвардейской дивизии.
Из материалов дела также следует, что застройщиком жилого комплекса «Парк арена» разработана проектная документация по спорной автодороге, которая на момент вынесения решения судом первой инстанции была направлена для прохождения государственной экспертизы.
Администрацией Волгограда разработан паспорт инвестиционного проекта «Строительство автодороги по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский – ул. Выборгская – ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе г. Волгограда», срок реализации которого установлен на 2021-2022г.г.
В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлено положительное заключение государственной экспертизы по спорному объекту.
Названные обстоятельства опровергают выводы суда о допущенном администрацией Волгограда незаконном бездействии, выразившемся в непринятии мер по организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр.Университетский в Советском районе Волгограда.
Суд первой инстанции оставил без внимания доводы и возражения административного ответчика, не дав в оспариваемом судебном акте оценку представленным административным ответчиком доказательствам, что привело к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела подтверждено, что административным ответчиком принимаются предусмотренные законом меры, направленные на строительство спорного объекта, в связи с чем при не установлении незаконного бездействия администрации Волгограда, возложение на неё в судебном порядке обязанности организовать строительство автомобильной дороги не отвечает требованиям законности, и противоречит положениям пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такая совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ, по делу не установлена, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Волгограда от 4 марта 2021года отменить.
Принять по делу новое решение.
Прокурору Советского района Волгограда, действующему в интересах неопределённого круга лиц, в удовлетворении административного иска к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации дорожной сети по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр.Университетский в Советском районе Волгограда, о возложении обязанности по организации строительства объекта «Автомобильная дорога по ул. 35-ой Гвардейской дивизии в границах пр. Университетский - ул. Выборгская - ул. Антрацитная с выездом на пр. Университетский в Советском районе Волгограда» - отказать.
Председательствующий судья
Судьи