ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-882/20 от 02.12.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД: 34RS0001-01-2019-003965-56 №2а-882/2020

Судья Алексеева И.В. Дело №33а-12877/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Гузенко ОГ о взыскании недоимки и пени по земельному налогу,

по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 02 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Гузенко ОГ о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 175 826,00 рублей, за 2016 год в размере 56 328,00 рублей, пени за период с 21.02.2018 года по 06.03.2018 года в размере 56,03 рублей, а также за период с 08.02.2019 года по 20.03.2019 года в размере 2458,90 рублей, а всего в размере 234668 рублей 93 копеек отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Гузенко О.Г. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу. В обосновании требований указано, что Гузенко О.Г., являясь плательщиком земельного налога, несвоевременно исполнил установленную законом обязанность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 175 826,00 рублей и за 2016 год в размере 56 328,00 рублей, что повлекло начисление пени за период с 21.02.2018 года по 06.03.2018 года в размере 56,03 рублей, а также за период с 08.02.2019 года по 20.03.2019 года в размере 2458,90 рублей. Выставленное налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 21.03.2019 года № <...> и налоговое уведомление № <...> от 30.11.2018 года о погашении начисленной задолженности по налогу и пени Гузенко О.Г. не исполнил, что послужило основанием для обращения налогового органа за вынесением судебного приказа на взыскание задолженности. Вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика, что послужило основанием для предъявления настоящего административного иска.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения административного ответчика Гузенко О.Г.

Выслушав представителей административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области Ефремова Н.С., Иванову О.С. поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно со статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу статьи 393 НК РФ для налогоплательщиков физических лиц налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из материалов дела следует, что Гузенко О.Г. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером № <...>, расположенным по адресу: <адрес> и на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

В этой связи в адрес Гузенко О.Г. направлено налоговое уведомление № <...> от 20.10.2016 года с расчетом земельного налога за 2015 год в размере 43957 исходя из периода владения земельным участком 12 месяцев, кадастровой стоимости земельного участка 14662202 рубля и примененной налоговой ставкой 0.30.

Налог уплачен платежными поручениями № <...> от 02.02.2017 года на сумму 14 082 рубля и № <...> от 26.07.2017 года на сумму 29 865 рублей.

Также в адрес Гузенко О.Г. направлено налоговое уведомление № <...> от 29.07.2017 года с расчетом земельного налога за 2016 год в размере 14082 рубля исходя из периода владения земельным участком 12 месяцев, кадастровой стоимости земельного участка 4704000 рублей и примененной налоговой ставкой 0.30 с предложением уплатить налог до 01.12.2017 года.

Впоследующем в адрес Гузенко О.Г. направлено налоговое уведомление № <...> от 22.12.2017 года с расчетом земельного налога за 2016 год в размере 14082 рубля исходя из периода владения земельным участком 12 месяцев, кадастровой стоимости земельного участка 4704000 рублей и примененной налоговой ставкой 0.30 с предложением уплатить налог в срок до 20.02.2018 года.

Налог уплачен платежным поручением № <...> от 22.03.2018 года.

11.12.2018 года в адрес Гузенко О.Г. посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика направлено налоговое уведомление № <...> от 30.11.2018 года о произведенном перерасчете земельного налога за 2015 год в размере 175826 рублей с учетом ранее произведенной оплаты в размере 43957 рублей исходя из периода владения земельным участком 12 месяцев, кадастровой стоимости земельного участка 14662202 рубля и примененной налоговой ставкой 1,50; за 2015 год в размере 56328 рублей с учетом ранее произведенной оплаты в размере 14082 рубля исходя из периода владения земельным участком 12 месяцев, кадастровой стоимости земельного участка 4704000 рублей и примененной налоговой ставкой 1,50 с предложением произвести оплату в срок до 07.02.2019 года.

В связи с неуплатой в установленный в налоговом уведомлении срок суммы налога, Гузенко О.Г. налоговым органом посредством размещения в личном кабинете выставлено Требование № <...> об уплате недоимки по земельному налогу в размере 232154 рубля и пени 2458 рублей 90 копеек, сформированное по состоянию на 21.03.2019 года, с предложением добровольно погасить налоговую задолженность в срок до 29.04.2019 года.

В указанный срок административным ответчиком задолженность не погашена.

08.08.2019 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гузенко О.Г. недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 годы, а также пени.

13.08.2019 года мировым судьей судебного участка № 77 Волгоградской области вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 77 Волгоградской области от 28.08.2019 года в связи с поступившими возражениями должника.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ установлен запрет на перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов. Помимо этого, в обоснование отказа в удовлетворении иска судом положен вывод о том, что налоговым органом не представлено доказательств направления административному ответчику налогового уведомления содержавшего перерасчет сумм налога, а также Требования об уплате налога. В этой связи у Гузенко О.Г. не возникла обязанность по уплате налога.

Данные выводы суда являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального и процессуального права, не соответствующими обстоятельствам дела.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.

Федеральным законом от 3.08.2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3.08.2018 года № 334-ФЗ) статья 52 НК РФ дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:

«Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов».

Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3.08.2018 года № 334-ФЗ, вступают в силу с 1.01.2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1.01.2019 года. При этом Федеральным законом от 3.08.2018 года № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика приведенным в возражении на апелляционную жалобу и выводам суда первой инстанции для разрешения настоящего спора не подлежат применению положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Как следует из материалов дела, перерасчет земельного налога произведен налоговым органом в связи с неправильным применением налоговой ставки при ранее произведенном расчете, указанном в налоговых уведомлениях № <...>№ <...>№ <...>

Согласно Решению Калачевской городской Думы Калачевского муниципального района Волгоградской области от 25.11.2014 года № 13 «О земельном налоге на территории Калачевского городского поселения» в 2015 году налоговая ставка в размере 0,3 от налоговой базы установлена в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры и объектам жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно Решению Калачевской городской Думы Калачевского муниципального района Волгоградской области от 26.11.2015 года № 58 «О земельном налоге на территории Калачевского городского поселения» в 2016 году налоговая ставка в размере 0,3 от налоговой базы установлена в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры и объектам жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что принадлежащий административному ответчику земельный участок с кадастровым номером 34:09:021030:38 в 2015, 2016 года не относился к категории земельных участков, в отношении которых применялась налоговая ставка 0,3 %.

В этой связи налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5 % от налоговой базы при производстве перерасчета земельного налога. Расчет размера налога с применением данной ставки административным ответчиком не оспаривается.

Не может быть признан обоснованным и вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности по уплате налога в связи с недоказанностью факта направления в его адрес налогового уведомления и Требования об уплате налога и пени.

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 1 статьи 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности должно соответствовать требованиям статьи 125 КАС РФ, а также в нем должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

При этом, как разъяснено в Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), к такому заявлению прилагается копия направленного требования.

Таким образом, направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд.

В случае если в административном исковом заявлении отсутствуют сведения о направлении требования административному ответчику либо такие сведения указаны, но не приложены соответствующие документы, судье надлежит оставить заявление без движения для устранения данного недостатка (ч. 1 ст. 130 Кодекса).

Непредставление названных документов в срок, указанный в определении судьи, является основанием для возвращения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.

Таким образом, отсутствие каких-либо сведений и документов, обязательность представления которых при предъявлении административного иска предусмотрена законом, является основанием для оставления административного иска без движения, либо, в случае принятия иска к производству суда, оставления административного иска без рассмотрения. Нарушение указанных процессуальных правил не является основанием для выводов о необоснованности требований административного иска.

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (действовавший до 28 декабря 2017 года) которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль (пункт 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (пункт 16 Порядка).

Датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика (пункт 23 Порядка).

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@ также утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что 31.01.2017 г. представителем Гузенко О.Г. Чайкиным Ю.А., действующим на основании доверенности, в налоговый орган подано заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика.

Как следует из представленной судебной коллегии представителем административного истца распечатки сведений из личного кабинета налогоплательщика Гузенко О.Г., 11.12.2018 года в личном кабинете налогоплательщика налоговым органом размещено налоговое уведомление № <...> Требование об уплате налога № <...> размещено 22.03.2019 года.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Гузенко О.Г. на дату направления налогового уведомления и на дату направления Требования об уплате налога был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, при этом материалы дела не содержат сведений о направлении налогоплательщиком в указанный период в налоговый орган в соответствии с пунктом 20 Порядка ведения личного кабинета уведомления о необходимости получения им документов (информации), сведений на бумажном носителе.

Доводы административного ответчика о том, что после получения логина и пароля от личного кабинета он им не пользовался, не имеют правового значения, поскольку как указано выше, административный ответчик выразил свою волю на формирование налоговым органом личного кабинета налогоплательщика, а соответственно этому, налоговый орган в силу пункту 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 НК РФ вправе разместить налоговое уведомление и Требование об уплате налога в личном кабинете налогоплательщика вне зависимости от того, пользуется последний данным сервисом или нет.

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 17 Порядка в случаях утраты пароля или блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в налоговый орган, указанный в пункте 9 настоящего Порядка, с просьбой о выдаче ему нового пароля в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.

Доказательств того, что Гузенко О.Г., либо его представитель обращались с заявлением о выдаче нового пароля не представлено.

Таким образом, не использование личного кабинета налогоплательщиком не свидетельствует о невыполнении административным истцом своей обязанности по направлению Гузенко О.Г. налогового уведомления и Требования об уплате налога.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, проверив расчет требуемых административным ответчиком сумм, а также учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2015, 2016 годы и пени в соответствии с налоговым уведомлением № <...> от 30.11.2018 года и Требованием № <...>, судебная коллегия находит заявленные налоговым органом требования обоснованными.

При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 02 июля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с Гузенко ОГ в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 175826 рублей, за 2016 год в размере 56 328 рублей, пени за период с 21.02.2018 года по 06.03.2018 года в размере 56 рублей 03 копейки, а также за период с 08.02.2019 года по 20.03.2019 года в размере 2458 рублей 90 копеек, а всего в размере 234 668 рублей 93 копейки.

Взыскать с Гузенко Олега Геннадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5546 рублей.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/