ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-873/2022 от 05.09.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Елькина Е.А. Дело № 33а-4239/2022 (2а-873/2022)

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 05 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Никонова К.Ф., Елсукова А.Л.,

при секретаре

Абаскаловой А.А.

с участием прокурора

Наймушина А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Усатова П.В. по доверенности Лузяниной Г.Г. на решение Нововятского районного суда г. Кирова от 02 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Усатова П.В. к территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова, кандидату в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюку В.В. об отмене регистрации кандидата.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Усатов П.В., зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17, обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова, кандидату в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюку В.В. об отмене регистрации кандидата. В обоснование требований административного иска указал, что решением Кировской городской Думы от 16.06.2022 № 57/1 «О назначении выборов депутатов Кировской городской думы седьмого созыва» на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва. Данное решение было опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» №50(1609) от 17.06.2022. Решением Кировской городской Думы от 29.03.2017 № 56/21 (ред. от 30.11.2021) «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы» утверждена схема 18 одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы.

Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 12.05.2022 № 7/45-7 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования «Город Киров» исполнение полномочий, установленного Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования «Город Киров» с 16.05.2022 возложено на территориальную избирательную комиссию Нововятского района города Кирова.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова от 29.07.2022 № 32/151 кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 был зарегистрирован Царюк В.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Кировской области. Постановлением территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова от 04.08.2022 № 35/163 кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 был зарегистрирован Усатов П.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Кировской области».

Таким образом, административный истец зарегистрирован по тому же избирательному округу, что и заинтересованное лицо – кандидат Царюк В.В.

В ходе избирательной кампании кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюком В.В. в целях достижения определенного результата на выборах были использованы денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, и их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом. Оплата печатных агитационных материалов кандидата-одномандатника за счет средств избирательного фонда избирательного объединения ставит данного кандидата в привилегированное положение перед другими кандидатами, создает неравные условия при проведении предвыборной агитации, поскольку другие кандидаты-одномандатники по округу обязаны проводить предвыборную агитацию за счет средств своего избирательного фонда, предельная сумма всех расходов из которого ограничена 1 млн. рублей.

Также, зарегистрированным кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюком В.В. осуществлена агитация с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, что является основанием для отмены его регистрации. Во всех распространяемых агитационных материалах имеются нарушения правил использования чужой интеллектуальной собственности, визуально обнаруживается использование авторской шрифтовой гарнитуры (шрифта) Helios Condensed Black Oblique, являющейся объектом авторского права. Считает, что допущенные кандидатом Царюком В.В. установленные федеральным законом запреты и ограничения нарушают его права. Просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюка В.В., зарегистрированного Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Нововятского одномандатного избирательного округа № 17 при проведении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва, от 29.07.2022 № 32/151.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с принятым решением, представитель Усатова П.В. по доверенности Лузянина Г.Г. обратилась в Кировский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения. В жалобе заявитель ссылается на неверную оценку судом фактических обстоятельств дела, недоказанность выводов суда, ошибочное толкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям, приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Также не согласилась с судебной оценкой доказательств. Дополнительно указывает на несоответствие эмблемы избирательного объединения на агитационных материалах эмблеме, утвержденной на конференции регионального отделения политической партии.

В судебном заседании представители административного истца Усатова П.В. по доверенностям Лузянина Г.Г. и Крашенинников А.А. доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержали, на их удовлетворении настаивали. Указали, что при принятии решения судом первой инстанции не учтен факт признания избирательной комиссией заявленных требований.

Представитель административного ответчика Царюка В.В. по доверенности Катаева Ю.В. с доводами жалобы не согласна, в отзыве на жалобу изложила доводы аналогичные озвученным в суде первой инстанции.

Представителем территориальной избирательной комиссии Нововятского района г. Кирова Плюсниной О.Ю. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ТИК. Отзыв направлен участникам процесса, ими получен, о чем свидетельствуют их пояснения в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Административный истец Усатов П.В., административный ответчик Царюк В.В., представитель Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Кировской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь положениями статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав участников процесса, заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Частью 11 статьи 239 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Статьей 32 Конституции РФ установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Решением Кировской городской Думы от 16.06.2022 № 57/1 «О назначении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва» на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва. Данное решение было опубликовано в газете «Наш Город. Газета МО «Город Киров» № 50(1609) от 17.06.2022.

В части 2 статьи 22 Устава МО «Город Киров» установлено, что Городская Дума избирается на 5 лет и состоит из 36 депутатов. 18 депутатов городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. 18 депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Решением Кировской городской Думы от 29.03.2017 № 56/21 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы» утверждена схема 18 одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе в случаях: использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (часть 1).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (часть 2).

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами (часть 3).

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (части 4, 5).

Согласно пункту 5 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается в частности при использовании избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц; использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 12.05.2022 № 7/45-7 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования «Город Киров» исполнение полномочий, установленных Федеральными законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования «Город Киров» с 16 мая 2022 года возложено на территориальную избирательную комиссию Нововятского района города Кирова.

Постановлением от 04.08.2022 № 35/163 территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова «О регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Усатова Павла Валентиновича» административный истец был зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Кировской области».

Постановлением от 29.07.2022 № 32/151 территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова «О регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17 Царюка Вячеслава Валерьевича» Царюк В.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ».

Постановлением от 01.08.2022 № 34/159 территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова зарегистрирован список кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ».

Порядок создания избирательного фонда кандидата для финансирования своей избирательной кампании, установлен статьей 47 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-30 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».

В соответствии со статьей 47 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-30 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями (часть 1).

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц (часть 2).

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 1000000 рублей.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 20000000 рублей.

Из материалов дела следует, что по заказу и на средства избирательного фонда Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Кировской области были изготовлены: два печатных агитационных материала, изготовленные ООО «Кировская областная типография» тиражом 7500 экземпляров общей стоимостью 25800 рублей и тиражом 5500 экземпляров общей стоимостью 18920 рублей с изображением кандидата Царюка В.В.; баннер 6х3м с изображением кандидатов Царюка В.В. и Никулина А.Н., изготовленный ООО «Риком» тиражом 2 экземпляра общей стоимостью 15000 рублей (изготовление и монтаж); баннер 9х4,5м, изготовленный ООО «Риком» тиражом 1 экземпляр общей стоимостью 23470 рублей (изготовление и монтаж); визитки с изображением кандидата Царюка В.В., изготовленные ООО «Феникс» тиражом 300 экземпляров стоимостью 1530,20 рублей; плакат с изображением кандидата Царюка В.В., изготовленный ООО «Флат-Принт» тиражом 500 экземпляров примерной стоимостью 3925 рублей; газета (информационный бюллетень), содержащая изображение кандидата Царюка В.В., его автобиографические данные и информацию о его деятельности, а также предвыборную агитацию избирательного объединения, под названием «Вячеслав Царюк. Кандидат в депутаты Кировской городской Думы по округу № 17», изготовленный ООО «Феникс» тиражом 13000 экземпляров примерной стоимостью 25350 рублей.

Примерная общая сумма расходов избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Кировской области за изготовление и размещение печатных агитационных материалов с изображением кандидата Царюка В.В. таким образом составила 113995,20 рублей.

Сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата Царюка В.В. составила 4967,26 рублей.

Царюк В.В. выдвинут кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому избирательному округу № 17 как кандидат по одномандатному избирательному округу, так и в составе списка кандидатов по Нововятской территориальной группе № 17 (Нововятский одномандатный избирательный округ № 17) под № 3 в списке кандидатов.

Печатные агитационные материалы с изображением кандидата Царюка В.В., изготовленные по заказу Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Кировской области», оплачены избирательным объединением со своего избирательного счета на основании положений подпункта «а» части 9.1 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Проанализировав приведенные выше нормы закона, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства, являющихся основанием к отмене регистрации кандидата Царюка В.В. на предстоящих 11.09.2022 выборах депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва.

Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами, достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Как верно указал суд первой инстанции, из содержания печатного агитационного материала следует, что кандидат Царюк В.В. принимает участие в выборах в качестве кандидата, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Кировской области», которое в силу действующего законодательства имеет право за счет своего избирательного фонда изготавливать агитационные материалы и использовать в них изображения выдвинутых им кандидатов на выборах.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку все представленные в материалы дела агитационные материалы содержат сведения об избирательном объединении, выдвинувшем кандидата. Указанные сведения размещены на первой странице печатных изданий, по центру изготовленных баннеров, что безусловно указывает на непосредственную принадлежность кандидата избирательному объединению.

Ссылка в апелляционной жалобе на объяснения Царюка В.В., представленные в избирательную комиссию по факту незаконного размещения агитационных материалов не опровергает указанных выводов, поскольку в силу ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее.

Таким образом, Царюк В.В., как кандидат от избирательного объединения, входящий в зарегистрированный список кандидатов, вправе осуществлять предвыборную агитацию посредством самостоятельного распространения агитационных материалов в свою поддержку, оплаченных за счет средств избирательного фонда избирательного объединения.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что кандидат Царюк В.В. использовал указанные печатные агитационные материалы в личной агитации, как кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу № 17, в материалах дела не имеется.

Представленные материалы содержат необходимые сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оплачены из избирательного фонда избирательного объединения.

Доводы жалобы об использовании Царюком В.В. денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда и превышении данной суммы от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, при осуществлении деятельности, способствующей выдвижению кандидата и (или) его избранию, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку не подтверждены допустимыми доказательствами.

Также судебная коллегия отмечает, что при установленных судом обстоятельствах правомерности оплаты агитационных материалов избирательным объединением, у административного ответчика Царюка В.В. отсутствует предусмотренная законом обязанность иметь лицензионное соглашение на использование авторского шрифта, поскольку, как установлено в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций и не оспаривается сторонами, Царюк В.В. не является ни заказчиком, ни изготовителем спорных агитационных материалов.

Законность использования избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Кировской области» на своих печатных агитационных материалах авторского шрифта на основании лицензионного договора, заключенного 02.04.2021, в ходе проводимой в настоящее время предвыборной кампании предметом проверки суда в рамках рассматриваемого дела не является, поскольку требования к избирательному объединению не заявлены.

Разрешая доводы апелляционной жалобы о несоответствии эмблемы избирательного объединения, изображенной на агитационных материалах, эмблеме, утвержденной конференцией политической партии судебная коллегия отмечает, что согласно ч. 9 ст. 307 КАС РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания административного иска, доводы о несоответствии эмблем в суде первой инстанции административным ответчиком не заявлялись, в связи с чем судом первой инстанции не рассматривались. Кроме того, не соответствие изображения эмблемы на агитационных материалах утвержденному изображению, в силу ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не является основанием для отмены регистрации кандидата.

Оценивая представленные в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В части 2 статьи 59 КАС РФ указано, что в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда (часть 1 статьи 169 КАС РФ).

Следовательно, заключение специалиста в качестве самостоятельного вида доказательств в приведенных нормах процессуального права не названо, судом для дачи заключения специалист не назначался, следовательно, его заключение можно отнести к разряду письменных доказательств.

Из смысла статьи 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и разъяснений по ее применению, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской от 31 марта 2011 г. № 5 следует, что понятия агитация и информирование избирателей являются понятиями юридическими, и как следствие, отнесение материалов к агитационным или информационным является прерогативой суда при рассмотрении конкретного дела, в связи с чем судебная коллегия не признает допустимым доказательством филологическое исследование от 03.09.2022, произведенное Лицеревой К.С.

Иные доказательства (протокол осмотра доказательств, выписка из протокола конференции избирательного объединения) не опровергают выводов суда первой инстанции и не ведут к иной оценке представленных доказательств.

Ссылка представителей административного истца на наличие признания иска административным ответчиком (территориальной избирательной комиссией) правового значения не имеет. Исходя из системного толкования положений ст. 46 КАС РФ принятие судом признания иска является правом, но не обязанностью суда, при этом данное право обусловлено отсутствием интереса иных лиц к предмету спора. В данном случае предметом спора является отмена регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, который, имея интерес в результате рассмотрения административного дела, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Фактические обстоятельства административного дела судом первой инстанции определены верно, им дана надлежащая правовая оценка.

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, кроме того, они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им положений действующего законодательства.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нововятского районного суда г. Кирова от 02 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 5.09.2022 в 16 часов 15 минут.

Председательствующий: Судьи:

Определение12.09.2022