УИД 69RS0040-02-2021-003581-91
Дело № 2а-933/2021 (№ 33а-3501/2021) судья Стёпина М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.
при секретаре Лининой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Васильевой Т.Н.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании незаконными вынесенных по итогам муниципального земельного контроля актов от
07 августа 2020 года № № и № №, предписаний
№ № и № №
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Твери от 28 июня 2021 года,
установила:
27 апреля 2021 года ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Твери с административным иском к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, в котором просил признать незаконными акты проверки органом муниципального земельного контроля соблюдения гражданином обязательных требований земельного законодательства от 07 августа 2020 года № № и № №, а также предписаний № № и № №.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые акты и предписания являются незаконными в связи с нарушением порядка проведения проверки, в том числе ненаправлением ему извещения о предстоящей проверке и несоблюдением сроков оформления актов.
В возражениях на административный иск администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области указано на проведение муниципального земельного контроля в сельском поселении в форме планового рейдового осмотра без участия собственника земельного участка в целях профилактики и предотвращения распространения на территории муниципального образования новой коронавирусной инфекции.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержал, просил его удовлетворить. В обоснование заявленных требований дополнительно ссылался на то, что в данном случае проверки в форме рейдовых осмотров не могли быть проведены, представленные фототаблицы не являются надлежащими доказательствами, поскольку не позволяют идентифицировать изображённые на них земельные участки как принадлежащие ФИО1
Административный ответчик, будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что соответствует положениям статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебный акт в окончательной форме изготовлен 12 июля 2021 года.
04 августа 2021 года в суд поступила апелляционная жалоба ФИО1 с просьбой решение отменить, принять по делу новое, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы административный истец продублировал позицию, занятую в суде первой инстанции. Дополнительно указал, что при разрешении спора суд нарушил нормы материального права, а именно применил Распоряжение администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28 мая 2020 года № 34-О/Д, которое противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не дал оценку доводам административного истца о недоказанности проведения проверки на земельных участках, принадлежащих ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Административный ответчик, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителя не направил, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено относительно ориентира: <адрес>, площадью 105933+/-228 кв.м и 106609+/-2847 кв.м.
В соответствии с планом муниципального земельного контроля за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства, утверждённым распоряжением Администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 октября 2019 года
№ 71-ОД, на 2020 год запланировано проведение проверки в отношении указанных выше земельных участков ФИО1
28 мая 2020 года администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области вынесено распоряжение № 34-О/Д, согласно которому в целях профилактики и предотвращения распространения на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства надлежит проводить в виде рейдовых осмотров обследования земельных участков без привлечения гражданина, проверка которого проводится.
20 июля 2020 года администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области изданы распоряжения № 64-ОД и 65-ОД о проведении в срок с 20 июля 2020 года до 14 августа 2020 года плановой выездной проверки соблюдения гражданином законодательства в виде рейдового осмотра, обследования указанных выше земельных участков за соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства, соответственно, без привлечения гражданина, проверка которого проводится.
Согласно актам № № и № № от 07 августа 2020 года такая проверка проведена 05 августа 2020 года и выявлен факт зарастания каждого из названных земельных участков древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Залесенность и закустаренность угодий составляет свыше 30%. Признаки сельскохозяйственного производства отсутствуют. Земельные участки в соответствии с их целевым назначением не используются. В связи с чем сделан вывод о том, что ФИО1 допустил нарушение земельного законодательства в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью на земельных участках и неиспользования земельных участков в соответствии с его целевым назначением (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании указанных актов администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области вынесены предписания
№ № и № № об устранении указанных нарушений в срок до
01 мая 2021 года. Разъяснено, что за их неисполнение предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные предписания направлены ФИО1 письмами от
24 февраля 2021 года № 118.
Установив указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что составленные акты и вынесенные в отношении ФИО1 предписания, с учётом распоряжения администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28 мая 2020 года № 34-ОД, являются обоснованными, не усмотрел со стороны административного ответчика неправомерных действий, которые каким-либо образом нарушали бы права административного истца.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может, исходя из следующего.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 20 части 1 статьи 14).
Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений, требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления сельского поселения осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах соответствующего муниципального образования объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
Этой же статьёй Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учётом положений цитируемой статьи (пункт 2).
В Тверской области нормативно-правовым актом, регламентирующим правила осуществления таких проверок является Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утверждённый постановлением Правительства Тверской области от
14 июля 2015 года № 321-пп (далее – Региональный порядок), а на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области – Положение о муниципальном земельном контроле, утверждённое постановлением администрации названного сельского поселения от 22 октября 2015 года № 327 (далее – Положение).
Согласно пункту 50 Регионального порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения проверок принадлежащих ФИО1 земельных участков) и пункта 4.1 Положения муниципальный земельный контроль может быть проведён только в форме плановых и внеплановых проверок.
Такая форма муниципального земельного контроля как плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий (земельных участков) на основании плановых (рейдовых) заданий введена постановлением Правительства Тверской области от 27 октября 2020 года № 474-пп.
При этом в силу абзаца 3 пункта 68.2 Регионального порядка плановые (рейдовые) осмотры, обследования территорий (земельных участков) не могут проводиться в отношении конкретного гражданина и не должны подменять собой проверку. По смыслу пункта 68.3 того же порядка призваны обеспечить получение сведений, необходимых для принятия решения о назначении внеплановой проверки правообладателя земельного участка.
В соответствии с пунктом 55 Регионального порядка проверки проводятся с обязательным участием граждан и (или) их уполномоченных представителей. Проведение органом муниципального земельного контроля проверки без участия гражданина и (или) его уполномоченных представителей допускается только в случае их неявки для участия в проведении проверки при условии надлежащего уведомления гражданина органом муниципального земельного контроля о проведении проверки.
Аналогичные правила закреплены в пункте 4.5 Положения.
О проведении плановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом
(пункт 59 Регионального порядка и пункт 4.9 Положения).
Помимо уведомительного характера проведения проверок, ещё одним важным принципом, свидетельствующим о законности и гарантирующим соблюдение порядка их проведения, является реализация закреплённого в абзаце «а» пункта 69 Регионального порядка и абзаце «а» пункта 5.1 Положения права граждан непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, которое одновременно является и обязанностью граждан, которым принадлежат (находятся в пользовании) проверяемые объекты земельных отношений (пункт 70 Регионального порядка и пункт 5.2 Положения).
Согласно абзацу «а» пункта 10 Регионального порядка реализацию названных права и обязанности граждан при проведении проверки обязаны обеспечить должностные лица.
Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение прав проверяемого лица возможно, но оно должно являться соразмерным, преследовать законную цель, быть пригодным и необходимым для её достижения, не приводить к наступлению существенных неблагоприятных последствий для заказчика.
В этой связи на основании пункта 62 Регионального порядка должностным лицам органов муниципального земельного контроля предоставлено право осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении гражданина или его уполномоченного представителя только в исключительных случаях причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включённым в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, или угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при надлежащем уведомлении собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Однако о проведении проверок на основании распоряжений администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области от
20 июля 2020 года № 64-ОД и № 65-ОД ФИО1 извещён не был, участие при их проведении не принимал.
Ограничение гарантированных законом прав ФИО1 на основании вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области распоряжения от 28 мая 2020 года № 34-О/Д не допустимо, поскольку к числу исключительных случай проведения проверки принадлежащих ему земельных участков не относится.
При таких обстоятельствах, учитывая также то, что оспариваемые предписания сформулированы как обязательные, законными их признать нельзя.
Таким образом, при рассмотрении административного дела в части требований о признании незаконными предписаний № № и
№ № судом неправильно применены приведённые выше нормы материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310, с учётом положений части 3 той же статьи, является основанием для отмены решения суда в соответствующей части и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконными актов, составленных по результатам проверки, суд первой инстанции не учёл, что сами по себе они не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных распоряжений, не изменяют и не прекращают прав и обязанностей административного истца, не определяют его меру ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от
24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от
15 апреля 2008 года № 314-О-О).
Учитывая, что акты № № и № № от 07 августа 2020 года никаких негативных последствий для ФИО1 не порождают, признать надлежащим избранный административным истцом способ защиты права по их оспариванию в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нельзя.
В этой связи на основании положений статьи 194 названного кодекса, производство по делу в соответствующей части надлежало прекратить.
Суд данные обстоятельства во внимание не принял, допустил нарушение норм процессуального права, что привело к вынесению неправильного решения.
При таких обстоятельствах, имеются предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 310 во взаимосвязи с частью 4 той же статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в анализируемой части.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 28 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконными предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № № (исх. от 24 февраля 2021 года № 118) и № № (исх. от
24 февраля 2021 года № 118).
Производство по административному делу в части заявленных требований о признании незаконными вынесенных по итогам муниципального земельного контроля актов от 07 августа 2020 года № № и № № прекратить.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи