ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8661/2021 от 15.12.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0014-01-2021-015218-95

Дело № 33а-6603/2021

В суде первой инстанции № 2а-8661/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

15 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Глушко А.Р.,

судей

Осипова А.В., Ревякина А.В.,

с участием прокурора

Ананченко И.Е.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Рябцева Юрия Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 октября 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Рябцева Юрия Викторовича о признании незаконным действий(бездействия) участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20 на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва, о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20 об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва, признании итогов голосования на избирательных участках № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 недействительными оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения Рябцева Ю.В., его представителя Бекетова С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей административных ответчиков Территориальной избирательной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени Васильевой М.П., Избирательной комиссии Тюменской области Прокопьев Д.В., полагавших, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, заключение прокурора Ананченко И.Е., полагавшей, что оспариваемое решение возможно оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рябцев Ю.В. обратился в суд с административным иском к участковым избирательным комиссиям (далее по тексту также – УИК) № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20, в которых просил: признать незаконным действие (бездействие) указанных комиссий по не оповещению Рябцева Ю.В. о перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) для осмотра сейф-пакетов, запечатанных в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов; по не оповещению истца о заседаниях УИК согласно представленным контактным данным; по не предоставлению и не обеспечению для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и её протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; с книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования; по не предоставлению и не обеспечению для ознакомления Рябцева Ю.В. с документами и материалами по формированию каждой участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан Российской Федерации, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанных УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениям политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партии для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов но требованию; по невыдаче Рябцеву Ю.В. протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке; по невыдаче заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021; по невыдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования; по непредставлению Рябцеву Ю.В. сведений о составе лиц, членов каждой участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и на дому; по невыдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17-19.09.2021 наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания; по невыдаче Рябцеву Ю.В. заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации; по не уведомлению истца о рассмотрении обращения и не направлению ему мотивированного ответа. Также просил признать недействительными протоколы указанных участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва, признать итоги голосования на избирательных участках № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 г. Тюмени Тюменской области недействительными.

Требования мотивированы тем, что 18.09.2021 - 19.09.2021 Рябцевым Ю.В. в указанные участковые избирательные комиссии поданы заявления: о своём желании присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов, с просьбой к участковой избирательной комиссии о совершении последней указанных действий оповещать меня; об обеспечении истца оповещением о заседаниях УИК согласно представленным контактным данным; о предоставлении и обеспечении для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и её протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования. О предоставлении и обеспечении Рябцеву Ю.В. для ознакомления с документами и материалами по формированию настоящей участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан РФ, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанной УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениями политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов по требованию, о выдаче Рябцеву Ю.В. протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021, о выдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования, о представлении сведений о составе лиц, членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и па дому, о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17.098.2021-19.09.2021 наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания, о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации. Об уведомлении о рассмотрении обращения и направлении Рябцеву Ю.В. мотивированного ответа. В нарушение положений статей 2, 5, 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 29 30, 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктов 3.6, 3.10, 3.11, 3.15 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 № 13/103-8, административные ответчики не выполнили требования заявителя, указанные им в заявлениях. Полагает, что вышеуказанные допущенные административными ответчиками нарушения законодательства не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей, а также административные ответчики лишили административного истца доступа к информации и права быть избранным в органы государственной власти и участвовать в управлении делами государства непосредственно.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 5 октября 2021 года административные дела по вышеуказанным административным искам Рябцева Ю.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец доводы административного искового заявления поддержал. Представитель избирательной комиссии Тюменской области, председатель территориальной избирательной комиссии Восточного АО г. Тюмени Васильева М.П. против удовлетворения административного искового заявления возражали. Помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени также полагала административные исковые требования удовлетворению не подлежащими.

Представители избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Рябцев Ю.В., который в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 октября 2021 года отменить. Полагает, что судом первой инстанции было необоснованно отказано в истребовании доказательств, указанных в административных исковых требованиях. Также полагает, что суд первой инстанции в обосновании своих выводов принял недопустимые доказательства. Считает, что административными ответчиками не доказано соблюдение требований закона, устанавливающего порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), в то время, как такие основания предусмотрены нормативно-правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам. Обращает внимание, что не был ознакомлен с материалами административного дела на основании его заявления от 27.10.2021.

На апелляционную жалобу поступили возражения Избирательной комиссии Тюменской области, Территориальной избирательной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени, в которых они полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Рябцева Ю.В. удовлетворению не подлежащими.

Представители административных ответчиков - участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20 в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с нормами ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2). С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «Ь» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту также - Закон об основных гарантиях избирательных прав, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно пункту 10 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Тюменской областной думой постановлением от 17.06.2021 № 3081 решено на 19 сентября 2021 года назначить выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва.

Постановлением от 18.06.2021 № 11/87-8 Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предусмотрено проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

Решением окружной избирательной комиссии Восточного г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва от 21.07.2021 Рябцев Юрий Викторович зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.

Кандидатом в депутаты Рябцевым Ю.В. в участковую избирательную комиссию № 2939 было подано заявление от 18.09.2021, в котором Рябцев Ю.В. уведомил о производстве в помещении для голосования фото и видеосъемки, а также заявил о своем желании присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов.

Также Рябцевым Ю.В. была изложена просьба об: об обеспечении Рябцева Ю.В. оповещением о заседаниях УИК согласно представленным контактным данным; об обеспечении Рябцеву Ю.В. возможности свободного доступа на заседания участковой избирательной комиссии и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с избирательными документами; о предоставлении и обеспечении для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, данной комиссии и её протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования; о предоставлении и обеспечении Рябцеву Ю.В. для ознакомления с документами и материалами по формированию данной участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан Российской Федерации, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанной УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениями политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов по требованию; о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий документов и материалов, непосредственно связанных с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, по требованию; о выдаче Рябцеву Ю.В. протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке; о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021; о выдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования; о представлении сведений о составе лиц, членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и па дому; о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17-19.09.2021 наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания; о выдаче Рябцеву Ю.В. заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации; о выдаче заверенных копия жалоб и обращений, поданных в участковую избирательную комиссию, и принятых решений по их рассмотрению. Об уведомлении о рассмотрении обращения и направлении Рябцеву Ю.В. мотивированного ответа.

На указанное обращение председателем участковой избирательной комиссии № 2939 П. был подготовлен ответ от 18.09.2021 и направлен Рябцеву Ю.В. посредством указанной им электронной почты 05.10.2021. Также, 07.10.2021 Рябцеву Ю.В., посредством электронной почты, были направлены дополнения о результатах рассмотрения обращения.

Аналогичные заявления были поданы Рябцевым Ю.В. в Участковую Избирательную комиссию № 2941 от 18.09.2021; в Участковую Избирательную комиссию № 2942 от 18.09.2021; в Участковую Избирательную комиссию № 2947 от 19.09.2021; в Участковую Избирательную комиссию № 2959 от 19.09.2021; в Участковую Избирательную комиссию № 2967 от 18.09.2021.

В ответ на обращение Рябцева Ю.В. были подготовлены: ответ председателя УИК № 2941 К., направленный Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 23.09.2021; ответ председателя УИК № 2942 Э., направленный Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 20.09.2021; ответ председателя УИК № 2947 Щ., направленный Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 08.10.2021; ответ председателя УИК № 2959 А., направленный Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 18.09.2021; ответ председателя УИК № 2967 У., направленный Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 18.09.2021.

В ответ на обращение Рябцева Ю.В. были также подготовлены: дополнение к ранее направленному ответу председателя УИК № 2941 К., направленное Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 07.10.2021; дополнение к ранее направленному ответу председателя УИК № 2942 Э., направленное Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 07.10.2021; дополнение к ранее направленному ответу председателя УИК № 2947 Щ., направленное Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 08.10.2021; дополнение к ранее направленному ответу председателя УИК № 2959 А., направленное Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 07.10.2021. дополнение к ранее направленному ответу председателя УИК № 2939 У., направленное Рябцеву Ю.В. посредством электронной почты 07.10.2021.

Полагая действие (бездействие) участковых избирательных комиссий в части как не удовлетворении просительной части поданных Рябцевым Ю.В. заявлений, так и не уведомления Рябцева Ю.В. о рассмотрении обращений и не направлении Рябцеву Ю.В. мотивированного ответа незаконными, а также, полагая, что указанные нарушения не позволяют определить действительную волю избирателей, Рябцев Ю.В. подал в Ленинский районный суд г. Тюмени административное исковое заявление о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 г. Тюмени Тюменской области об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва, признать итоги голосования на избирательных участках № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 г. Тюмени Тюменской области недействительными

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, пришёл к обоснованному выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, допущенных при голосовании и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей при проведении выборов, которые могут послужить основанием для отмены итогов голосования на избирательных участках № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967, не установлено.

В силу пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (пункт 1.4 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1- П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 № 13/103-8 утверждено «Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» (далее по тексту также – Положение). Названное положение применяется при проведении на территории Российской Федерации голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года.

В силу пункта 2.5 указанного Положения при проведении голосования с использованием дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом: наблюдатели; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке; члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов; кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка.

Пунктом 3.3 Положения определено, что 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком.

Сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия (пункт 3.4 Положения).

Согласно пункту 3.5 Положения, перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении № 1), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии.

Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым (пункт 3.6 Положения).

Согласно пункту 3.10 Положения, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования (перечислены в пункте 2.5 Положения), вправе осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и (или) актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением.

Избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) 17 и 18 сентября 2021 года незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 - 3.10 Положения), с составлением акта (рекомендуемая форма приведена в приложении № 2), который хранится вместе с сейф-пакетом (пункт 3.11 Положения).

Названное положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, как правильно определено судом первой инстанции, предусматривает право административного истца на присутствие в помещении для голосования в процессе перемещения избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика для голосования в сейф-пакет, при этом не содержит норм, обязывающих участковую избирательную комиссию оповещать кандидата в депутаты о совершении данных действий. При этом, отсутствие административного истца не являлось препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что избирательными комиссиями допущены нарушения пунктов 3.6, 3.10, 3.11, 3.15 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, не имеется.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 названной статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (пункт 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ)

Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией установлен статьёй 68 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 26 названной статьи, после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 названного Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Механизм подготовки и проведения выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы, органов и должностных лиц местного самоуправления установлен Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области от 03.06.2003 № 139 (далее по тексту также -Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области)

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией определен статьёй 73 Избирательного кодекса Тюменской области. Согласно части 2 подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем по выборам в органы государственной власти Тюменской области, затем - в органы местного самоуправления.

Из изложенного усматривается, что временной промежуток проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии определен требованиями Закона, в свою очередь отсутствие Рябцева Ю.В., имеющего право присутствовать на указном заседании, в качестве кандидата, зарегистрированного вышестоящей комиссией, основанием к выводу о нарушении принципа гласности в деятельности комиссий, не является.

Правом знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий наделен член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса, как это усматривается из подпункта «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ.

Статус кандидатов определен положениями главы 6 Федерального закона № 67-ФЗ, а также положениями Избирательного кодекса Тюменской области. Вместе с тем, положения названного закона не наделяют кандидата, полномочиями, аналогичными членам комиссии с правом решающего голоса и членам комиссии с правом совещательного голоса. Таким образом, доводы административного иска о нарушении прав Рябцева Ю.В. в части не предоставления и не обеспечения ознакомления истца со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, являются несостоятельными.

Порядок формирования и полномочия участковых комиссий установлен статьёй 27 Федерального закона № 67-ФЗ. В силу пункта 1, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Из материалов дела усматривается, что хранение всей документации по формированию УИК Восточного административного округа г. Тюмени обеспечивается в территориальной избирательной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени. Вся информация по составу участковой избирательной комиссии (с указанием фамилии, имени, отчества, статуса в комиссии и субъекта выдвижения) размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Тюменской области.

Положениями статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1). Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2). Предоставляется бесплатно информация: 1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; 2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; 3) иная установленная законом информация (часть 8).

В то же время положения главы 6 Федерального закона № 67-ФЗ, а также положения Избирательного кодекса Тюменской области, регламентирующие статус кандидатов, не предусматривают дополнительных прав указанных лиц на получение информации и материалов по формированию УИК.

Также статьёй 73 Избирательного кодекса Тюменской области установлено, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 3 статьи 24 названного Кодекса, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом (часть 1).

Согласно статье 24 Избирательного кодекса Тюменской области на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами (часть 1). На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с частью 3.2 статьи 26 настоящего Кодекса (часть 1.2). С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели и иные лица, указанные в Федеральном законе (часть 3).

При этом, в силу части 22 статьи 73 Избирательного кодекса Тюменской области по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 24 названного Кодекса, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей не требуются.

Из материалов дела не усматривается, что Рябцев Ю.В. присутствовал при подведении итогов и подписания итогового протокола на избирательных участках № 2950, № 2938, № 2922, № 2921, № 2945, таким образом выдача копии протокола об итогах голосования немедленно после подписания, как это установлено положениями избирательного законодательства, не представлялась возможной, в то время как закон не возлагает на УИК обязанности по направлению копии итогового протокола в адрес кандидатов в депутаты по их заявлению.

Из материалов дела также следует, что в настоящее время данные всех итоговых протоколов размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Тюменской области в общем доступе.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.

Пунктом 1 в названный перечень включены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

В силу изложенного, не имеется оснований не согласится с выводом суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного иска о нарушении прав Рябцева Ю.В. в связи с не выдачей ему заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования, непредставления сведений о составе лиц, членов УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому, невыдаче Рябцеву Ю.В. заверенных копий списка лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания, поскольку вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают права на получение указанной информации кандидатом в депутаты, а также не возлагают обязанность на УИК по предоставлению данной информации кандидату в депутаты.

В целях обеспечения открытости в деятельности избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановила применять в помещениях для голосования избирательных участков и помещениях территориальных избирательных комиссий средства видеонаблюдения в соответствии с Порядком применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее - Порядок), согласованным с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Постановлением ЦИК России от 14.07.2021 № 20/169-8 «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» определен «Порядок применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» и «Рекомендациями по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации)». Вместе с тем, названные акты не предусматривают обязанности УИК по предоставлению кандидату в депутаты указанных Рябцевым Ю.В. документов, а именно: копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту также – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 названной статьи.

Из материалов дела следует, что участковыми избирательными комиссиями № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 были рассмотрены заявления истца, поступившие в указанные УИК 18 и 19 сентября 2021 года, в установленный законом срок и мотивированные ответы направлены в адрес Рябцева Ю.В. посредством электронной почты, указанной в заявлении, что подтверждается ответами на обращения Рябцева Ю.В., а также скриншотами об их отправке. При этом, из материалов дела следует, что рассматриваемые административные исковые заявления Рябцева Ю.В. были направлены им в Ленинский районный суд города Тюмени 29.09.2021 и зарегистрированы судом 30.09.2021, вследствие чего оснований к выводу о существенных нарушениях участковыми избирательными комиссиями положений Федерального закона № 59-ФЗ не имеется.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 24 названного Кодекса. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (пункт 19 статьи 73 Избирательного кодекса Тюменской области).

Административным истцом оспариваются протоколы участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 20 об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва с признанием итогов голосования на указанных избирательных участках недействительными в связи с вышеуказанными нарушениями со стороны УИК, по причине того, что волеизъявление избирателей нельзя достоверно установить.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что все итоговые протоколы участковых избирательных комиссий № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 Восточного АО г. Тюмени подписаны всеми членами комиссии без особого мнения кого-либо из членов комиссии с правом решающего голоса, в том числе представителей Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тюменской области.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об отсутствии нарушений избирательного законодательства при проведении голосования, подсчете голосов и установлении итогов голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва на избирательных участках № 2939, № 2941, № 2942, № 2947, № 2959, № 2967 г. Тюмени Тюменской области, не позволивших с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении судом норм материального и процессуального права.

При этом доводы апелляционной жалобы основанием к иному выводу не являются.

В силу статьи 154 КАС РФ, ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений о нарушениях норм процессуального права, в том числе прав административного истца не свидетельствуют. Требования статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части рассмотрения ходатайств соблюдены, само ходатайство административного истца судом первой инстанции рассмотрено, вынесено мотивированное определение об отказе в его удовлетворении.

В тоже время, Рябцев Ю.В., согласно заявлению об ознакомлении с материалами дела, поступившему в Ленинский районный суд г. Тюмени 28.10.2021, был ознакомлен с материалами дела 03.11.2021, о чем имеется собственноручно выполненная запись.

С учётом изложенного судебная коллегия оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рябцева Юрия Викторовича оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии