Дело № 11а-6116/2020 Судья Лысаков А.И.
Дело № 2а-880/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Кокоевой О.А., Знамеровского Р.В.,
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кучерова ФИО1 на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска к Кучерову ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество и пени,
заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кучерову О.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 43 105 рублей и пени по нему в размере 641,19 рублей, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4411,11 рублей и пени по нему в размере 274,83 рублей, задолженности по земельному налогу за 2016-2017 годы в размере 1038 рублей и пени по нему в размере 15,44 рублей.
В обоснование требований указано, что ответчик, как собственник транспортных средств, земельных участков, недвижимого имущества, является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Свою обязанность по уплате налогов Кучеров О.О. не исполнил, в связи с чем, ему были начислены пени на имеющуюся задолженность. Требования об уплате недоимки по налогам и пени им также не исполнены.
Стороны в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Решением суда требования налогового органа удовлетворены. С Кучерова О.О. в пользу ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска взысканы транспортный налог за 2017 годы в размере 43 105 рублей и пени по нему за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в размере 641,19 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4 411,11 рублей и пени по нему за период с 02 декабря 2017 года по 30 января 2019 года в размере 274,83 рублей, земельный налог за 2016-2017 годы в размере 1 038 рублей и пени по нему за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в размере 15,44 рублей. Также с Кучерова О.О. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 685 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Кучеров О.О. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указал, что налоговым органом пропущен предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд. Полагает, что поскольку требование об уплате налогов и пени было направлено ему 01 февраля 2019 года и считается полученным 08 февраля 2019 года, 6-тимесячный срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа подлежал исчислению с 17 февраля 2019 года и оканчивался 17 августа 2019 года. Учитывая, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 20 августа 2019 года, срок на обращение в суд им пропущен, что свидетельствует о невозможности взыскания задолженности.
Представитель административного ответчика Кучерова О.О. – Фоминых А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска Вдовиченко А.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, представила письменные пояснения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Кучеров О.О. не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, новые доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ).
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (статья 409 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового кодекса РФ).
Уплата причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки является основанием для взыскания пени.
Судебной коллегией на основании представленных в материалы дела документов, письменных пояснений представителя налогового органа установлено, что фактически в рамках настоящего дела налоговым органом взыскивается транспортный налог за 2017 год, земельный налог за 2017 год и налог на имущество физических лиц за 2015, 2017 годы.
Из материалов дела следует, что Кучеров О.О., как собственник недвижимого имущества, транспортных средств и земельных участков, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.
Так, Кучерову О.О. на основании налогового уведомления:
№ 20417355 от 12 октября 2017 года начислен, в том числе налог на имущество физических лиц за 2015 год: в отношении <адрес> в размере 2280 рублей и <адрес> в размере 740 рублей; срок уплаты налога указан до 01 декабря 2017 года;
№ 31567589 от 01 октября 2018 года начислен, в том числе:
транспортный налог за 2017 год в отношении автомобилей 28181 государственный номер <данные изъяты> в размере 4680 рублей, «Фольксваген 7НМ Кали» государственный номер <данные изъяты> в размере 8700 рублей, «Хамер» государственный номер <данные изъяты> в размере 9200 рублей, «Конкорд Лайнер» государственный номер <данные изъяты> в размере 17925 рублей, «Ауди 6» государственный номер <данные изъяты> в размере 2600 рублей, «Мерседенс Бенц» государственный номер <данные изъяты> в размере 0 рублей с учетом предоставленной льготы в размере 45 900 рублей, всего в размере 43 105 рублей;
земельный налог за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1038 рублей;
налог на имущество за 2017 год в отношении вышеуказанных квартир в размере 904 рубля (ОКТМО 75701380) и в отношении гаража <данные изъяты> и иного строения, расположенного по адресу: <адрес>, всего в размере 1508 рублей (ОКТМО 75701310). Срок уплаты налога указан до 03 декабря 2018 года.
Согласно сведениям налогового органа Кучеров О.О. частично оплатил только налог на имущество за 2015 год: 26 января 2018 года – в размере 328 рублей, 04 апреля 2018 года – в размере 692,89 рублей, в связи с чем, недоимка по данному налогу за 2015 год составила 1999,11 рублей.
В связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) указанных налоговых уведомлений в адрес ответчика было направлено требование № 1986 по состоянию на 31 января 2019 года об уплате транспортного налога в размере 43 105 рублей и пени по нему в размере 641,19 рублей, земельного налога в размере 1038 рубля и пени по нему в размере 15,44 рублей, налога на имущество в размере 1999,11 рублей, 904 рубля и 1508 рублей и пени по нему в размере 252,04 рублей и 22,43 рублей; указан срок исполнения требования - до 13 марта 2019 года.
Налоговые уведомления и требование были направлены ответчику заказными письмами почтой, что подтверждается списками почтовых отправлений с отметкой Почты России.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района г. Челябинска от 20 августа 2019 года в пользу налогового органа с Кучерова О.О. была взыскана недоимка по налогам и пени, взыскиваемая в рамках настоящего дела. Определением мирового судьи от 25 сентября 2019 года судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Кучеров О.О. является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов, обязанность по уплате которых им не выполнена.
Судебная коллегия не соглашается с решением суда в части взысканного размера транспортного налога и пени по нему и взысканного размера пени по налогу на имущество, в остальной части находит решение суда верным в виду следующего.
Так, из представленных в материалы дела налоговым органом сведений о наличии у ответчика имущества, в том числе транспортных средств, полученных им в порядке межведомственного взаимодействия в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, сведений ГИБДД следует, что Кучеров О.О. в 2017 году собственником автомобиля «Хамер» государственный номер <данные изъяты> не являлся, так как указанный автомобиль за ответчиком в органах ГИБДД был зарегистрирован в период с 04 декабря 2012 года по 07 октября 2016 года, следовательно, оснований для начисления транспортного налога в отношении данного автомобиля за 2017 год у налогового органа не имелось.
Суд первой инстанции, взыскивая транспортный налог за 2017 год, данные фактические обстоятельства дела и требования закона не учел, в связи с чем, решение суда в части взыскания транспортного налога подлежит отмене с принятием в этой части нового решения – о взыскании с Кучерова О.О. транспортного налога за 2017 год в размере 33 905 рублей (43 105- 9 200).
Принадлежность Кучерову О.О. иных транспортных средств, вышеуказанных земельного участка и недвижимого имущества в 2015, 2017 годах подтверждается материалами дела и не оспаривается последним.
Расчет земельного налога, налога на имущество судом первой инстанции проверялся, является верным; контррасчет ответчиком не представлен. Из расчета по транспортному налогу подлежит исключению сумма налога в отношении автомобиля «Хамер» в размере 9200 рублей, в остальной части расчет также является верным, контррасчет ответчиком не представлен. Доказательств оплаты указанных налогов (помимо сумм 328 рублей и 692,89 рублей по налогу на имущество) ответчиком не представлено.
Процедура взыскания налогов и пени соблюдена: налоговые уведомление и требование об уплате направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование об уплате налогов и пени могут быть переданы руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления, треюования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что налоговые уведомления и требование об уплате были направлены Кучерову О.О. почтой и согласно закрепленной налоговым законом презумпции считаются полученными им.
Сроки направления налоговых уведомлений и требования об уплате, предусмотренные пунктом 3 статьи 52 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не нарушены. При этом направление требования об уплате налога на имущество за 2015 год только в январе- феврале 2019 года не свидетельствует о нарушении срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку недоимка по налогу на имущество за 2015 год была выявлена налоговым органом только 14 января 2019 года, что подтверждается представленным скриншотом из налоговой программы.
Сроки для обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки доводам жалобы, также соблюдены.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку общая сумма налогов и пени по требованию № 1986 со сроком исполнения до 13 марта 2019 года изначально превышала 3000 рублей, то в суд с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться до 13 сентября 2019 года, следовательно, принимая во внимание дату вынесения судебного приказа – 20 августа 2019 года, срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией не был пропущен.
После отмены судебного приказа 25 сентября 2019 года налоговый орган обратился в суд в порядке искового производства 09 января 2020 года, то есть также с соблюдением шестимесячного срока.
Порядок исчисления сроков обращения налогового органа в суд, указанный Кучеровым О.О. в апелляционной жалобе, основан на неверном толковании норм материального права и правильных выводов суда не опровергает.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Так, из расчета налогового органа следует, что пени начислены на недоимку:
по земельному налогу за 2017 год в размере 1038 рублей за период с 04 декабря 2018 года (дата возникновения недоимки) по 30 января 2019 года; размер пени составил 22,43 рублей;
по налогу на имущество за 2015 год (ОКТМО 75701380) за период с 02 декабря 2017 года (дата возникновения недоимки) по 30 января 2019 года; расчет пени произведен исходя из недоимки в размере 3020 рублей (ОКТМО 75701380) с учетом произведенной оплаты налога в размере 328 рублей и 692,89 рублей; размер пени составил 238,59 рублей;
по налогу на имущество за 2017 год в размере 904 рублей (ОКТМО 75701380) за период с 04 декабря 2018 года (дата возникновения недоимки) по 30 января 2019 года; размер пени составил 13,45 рублей; всего по ОКТМО 75701380 пени составили 252,04 рублей (238,59 +13,45);
по налогу на имущество за 2017 год в размере 1508 рублей (ОКТМО 75701310) за период с 04 декабря 2018 года (дата возникновения недоимки) по 30 января 2019 года; размер пени составил 22,43 рублей. Итого, размер пени составляет 274,47 рублей.
Доказательств наличия задолженности по пени по налогу на имуществом в размере 274,83 рублей (как заявлено в иске) налоговым органом не представлено, в связи с чем решение суда в части взыскания пени по налогу на имущество подлежит изменению – с Кучерова О.О. подлежит взысканию пени по налогу на имущество в размере 274,47 рублей.
В связи с изменением суммы транспортного налога за 2017 год, подлежащего взысканию, сумма пени, начисленных на недоимку по данному налогу, подлежит перерасчету. Так, пени, рассчитанные исходя из недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 33 905 рублей (43105-9200) за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года, составят:
с 04 по 16 декабря 2018 года: 33 905 х 1/300 х 7,5% х 13 дней =110,20 рублей;
с 17 декабря 2018 года по 30 января 2019 года: 33905 х 1/300 х 7,75% х 45 дней = 394,15 рублей, итого 504,35 рублей.
В связи с чем, решение суда первой инстанции в части взыскания по транспортному налогу также подлежит изменению – с Кучерова О.О. подлежат взысканию пени по транспортному налогу в размере 504,35 рублей.
В силу статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая вышеуказанные перерасчеты, нормы пп. 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1404,45 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 20 февраля 2020 года изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска к Кучерову ФИО3 удовлетворить частично.
Взыскать с Кучерова ФИО4, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 33905 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в размере 504 рубля 35 копеек; налог на имущество физических лиц на 2015, 2017 г.г. в размере 4411,11 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период 02 декабря 2017 года по 30 января 2019 года в размере 274, 47 рублей; задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 1038 рублей, пени по земельному налогу за период 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в размере 15,44 рублей.
Взыскать с Кучерова ФИО5 в доход местного бюджета госпошлину в размере 1404,45 рублей.
Апелляционную жалобу Кучерова ФИО6 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи