ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-881/2021 от 29.12.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-4035/2021

судья Кыдыяков Г.И. (1-я инст. 2а-881/2021)

УИД 75RS0008-01-2021-001087-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Шишкаревой С.А.,

судей Жилинского А.Г., Каверина С.А.,

при секретаре Дружининой Н.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 декабря 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального района «Борзинский район» об оспаривании действий, решений, признании недействительным конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», возложении обязанности,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 01.10.2021.

Заслушав доклад судьи Шишкаревой С.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 в поданном административном исковом заявлении полагает, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» проведен с грубыми нарушениями закона, подделкой документов, а именно:

- согласно протоколу заседания счетной комиссии от 10.06.2021 по подсчету суммарного количество баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса, более 20 баллов набрало 7 кандидатов и все они должны быть допущены к итоговому голосованию, однако открытое итоговое голосование проводилось лишь в отношении двух кандидатов – Р.С.А. и Н.В.Я., остальные 5 кандидатов допущены не были, голосование по ним не проводилось;

- открытого голосования членов конкурсной комиссии по каждому кандидату в отдельности не проводилось, каждый кандидат членами конкурсной комиссии не обсуждался, в протоколе от 10.06.2021 отсутствует дата и время его подписания;

- в заседании счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса, от 10.06.2021 в 19:00 часов Р.Б.Б. и Ц.Г.М. не участвовали;

- необоснованно изменен состав конкурсной комиссии, утвержденный решением № 258 от 23.03.2021 (в отсутствие решения об исключении Г.Р.А., о включении У.А.В., а также в отсутствие заявления последнего и сведений, от какой общественной организации представлена его кандидатура);

- ФИО1 необоснованно отказано в ознакомлении с результатами набранных ею баллов по каждому этапу конкурса и листами выставления оценок по каждому кандидату каждым членом конкурса.

Кроме того, по мнению ФИО1 председатель конкурсной комиссии «задним числом» заменял оригиналы решений об установлении общего числа членов конкурсной комиссии на сайте администрации муниципального района «Борзинский район».

В этой связи ФИО1 просила признать незаконными:

- нарушение конкурсной комиссией п. 36 ст. 4, пп.11 п. 41 ст. 4, пп. 14 п. 41 ст. 4, п. 33 ст. 4 Порядка проведения конкурса (в части непроведения открытого голосования и отсутствия обсуждений кандидатов, а также итогов голосования по каждому из них, отсутствия даты и времени подписания протокола итогового заседания, недопуска пяти кандидатов с проходными баллами и непроведения голосования по ним);

- протокол итогового заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы района №5 от 10.06.2021;

- действия конкурсной комиссии на итоговом заседании от 10.06.2021 по отбору кандидатур на должность главы района, как не соответствующие требованиям Порядка проведения конкурса и нарушающие избирательное право 5 кандидатов;

- протокол заседания счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы района от 10.06.2021, ввиду отсутствия на заседании Р.Б.Б. и Ц.Г.М., как при подсчете голосов, так и при подписании протокола 10.06.2021 в 19 часов 00 минут;

- исключение Г.Р.А. из конкурсной комиссии без вынесения решения Советом муниципального района «Борзинский район» (далее также – Совет);

- назначение в конкурсную комиссию У.А.В. без вынесения решения Советом;

- назначение в конкурсную комиссию Э.С.Б., ввиду того, что она не является членом БМОО ВП «Граница», и предложений о включении её в состав конкурсной комиссии данная организация в Совет не вносила;

- признать недействительным решение Совета депутатов муниципального района «Борзинский район» № 251 от 07.04.2021 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Борзинский район» от 23.03.2021 № 248 «Об установлении общего числа членов конкурсной комиссии и назначении половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»;

- признать недействительным решение Совета депутатов муниципального района «Борзинский район» № 252 от 07.04.2021 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края от 23.03.2021 № 247 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»;

- признать недействительным конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»;

- отменить решение Совета муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края «Об избрании главы муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края» № 261 от 22.06.2021;

- обязать Совет депутатов муниципального района «Борзинский район» в кратчайшие сроки провести конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Губернатор Забайкальского края, Г.С.П., З.Л.А., Н.В.Я., Р.С.А., С.А.В., Т.Н.П., Ф.Д.В.

Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 01.10.2021 постановлено:

«Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету муниципального района «Борзинский район» о признании недействительным конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, полагая его постановленным с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств дела, недоказанности установленных по делу обстоятельств, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Полагает выводы суда о том, что законом не запрещена замена ранее назначенных членов конкурсной комиссии иными лицами по решению Совета, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, а также п.12 ст.2 Порядка проведения конкурса. При этом считает, что Совет не был правомочен производить замену участников конкурсной комиссии после ее формирования, то есть после 02.04.2021. Кроме того, полагает нелегитимным назначение на основании Распоряжения Губернатора Забайкальского края от 02.04.2021 № 164 депутата Законодательного собрания Забайкальского края Ц.Г.М., поскольку данное назначение противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагает, что выводы суда о том, что все члены конкурсной комиссии назначены в её состав соответствующими решениями и после исключения предыдущих членов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку решение об исключении Г.Р.А., У.А.В. не принималось. Тем самым считает, что решения Совета принимались с нарушением порядка принятия, официального опубликования (обнародования). Считает, что судом незаконно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании аудиопротокола от 10.06.2021, всех жалоб, поступивших в конкурсную комиссию на решения, действия (бездействия) конкурсной комиссии, принятых по жалобам (заявлениям) решений, также необоснованно отказано в допросе А.А.Б.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Совета муниципального района «Борзинский район» Я.Е.Г., представитель Губернатора Забайкальского края Б.М.А. просят решение городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО2 апелляционную жалобу поддержали.

Представитель Губернатора Забайкальского края К.Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Забайкальской краевой прокуратуры Камратова А.Г. дала заключение о законности решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с положениями ч. ч. 1 - 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 12 Закона Забайкальского края от 10.06.2020 N 1826-ЗЗК "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае" глава муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа, за исключением случая, установленного частью 2 настоящей статьи, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Согласно положениям ч.ч. 1, 2, 2.1, 3 ст. 24 Устава муниципального района «Борзинский район» глава муниципального района «Борзинский район» избирается Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и возглавляет администрацию муниципального района «Борзинский район».

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» устанавливается Советом.

Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе «Борзинский район» устанавливается Советом.

Состав конкурсной комиссии формируется в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ. Глава муниципального района вступает в должность после принятия Советом решения «Об избрании главы муниципального района «Борзинский район».

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» утвержден решением Совета № 238 от 25.02.2021 (далее – Порядок).

Согласно Порядку целью проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (далее – конкурс) является отбор на альтернативной основе наиболее подготовленных лиц на замещение должности главы муниципального района из числа граждан, представивших документы для участия в конкурсе (далее – кандидат (кандидаты), на основании их соответствия требованиям, установленным настоящим Порядком (ч. 1 ст. 1).

Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия (ч. 1 ст. 2).

ФИО3 членов конкурсной комиссии назначается Советом, а другая половина – Губернатором Забайкальского края (ч. 3 ст. 2).

Совет осуществляет формирование половины членов конкурсной комиссии на основе предложений депутатов Совета, администрации муниципального района «Борзинский район», общественных объединений, организаций, расположенных на территории муниципального района «Борзинский район» (ч. 4 ст. 2).

После отбора необходимого количества кандидатур для назначения Советом в состав конкурсной комиссии в ходе рейтингового голосования решение Совета о назначении членов конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов Совета муниципального района (ч. 7 ст. 2).

Губернатор Забайкальского края направляет информацию (с приложением копии распоряжения) о назначенных членах конкурсной комиссии в Совет (ч. 8 ст. 2). Конкурсная комиссия формируется на время проведения конкурса (ч. 9 ст. 2). Конкурсная комиссия считается сформированной и правомочна приступить к работе со дня назначения всех членов конкурсной комиссии (ч. 10 ст. 2). Члены конкурсной комиссии осуществляют свою работу на непостоянной неоплачиваемой основе (ч. 13 ст. 2). Организационной формой деятельности конкурсной комиссии являются заседания конкурсной комиссии (ч. 28 ст. 2).

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности членов конкурсной комиссии (ч. 30 ст. 2). Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании конкурсной комиссии, за исключением случаев, установленных настоящим порядком. При равном количестве голосов решающим является голос председателя (ч. 31 ст. 2). На заседаниях конкурсной комиссии ведется протокол, в котором фиксируются решения, принятые конкурсной комиссией, и результаты голосования членов комиссии. Протокол заседания конкурсной комиссии ведется секретарем конкурсной комиссии в свободной форме и подписывается председателем конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии (ч. 32 ст. 2).

Проведение конкурсных процедур и определение их результатов регламентированы ст. 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», из которой следует, что конкурс проводится, если имеется не менее двух кандидатов (ч. 1). Кандидат лично участвует в конкурсе (ч. 2). Конкурс проводится в три этапа (ч. 3). Первый этап конкурса включает в себя проверку полноты, достоверности сведений, представленных кандидатами, и правильности оформления документов, представленных кандидатами, а также проверку отсутствия ограничений, связанных с участием в конкурсе (ч. 4), второй этап - дистанционный отбор кандидатов с использованием программного обеспечения кадрового проекта Губернатора Забайкальского края «Забайкальский призыв» (ч. 14), третий этап - оценку профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, их профессиональных знаний и навыков на основании представленных документов и путем проведения оценочных процедур с использованием методов оценки, установленных приложением № 3 к настоящему Порядку (ч. 20).

В процессе проведения конкурса каждым членом конкурсной комиссии заполняется оценочный лист, включающий в себя списки кандидатов и перечень критериев оценки, форма которого установлена приложением № 4 к настоящему Порядку. Члены конкурсной комиссии по предложенным критериям оценивают каждого из кандидатов по пятибалльной шкале, занося выставленные баллы в соответствующие графы оценочного листа (ч. 29). Подсчет суммарного количества баллов, набранных каждым из кандидатов, осуществляется счетной комиссией. Результаты подсчета оформляются протоколом заседания счетной комиссии. Протокол заседания счетной комиссии утверждается конкурсной комиссией (ч. 30).

По результатам третьего этапа конкурса конкурсная комиссия принимает решение о допуске (либо об отказе в допуске) кандидата к участию в голосовании по отбору кандидатур для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района (ч. 32).

Кандидат не допускается к участию в голосовании по отбору кандидатур, в случае получения по результатам оценочных процедур менее 20 баллов, рассчитываемых путем деления суммарного количества баллов на число членов конкурсной комиссии, заполнивших оценочные листы (ч. 33).

Голосование по отбору кандидатур осуществляется путем проведения открытого голосования членов конкурсной комиссии по каждому кандидату отдельно на итоговом заседании (ч. 36). Кандидатами, отобранными конкурсной комиссией для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района, признаются не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (ч. 37).

Результаты голосования по отбору кандидатур оформляются решением конкурсной комиссии, которое подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в голосовании, и направляется в Совет, а также кандидатам, участвовавшим в голосовании по отбору кандидатур, не позднее трех календарных дней со дня его принятия (ч. 38).

Конкурсная комиссия составляет протокол итогового заседания (ч. 40). Протокол итогового заседания должен содержать: дату и номер протокола (п. 1); повестку заседания (п. 2); общее количество членов конкурсной комиссии и число членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (п. 3); число граждан, подавших документы на участие в конкурсе, и их персональные данные (п. 4); число кандидатов, отказавшихся от участия в конкурсе, и их персональные данные (п. 5); число кандидатов, в отношении которых принято решение о допуске к участию в первом, во втором и третьем этапах конкурса, в голосовании по отбору кандидатур, и их персональные данные (п. 6); число кандидатов, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к участию в первом, во втором и третьем этапах конкурса, в голосовании по отбору кандидатур, и их персональные данные (п. 7); число кандидатов, принявших участие в первом, во втором и третьем этапах конкурса, и их персональные данные (п. 8); число кандидатов, не явившихся на заседание конкурсной комиссии для участия в третьем этапе конкурса, и их персональные данные (п. 9); число кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, их персональные данные (п. 10); содержание обсуждений кандидатов членами конкурсной комиссии и итоги их голосования по каждому кандидату (п. 11); решение конкурсной комиссии об отборе кандидатур для представления в Совет для назначения на должность руководителя администрации (п. 12); фамилии и инициалы председателя конкурсной комиссии, сопредседателя конкурсной комиссии, секретаря конкурсной комиссии и других членов конкурсной комиссии и их подписи (п. 13); дату и время подписания протокола (п. 14 ч. 41).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2021 Советом принято решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» (т.2 л.д.8-12).

Решением Совета №248 от 23.03.2021 установлено общее число членов конкурсной комиссии по проведению данного конкурса, одна половина которого назначена Советом, вторая половина - Губернатором Забайкальского края (распоряжением от 02.04.2021 -р). В ее состав вошли А.А.Б., Г.Р.А., К.В.Н., Ц.З.Т., от Губернатора Забайкальского края - К.А.В., Т.Т.А., Ц.Г.М. (по согласованию); Я.А.Е.

Данное решение опубликовано в бюллетене ведомости муниципального района «Борзинский район» № 17 от 26.03.2021.

Из протокола внеочередного заседания Совета от 05.04.2021 следует, что в ходе заседания принято решение вывести Г.Р.А. из списка членов конкурсной комиссии и включить в состав членов конкурсной комиссии У.А.В.

В этой связи решением Совета от 05.04.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава членов конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии назначены А.А.Б., У.А.В., К.В.Н., Ц.З.Т.

Из протокола внеочередного заседания Совета от 07.04.2021 следует, что принято решение вывести У.А.В. из списка членов конкурсной комиссии и включить в состав данной комиссии Э.С.Б. Основанием послужило соответствующее заявление У.А.В. от 06.04.2021.

В этой связи решением Совета от 07.04.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, из состава исключен У.А.В., членами конкурсной комиссии назначены А.А.Б., Э.С.Б., К.В.Н., Ц.З.Т. (т.2 л.д.37-38).

Данное решение опубликовано в бюллетене ведомости муниципального района «Борзинский район» от 09.04.2021.

Решением Совета -А от 07.04.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии назначены А.А.Б., Э.С.Б., К.В.Н., Ц.З.Т. (т.2 л.д.39 – оборот).

Решением Совета от 25.05.2021 внесено изменение в решение Совета -А от 07.04.2021 в части наименования организации, от которой представлена Э.С.Б., в связи с его ошибочным указанием – вместо правильного «Станичное казачье общество «Борзинская станица» было указано - Борзинская местная общественная организация «Ветеранов пограничников и ветеранов ВС и участников боевых действий «Граница».

Решением Совета от 02.06.2021 внесено частичное изменение в решение Совета от 23.03.2021, исключен из состава конкурсной комиссии А.А.Б., включен в состав данной комиссии Р.Б.Б. Основанием для этого послужило соответствующее заявление А.А.Б.

31.05.2021 комиссия, состоящая из председателя, секретаря и шести членов комиссии из восьми, в заседании провела первый этап конкурса, к участию в котором были допущены все восемь заявившихся кандидатов, включая ФИО1 На первой этапе проверены документы кандидатов, утверждены сроки второго этапа с 01.06.2021 по 03.06.2021, третьего этапа - 10.06.2021 в 12:00 часов (т.1 л.д.83-85).

Второй этап конкурса заключался в прохождении кандидатами дистанционного отбора с использованием программного обеспечения кадрового проекта Г. З. края «Забайкальский призыв», результаты дистанционного отбора выставлены в виде баллов в оценочные листы каждым членом конкурсной комиссии в отношении каждого конкурсанта (т.1 л.д.125-138).

Третий этап конкурса состоялся 10.06.2021 в 12.00, заключался в оценке профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, их профессиональных знаний и навыков путем проведения оценочных процедур, результаты выставлены в виде баллов в оценочные листы каждым членом конкурсной комиссии в отношении каждого конкурсанта (т.1 л.д.125-138).

10.06.2021 в 19:00 часов состоялось заседание счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса, в составе Я.А.Е., Р.Б.Б., Ц.Г.М., Э.С.Б., в ходе которого установлено, что по итогам второго и третьего этапов конкурса кандидаты набрали следующее суммарное количество баллов: Г.С.П. – 190,5 баллов, З.Л.А. – 170 баллов, Н.В.Я. – 239,5 баллов, Р.С.А. – 273 балла, С.А.В. – 200,5 баллов, ФИО1 – 148 баллов, Т.Н.П. – 216 баллов, Ф.Д.А. – 119 баллов.

Каждому кандидату членами комиссии дана оценка по бальной системе, согласно которой кандидаты набрали следующее количество баллов, рассчитанных путем их деления на число присутствующих членов конкурсной комиссии: Г.С.П. – 27,2 балла, З.Л.А. – 24,2 балла, Н.В.Я. – 34,2 балла, Р.С.А. – 39 баллов, С.А.В. – 28,6 балла, ФИО1 - 21,1 балла, Т.Н.П. – 30,8 балла, Ф.Д.А. – 17 баллов.

10.06.2021 состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов (протокол ), в ходе которого приняты решения об утверждении протокола заседания счетной комиссии, признании третьего этапа конкурса состоявшимся, допуску к участию в голосовании по отбору кандидатур всех кандидатов, определено место и время проведения голосования (№ 11).

10.06.2021 состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии (протокол № 5), в ходе которого приняты решения об утверждении протокола итогового заседания конкурсной комиссии, признании конкурса по отбору кандидатур состоявшимся, признании отобранными конкурсной комиссией для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района «Борзинский район» Р.С.А., Н.В.Я. и направлении настоящего решения в Совет ().

22.06.2021 в 10:00 часов состоялось очередное заседание Совета, в котором принимало участие 16 из 20 избранных депутатов Совета.

Отсутствующими депутатами переданы свои голоса (Е.Б.Я.Р.Б.Б., Ж.Д.В.Л.Т.В., Р.О.И.К.В.Н., Ц.З.Т.Л.Т.В.).

Депутатами проведена процедура голосования по избранию главы района.

22.06.2021 Советом принято решение об избрании главой муниципального района «Борзинский район» Р.С.А. («за» - 19, против – нет, воздержались – 1).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушения прав и законных интересов административного истца административными ответчиками не допущено, каких-либо неправомерных действий либо бездействия, нарушающих права административного истца, судом не установлено, предусмотренный решением Совета от 25.02.2021 порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Борзинского района Забайкальского края не нарушен.

Оснований для признания выводов суда неправильными судебной коллегией не установлено.

Опровергая доводы административного истца о нарушении п. 36 ст. 4, пп.11 п. 41 ст. 4, пп. 14 п. 41 ст. 4, п. 33 ст. 43.2 Порядка, суд первой инстанции, дав оценку совокупности доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 22.04.2013 № 8-П, исходил из того, что все представленные протоколы заседания конкурсной комиссии, в том числе счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, подписаны участвовавшими в заседаниях членами конкурсной комиссии, а доказательств, свидетельствующих об отсутствии кого-либо из данных лиц (Р.Б.Б., Ц.Г.М.) во время заседаний (от 10.06.2021), не представлено; установленные Порядком требования к составу, порядку назначения членов конкурсной комиссии соблюдены, все члены конкурсной комиссии, принимавшие участие в её заседаниях, назначены соответствующими решениями Совета после исключения предыдущих членов, при том, что сам Порядок и Федеральный закон № 131-ФЗ не запрещают замену ранее назначенных Советом членов конкурсной комиссии иными лицами по решению указанного представительного органа в пределах его полномочий; нарушения в нумерации решений Совета (-А от 07.04.2021), как и отсутствие сведений об опубликовании соответствующих решений сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, с учетом того, что на заседании комиссии ФИО1 отводы кому-либо из членов комиссии не заявляла, при рассмотрении дела доводов об этом не приводила.

Оценивая иные доводы административного истца, суд принял во внимание, что в протоколе итогового заседания конкурсной комиссии от 10.06.2021 отсутствует содержание обсуждений кандидатов её членами и итоги их голосования по каждому кандидату, дата и время подписания протокола, однако, из свидетельских показаний членов конкурсной комиссии Р.Б.Б., Э.С.Б., К.В.Н. суд установил, что на данном заседании фактически состоялось обсуждение кандидатов членами конкурсной комиссии и голосование по каждому кандидату, протокол подписан после его составления.

По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что кандидатура административного истца рассмотрена уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, при этом конкурсная комиссия вправе представить на рассмотрение Совета не менее двух кандидатов, и не обязана представлять всех кандидатов, принявших участие в конкурсе, что соответствует требованиям ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку приведенных административным истцом нарушений при проведении конкурса не установлено, а выявленные нарушения восполнены при рассмотрении дела свидетельскими показаниями, кроме того, не носят существенный и влекущий отмену результатов конкурса характер, прав ФИО1, прошедшей все этапы конкурса, не нарушают, оснований для признания недействительным и незаконным проведенного конкурса, оспариваемых решений конкурной комиссии и Совета, и, как следствие, для отмены решения Совета от 22.06.2021 об избрании главы района с возложением обязанности по проведению нового конкурса по отбору кандидатур в рамках данного дела не установлено.

При таком положении суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности назначения Г. З. края в состав конкурсной комиссии Ц.Г.М. основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку такое назначение соответствует положениям ст. 2 Порядка, а также требованиям ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что решений об исключении Г.Р.А. и У.А.В. из состава членов конкурсной комиссии не принималось, противоречит материалам дела, в частности протоколу внеочередного заседания Совета от 05.04.2021, согласно которому принято решение вывести Г.Р.А. из состава комиссии, решению Совета от 05.04.2021, протоколу внеочередного заседания Совета от 07.04.2021, согласно которому принято решение вывести У.А.В. из состава конкурсной комиссии, решению Совета от 07.04.2021.

Доводы ФИО1 о том, что судом необоснованно отказано в истребовании из Совета всех жалоб на решения и действия конкурсной комиссии и мотивированных решений по данным жалобам, о чем ставился вопрос в административном иске, не основан на материалах дела, поскольку судом эти сведения были истребованы судебным запросом от 23.08.2021 (т.1 л.д.45), процессуальных нарушений в этой части не допущено.

Отказ в истребовании аудиозаписи протокола заседания комиссии от 10.06.2021 не свидетельствует о нарушениях норм процессуального права, поскольку, исходя из существа предмета и основания поданного административного иска, содержащиеся на аудиозаписи сведения не являются относимыми к настоящему делу (т.1 л.д.39-41).

Не свидетельствует о нарушениях норм процессуального права и отказ в допросе свидетеля А.А.Б. (т.2 л.д.103-109), поскольку указанные административным истцом обстоятельства, для подтверждения которых она настаивала на допросе данного лица (т.1 л.д.118-119) (о порядке формирования состава конкурсной комиссии), не могут быть доказаны свидетельскими показаниями, были установлены из письменных доказательств с учетом принципа достаточности доказательств.

Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности повторяют правовую позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; направлены на иное толкование норм действующего законодательства и обстоятельств дела, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 01.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме принято 20.01.2022.

Председательствующий

Судьи