Судья Магазенко Ю.Ф. Дело № 33а-5081/2023 (№ 2а-942/2023)
64RS0043-01-2021-004482-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Горбуновой А.В.,
судей Дементьева А.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Стерликовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Правительству Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по апелляционной жалобе Правительства Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 20 февраля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Горбуновой А.В., объяснения представителя Правительства Саратовской области ФИО1 и представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя прокурора города Саратова Золотушкина В.А. и представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела,
установила:
прокурор города Саратова обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором уточнив административные исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по нерассмотрению представления прокуратуры города Саратова № 57-2021 от 29 апреля 2021 года; возложить на Правительство Саратовской области, администрацию муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность в пределах возложенной компетенции осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами № системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в рамках реализации основных положений Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», администрацией муниципального образования «Город Саратов» предоставлено 6 земельных участков, расположенных по адресу: г. Саратов, пос. Зональный, б/н в Волжском районе.
Установлено, что до настоящего времени выделенные администрацией муниципального образования «Город Саратов» многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства земельные участки в пос. Зональный коммунальной инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, транспортной инфраструктурой не оснащены.
Таким образом, для многодетных семей предоставлен ряд земельных участков, которые невозможно полностью использовать для строительства и проживания из-за отсутствия сети инженерных коммуникаций.
По данному факту 29 апреля 2021 года прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» внесено представление, в удовлетворении которого 11 июня 2021 года отказано.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 20 февраля 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Правительство Саратовской области, администрацию муниципального образования «Город Саратов» осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами: № системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска и к иным ответчикам отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Правительство Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой указывает на нарушение судом первой инстанции процессуальных и материальных норм, а также на пропуск срока подачи административного искового заявления. Полагает, что Правительство Саратовской области является ненадлежащим ответчиком. Просит суд решение в части удовлетворённых требований к Правительству Саратовской области отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований к Правительству Саратовской области отказать.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях прокурор города Саратова полагает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 15 мая 2006 года № 5-П, от 18 мая 2011 года № 9-П, от 5 июля 2017 года № 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» организация в границах муниципального образования водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений на территории Саратовской области действовал Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» установлен специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: г. Саратов, пос. Зональный, б/н в Волжском районе, с кадастровыми номерами: № на основании постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» были предоставлены бесплатно в собственность ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО11 для размещения жилых домов (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости) в границах, указанных в выписке из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Так, согласно выводам судебной экспертизы, система холодного водоснабжения смонтирована по улице Тепличная города Саратова, к земельным участкам с кадастровыми номерами №, выделенным в целях оказания государственной поддержки многодетным семьям, сети холодного водоснабжения не смонтированы.
Системы водоотведения по улице Тепличная, 1-му Зональному проезду города Саратова, не имеется, при этом возможно устройство индивидуальных септиков на территории каждого земельного участка в соответствии с действующими санитарными и строительными нормами и правилами.
Согласно ответу ООО «КВС» подключение жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами, указанными в исковом заявлении, в пос. Зональный, б/н, в Волжском районе (в районе коттеджного поселка «Сосновый парк») к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения возможно при условии выполнения единого комплекса работ: по водопроводу: проектирование и строительство водопровода расчетного диаметра (d100мм) с установкой пожарного гидранта по 1 Зональному пр. от существующего водопровода d300мм по ул. Тепличной (в районе коттеджного поселка «Сосновый парк»), L-440м; по канализации: проектирование и строительство канализационного коллектора расчетного диаметра (d200мм внутр.) по 1 Зональному пр. от существующего канализационного коллектора d300мм по ул. Тепличной. L-350M.
Также согласно выводам судебной экспертизы дороги и тротуары к земельным участкам с кадастровыми номерами №, выделенными в целях оказания государственной поддержки многодетным семьям, отсутствуют.
Кроме того, из заключения эксперта следует, что у земельного участка с кадастровым номером № смонтированы газораспределительные пункты, от которых воздушным способом прокладки смонтирован газопровод низкого давления вдоль тыльных границ участков с кадастровыми номерами №, расположенных по улице Тепличная города Саратова. В материалах настоящего гражданского дела имеется ответ МО «Город Саратов», в котором не содержится информации о невозможности подключения каждого абонента к действующим газораспределительным сетям. Следовательно, каждый из рассматриваемых земельных участков расположен на расстоянии менее 200 м и техническая возможность технологического подключения имеется в соответствии с Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2020 года № 37/14.
Согласно отзыву АО «Саратовгаз» на административный иск, общество не согласно с данным выводом эксперта, поскольку газопровод не может обеспечить дополнительную нагрузку при подключении 14 земельных участков, выделенных многодетным семьям, с учетом существующей нагрузки ранее подключенных объектов, поскольку это приведет к дефициту пропускной способности данной газораспределительной сети. Для подключения этих земельных участков необходимо построить газораспределительную сеть от места врезки после ГРПШ, расположенного недалеко от земельного участка с кадастровым номером № до земельных участков, предоставленных многодетным семьям с перекладкой участка газопровода после ГРПШ протяженностью 40 м. с диаметра 89 мм. на диаметр 108 мм. При этом мероприятия по строительству указанной газораспределительной сети до границ земельных участков с кадастровыми номерами № не включены в Региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Саратовской области на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2020 года № 948-П.
Исходя из предварительных технических параметров проекта стоимость мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности существующей сети газораспределения (перекладка надземного газопровода низкого давления Д-89 мм. на Д-108 мм. протяженностью 40 м.) и строительству сети газораспределения до границ земельных участков, предоставленных многодетным семьям (строительству надземного газопровода низкого давления Д 89 мм. протяженностью 270 м.), составит 927164,56 руб., с НДС 20% 154527,42 руб., в том числе:
- инженерно-геодезические изыскания - 166151,84 руб., в том числе НДС 20%-27691,97 руб.;
- проектирование сети газораспределения - 104890,50 руб., в том числе НДС 20%- 17481,75 руб.;
- кадастровые работы - 96216,02 руб., в том числе НДС 20% -
16036,00 руб.;
- строительно-монтажные работы - 558067,20 руб., в том числе НДС 20% - 93011,20 руб.;
- мониторинг выполнения технических условий 1839 руб., в том числе НДС 20% - 306,50 руб.
Из материалов дела усматривается, что с момента предоставления земельных участков прошло более 2 лет, между тем, обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами, не выполнена.
Указанные земельные участки коммунальной инфраструктурой в сфере электроснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также транспортной инфраструктурой в полном объеме не оснащены, что лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Также установлено, что 29 апреля 2021 года прокурором города Саратова было внесено представление главе муниципального образования «Город Саратов» с требованием незамедлительного рассмотрения представления и принятия мер к устранению отмеченных нарушений законодательства, причин и условий их способствующих; разработать комплекс мер, направленных на обеспечение предоставленных и планируемых к предоставлению многодетным семьям земельных участков, необходимой инфраструктурой; разработать комплекс мер, направленных на формирование необходимого количества земельных участков, предусмотренных законодательством; рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по обеспечению предоставленных и планируемых к предоставлению многодетным семьям земельных участков, необходимой инфраструктурой; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору г. Саратова в письменной форме в месячный срок с момента получения настоящего представления с приложением документов, подтверждающих принятие решения.
11 июня 2021 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» в адрес прокурора г. Саратова дан ответ, в котором указано, что обеспечение условий для подключения объектов, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным гражданам, к объектам коммунальной инфраструктуры осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие жилищно- коммунального хозяйства в муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.10.2018 № 2938, на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 3277,3 тыс. руб. Средства на проведение соответствующих мероприятий в пос. Зональный не предусмотрены.
Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, учитывая установленные обстоятельства по делу, пришел к выводу о незаконном бездействии, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков, и возложил на Правительство Саратовской области и администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры.
Исследовав материалы дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по нерассмотрению представления прокуратуры города Саратова от 29 апреля 2021 года, поскольку сведения о направлении данного представления в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» и дате его получения административным истцом суду не представлены.
Кроме того отказал в удовлетворении административных исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, поскольку административным истцом не представлено доказательств возложения обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в силу которых Министерство обязано совершить какие-либо конкретные действия по обеспечению предоставленных земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводами суда первой инстанции, за исключением вывода о возложении обязанности осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры на Правительство Саратовской области, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений. В частности - органом местного самоуправления администрации муниципального образования «Город Саратов».
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372 подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно статье 12 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1).
Обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 3).
Кроме того на основании части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса
На органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.
Исходя из вышеизложенного и положений Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО объём обязанностей связанных с обеспечением объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно связан, с обстоятельствами предоставления земельных участков.
Из материалов дела следует, что постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» были предоставлены земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: г. Саратов, пос. Зональный, б/н в Волжском районе, с кадастровыми номерами: № бесплатно в собственность многодетным семьям в льготном порядке.
Поскольку земельные участки были представлены органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования «Город Саратов» и относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ.
Отсутствие в бюджете органа местного самоуправления доставочных денежных средств для осуществления комикса мероприятий направленных на обеспечению на бесплатной основе земельных участков, сформированных и предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, на территории пос. Зональный, б/н в Волжском районе города Саратова объектами инженерной инфраструктуры в системе газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры не может являться основанием для возложения таких обязанностей на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
При этом Постановлением Правительства Саратовской области от 15 марта 2023 года № 200-П «О методике распределения и порядке предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и поселений области на обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (подлежащих предоставлению) для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей» утверждено Положение о методике распределения и порядке предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и поселений области на обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (подлежащих предоставлению) для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей), в соответствии с которым критерием отбора поселений и городских округов области для предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие заявки, представленной органами местного самоуправления на предоставление иных межбюджетных трансфертов (пункт 3).
Иной межбюджетный трансферт предоставляется бюджетам поселений и городских округов области в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - Министерство) на цели, указанные в пункте 2 настоящего Положения (пункт 4).
Иной межбюджетный трансферт предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие утвержденной муниципальной программы, утверждающей перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, (далее - мероприятия), соответствующие целям, указанным в пункте 2 настоящего Положения. В случае передачи органам местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения (водоотведения) населения и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения перечень мероприятий для их осуществления предусматривается в муниципальной программе муниципального района;
б) выделение в бюджете городского округа или поселения области объема средств местного бюджета в размере не менее 50 процентов от общего объема расходного обязательства на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения. В случае передачи органам местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения (водоотведения) населения и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения для их осуществления средства на реализацию данных мероприятий могут быть предусмотрены в бюджете муниципального района (пункт 5).
В силу принятого Правительством Саратовской области от 28 августа 2020 года постановления № 736-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области во взаимодействии с органами местного самоуправления обеспечивает земельные участки объектами инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что гражданам были предоставлены именно участки не относящиеся к собственности Саратовской области, за которые отвечает в том числе Правительство Саратовской области.
Что касается требования обеспечить представляемые участки объектами инженерной инфраструктуры, то в силу прямого указания Закона области оно касается исключительно участков, находящихся в федеральной собственности. Так, из статьи 12 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО следует, что обеспечение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства. Данным органом в настоящее время является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2013 года № 309-П был утвержден План мероприятий («Дорожная карта») по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, являющихся федеральной собственностью и подлежащих предоставлению для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Саратовской области». Мероприятия вышеназванной «Дорожной карты» реализуются министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно - коммунальной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года № 767-П (ранее действовало постановление Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года № 645-П).
28 августа 2020 года было принято постановление Правительства Саратовской области от № 736-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П», согласно которому функции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области дополнены следующими: - обеспечения во взаимодействии с органами местного самоуправления земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории; - оказания содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Приведенные функции были воспроизведены из подпунктов 10 и 11 пункта 20 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372. Данное постановление вступило в силу со дня его подписания.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами прямо предусмотрено, что на уровне субъекта Российской Федерации исполнителем мероприятий по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах земельных участков, является не Правительство Саратовской области, а министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, при этом отвечающее за организацию обустройства (в виде определения порядка обеспечения объектами инфраструктуры) федеральных земельных участков.
С принятием постановления Правительства Саратовской области от 28 августа 2020 года № 736-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П» прекращаются возникшие правоотношения между Правительством Саратовской области и гражданами, и возникают отношения между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и гражданами.
В суде апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области разрабатывается проект региональной программы обеспечения инфраструктурой земельных участков многодетных семей. После определения условий участия в данной программе комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» будет направлена заявка на выполнение строительно-монтажных работ в рамках указанной программы.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области были разработаны и внесены на согласование проекты следующих постановлений Правительства Саратовской области: «О внесении изменений в государственную программу Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры» (в настоящее время – постановление Правительства Саратовской области от 21 марта 2023 года № 235-П); «О методике распределения и порядке предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений и городских округов области на обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (подлежащих предоставлению) для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей» (в настоящее время – постановление Правительства Саратовской области от 15 марта 2023 года № 200-П).
На проекты данных нормативных правовых актов поступили положительные заключения прокуратуры Саратовской области от 27 февраля 2023 года, 28 февраля 2023 года и 06 марта 2023 года.
Данными нормативными правовыми актами предусматривается и регламентируется порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Саратовской области на обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
Ответственным исполнителем государственной программы, а также органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим перечисление межбюджетных трансфертов, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Законом Саратовской области от 30 ноября 2022 года № 151-ЗСО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено выделение министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области денежных средств в размере 100 млн. рублей, целевым назначением которых является «Обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей».
На аналогичные цели из средств местного бюджета предусмотрено выделение денежных средств в размере 100 млн. рублей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 04 апреля 2023 года № 280-П «О внесении изменений в государственную программу Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры» объем финансового обеспечения были увеличены до 600 млн. рублей, из них средства областного бюджета – 300 млн. рублей, средства местных бюджетов - 300 млн. рублей.
Часть указанных денежных средств уже распределена министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на 2023 год в бюджеты органов местного самоуправления, в частности в бюджет муниципального образования «Город Саратов» - 27 593,4 тыс. рублей.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене в части.
На основании изложенного, решение Волжского районного суда города Саратова от 20 февраля 2023 года подлежит отмене в части возложения на Правительство Саратовской области обязанности осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами: № системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 20 февраля 2023 года отменить в части возложения на Правительство Саратовской области обязанности осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами: № системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Волжского районного суда города Саратова от 20 февраля 2023 года оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Волжский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: