УИД 69RS0040-02-2022-004755-77
Дело № 2а-893/2023 (№33а-4135/2023) судья Лаврухина О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2023 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Иванова Д.А. и Пержуковой Л.В.,
при сектераре судебного заседания Волкове И.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Иванова Д.А.,
административное дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 06.06.2023 по административному делу по административному исковому заявлению Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия в непринятии решения о безвозмездной передаче в собственность земельного участка и возложении обязанности безвозмездно передать земельный участок в собственность муниципального образования,
установила:
25.07.2022 администрация Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее – администрация сельского поселения) подала в Центральный районный суд города Твери административное исковое заявление к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее – управление Росимущества).
Из административного искового заявления следует, что 06.05.2022 во исполнение решения Центрального районного суда г. Твери от 11.03.2022, администрация сельского поселения направила в управление Росимущества заявление о безвозмездной передаче в собственность сельского поселения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – спорный земельный участок), на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса (далее – ЗК) Российской Федерации. В нарушение сроков рассмотрения, установленных ЗК Российской Федерации, управление Росимущества не дало ответа на заявление.
В связи с этим администрация сельского поселения просила признать незаконным бездействие управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения по заявлению о передаче спорного земельного участка; обязать управление Росимущества безвозмездно передать спорный земельный участок в собственность сельского поселения в соответствии со ст. 39.30 ЗК Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены: АО «ДОМ.РФ», Администрация МО Калининского района Тверской области, УФССП России по Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Московско-Окское Бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФГБНУ Федеральный исследовательский центр «Почвенный институт имени В.В. Докучаева», Мкртчян А.М., Багдасарян С.Х., Варданян О.С., ФКУ УПРДОР «Россия».
В своих письменных возражениях управление Росимущества сообщило о том, что в соответствии с процедурой, установленной ведомственными нормативно-правовыми актами, направило в Росимущество пакет документов с просьбой дать поручение о передаче земельного участка в муниципальную собственность, однако ответа не получило.
АО «ДОМ.РФ» и администрация Калининского района Тверской области подали письменные отзывы, в которых указали, что полагаются на усмотрение суда.
ФКУ УПРДОР «Россия» в письменных объяснениях указало, что судебный акт по результатам рассмотрения административных исковых требований на права и обязанности названного Учреждения не повлияет.
19.10.2022 Центральный районный суд города Твери постановил решение об удовлетворении административного иска: признал незаконным бездействие Росимущества в лице управления Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления администрации сельского поселения о передаче спорного земельного участка в собственность сельского поселения; возложил на Росимущество обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выдать управлению Росимущества соответствующее поручение; возложил на Росимущество в лице управления Росимущества обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление администрации сельского поселения о передаче спорного земельного участка в собственность сельского поселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 25.01.2023 вышеуказанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Морозова О.Б. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Тверской области – Пойменов А.В. поддержал позицию, изложенную в ранее представленных возражениях. Полагал, что ТУ Росимущества в Тверской не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Иные участники процесса в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 06.06.2023 административные исковые требования администрации сельского поселения удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления государственным имуществом в Тверской области, выразившееся в не рассмотрении заявления администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд возложил на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанность выдать соответствующее поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу в целях надлежащего рассмотрения заявления Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о безвозмездной передаче в собственность Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд также возложил на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления государственным имуществом в Тверской области обязанность повторно рассмотреть заявление Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о безвозмездной передаче в собственность Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области земельного участка, расположенного по адресу: Тверская <адрес>. с кадастровым номером №, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение месяца с момента получения соответствующего поручения.
В окончательной форме судебный акт изготовлен 21.06.2023.
20.07.2023 Управление Росимущества подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска. По мнению управления Росимущества, при рассмотрении заявления администрации сельского поселения оно действовало в соответствии с установленным порядком, Управление Росимущества на основании поручения не может рассмотреть поступившее заявление.
Участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно тексту апелляционного определения от 25.01.2023, судебной коллегией по административным делам Тверского областного суда было обращено внимание суда первой инстанции на то, что спорный земельный участок обременен договором аренды и частично находится в зоне с особыми условиями использования – придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия».
При таком положении суду первой инстанции надлежало установить и привлечь к участию в деле лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты при его разрешении, в частности, стороны по договору аренды спорного земельного участка и владельца автомобильной дороги, в придорожной полосе которой частично находится спорный земельный участок.
При повторном рассмотрении дела судом были истребованы выписка из ЕГРН на спорный земельный участок и копии договоров аренды на него, из которых усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ в связи с нахождением в охранной зоне линий и сооружений связи, радиофикации, а также инженерных коммуникаций.
Таким образом, суду первой инстанции также надлежало установить и привлечь к участию в деле владельцев линий и сооружений связи и коммуникаций.
Кроме того, в материалах дела имеется договор передачи прав и обязанностей по договору аренды спорного земельного участка от 08.11.2006, согласно которому участок передан ООО «Агрофирма Эммаус».
Из материалов дела не усматривается, что судьба данного договора судом первой инстанции выяснялась, равно как и состоялись ли в дальнейшем иные переуступки прав по названному договору.
В связи с этим в соответствии с пунктом 3 статьи 309 и пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС Российской Федерации решение суда подлежит отмене, а административное дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела необходимо правильно и исчерпывающе определить круг лиц, участвующих в деле, и их процессуальный статус, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела и дать им надлежащую юридическую оценку.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 06.06.2023 отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи