Судья Швецова Н.В. дело № 33а-3579/2021
№ 2а-905/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 25 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.
судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя административного ответчика Харлампьева В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе административного истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Друговой Т.В. к Государственному казённому учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», администрации муниципального образования «Город Томмот» о признании незаконным действий об отказе в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия
установила:
8 июня 2021 года Другова Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: .........., который признан аварийным и подлежащим сносу. 30 апреля 2020 года она получила уведомление из администрации муниципального образования «Город Томмот» (далее - АМО «Город Томмот») о том, что в соответствии с разъяснениями Государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее - ГКУ «ДЖС») она имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которой не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. С указанными решениями АМО «Город Томмот» и ГКУ «ДЖС» она не согласна, считает, что действующее законодательство не запрещает совершать сделки в отношении аварийного жилого помещения, а действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) распространяется на правоотношения, возникшие после 28 декабря 2019 года. Просит признать незаконными действия ответчиков об отказе в предоставлении жилого помещения в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» взамен аварийного.
6 июля 2021 года обжалуемым решением Алданского районного суда административный иск удовлетворён частично. Действия АМО «Город Томмот» об отказе в предоставлении Друговой Т.В. другого жилого помещения взамен признанного аварийным признаны незаконными. В удовлетворении требования иска в части признания незаконными действия ГКУ «ДЖС» отказано.
В апелляционной жалобе административный истец указала, что обратилась с иском к двум ответчикам, но суд, несмотря на отсутствие ходатайства об изменении исковых требований, освободил второго ответчика от ответственности. Считает, что второй ответчик по иску ГКУ «ДЖС» является надлежащим ответчиком и должен нести солидарную ответственность, так как в рамках реализации республиканской адресной программы организует строительство и приобретение жилых помещений для переселения граждан, подготавливает и оформляет документацию для закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Судом не учтено, что исполнение АМО «Город Томмот» решения ГКУ «ДЖС» привело к принятию ими оспариваемых ею действий.
В письменном отзыве временно исполняющая обязанности главы г.Томмот Т., ссылаясь на судебную практику рассмотрения административных исков по аналогичным делам, выразила своё согласие с доводами апелляционной жалобы административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил отменить решение суда по другим основаниям.
Административный истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании или отложении рассмотрения дела не заявили.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14 и статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (часть 1 статьи 40).
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и её деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 мая 2014 года распоряжением главы МО «Город Томмот» № ... многоквартирный дом № ... по ул........... г.Томмота Республики Саха (Якутия) признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.12).
27 марта 2019 года Правительством Республики Саха (Якутия) 27.03.2019 года №50 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2020 годы».
Другова Т.В. является собственником квартиры № ... в доме № ... по ул........... г.Томмота на основании договора дарения квартиры от 4 июля 2017 года № ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 июля 2016 года (л.д.9-11).
Указанный жилой дом включён в республиканскую адресную программу Республики Саха (Якутия) по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы (л.д.66).
29 октября 2019 года постановлением главы МО «Город Томмот» № ... указанный многоквартирный дом изъят для муниципальных нужд.
7 апреля 2020 года ГКУ «ДЖС» составлен акт о проведении мониторинга реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», в котором установлено, что право собственности Друговой Т.В. приобретено после признания дома аварийным с заключением о необходимости привести в соответствие заявки для участия в реализации мероприятий этапа 2019 года и 2020 года Программы в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Акта (л.д.76).
20 мая 2020 года администрация муниципального образования «Алданский район» направило в ГКУ «ДЖС» заявку этапа 2019 года в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», а также необходимую документацию (л.д.35).
30 апреля 2020 года АМО «Город Томмот» уведомил Другову Т.В. о том, что в соответствии с актом ГКУ «ДЖС» о проведении мониторинга реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», в соответствии с которым право собственности в заявке не соответствует предоставленным документам, граждане у которых право собственности на жилое помещение возникло после признания многоквартирного дома аварийным имеют право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ (л.д.16).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришёл к выводам о том, что положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ к жилищным правам Друговой Т.В. в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку её право на обеспечение жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу путём предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов на предоставление другого жилого помещения, возникло до введения в действие данной нормы и признал действия АМО «Город Томмот» в предоставлении истцу жилого помещения взамен изымаемого не соответствующим нормам материального права.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 КАС РФ имеющихся в административном деле доказательств.
Так, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ.
Отказывая в реализации данного права АМО «Город Томмот» в своём уведомлении сослалась на положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Иные основания отказа в оспариваемом решении не были приведены.
Вместе с тем, согласно статье 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Право Друговой Т.В. на обеспечение её жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, в котором ей на праве собственности принадлежит квартира, аварийным и подлежащим сносу, путём предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 27 марта 2019 года №50, которым утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2020 годы».
Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, как справедливо об этом указал суд первой инстанции, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ к жилищным правам Друговой Т.В. в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку её право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действие данной нормы.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2.8 Порядка приобретения жилых помещений в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» о том, что жилые помещения, приобретённые за счёт средств, предусмотренных Программой, оформляются путём государственной регистрации права собственности на жилые помещения от застройщика (продавца) к выгодоприобретателю - муниципальному образованию в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ, и ссылаясь на отсутствие отказа в предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным от ГКУ «ДЖС», пришёл к выводу, что требование истца о признании незаконными действия ГКУ «ДЖС» необоснованно.
Вместе с тем, в соответствии с паспортом республиканской адресной программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённым постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50, муниципальные образования разрабатывают и предоставляют в ГКУ «ДЖС» соответствующие муниципальные программы, которые предусматривают процедуру переселения, заключают соглашение с ГКУ «ДЖС» и так далее. ГКУ «ДЖС» обеспечивает организацию строительства и приобретения жилых помещений для переселения граждан, заключает соглашение с муниципальными образованиями, направляет уполномоченному органу реестры о заключённых государственных контрактах на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), либо строительство указанных домов (помещений), отчётов о ходе переселения граждан, отчётов о расходовании средств Фонда, государственного бюджета республики, осуществляет подготовку и оформление документации для закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рамках Программы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, приобретает жилые помещения в соответствии с утверждённым постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) порядком в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц, в многоквартирных домах или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, либо строительство указанных домов (помещений), осуществляет выплаты по соглашениям о возмещении, заключённых с собственниками жилых помещений; проводит мониторинг реализации Программы (л.д.130-131).
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2020 года ГКУ «ДЖС» составлен акт о проведении мониторинга реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», в котором установлено, что право собственности Друговой Т.В. приобретено после признания дома аварийным с заключением о необходимости привести в соответствие заявки для участия в реализации мероприятий этапа 2019 года и 2020 года Программы в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Акта (л.д.76).
Таким образом, уведомление АМО «Город Томмот» от 30 апреля 2020 года полностью основано на разъяснениях от 20.03.2020 и Акте от 07.04.2020 ГКУ «ДЖС», которыми фактически отказано Друговой Т.В. в предоставлении жилого помещения взамен аварийного (л.д.16-23).
Такая же правовая позиция содержится в отзыве на апелляционную жалобу представителя АМО «Город Томмот», которая считает, что именно ГКУ «ДЖС» финансирует и принимает решения в отношении переселения граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.200-203).
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, согласно указанной норме КАС РФ при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения такого административного ответчика, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 года № 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" если при удовлетворении требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом первой инстанции не разрешён связанный с их удовлетворением вопрос о необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, данный вопрос может быть разрешён судом апелляционной инстанции в апелляционном определении об изменении обжалованного решения (пункт 1 части 3 статьи 227, пункт 2 статьи 309 КАС РФ).
Судебная коллегия по административным делам, приняв во внимание, что принятие решения о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного относится к компетенции административных ответчиков, приходит к выводу о возложении на АМО «Город Томмот» и ГКУ «ДЖС» обязанности, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, повторно рассмотреть заявление Друговой Т.В. о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действий Государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» незаконными отменить, в этой части принять новое решение об удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ответчика об отказе в предоставлении жилого помещения Друговой Т.В. взамен аварийного.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Город Томмот» и Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения заявления Друговой Т.В. в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Друговой Т.В. удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи