Судья Чиннова М.В. Дело № 33а-3331/2021
№ 2а-948/2021
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 2 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, |
судей | ФИО2, Никонова К.Ф. |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11 марта 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 к УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, начальнику ФИО5, заместителю начальника ФИО6 о признании незаконными действий врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, которым постановлено:
исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.
Признать протокол № 33 от 30.09.2020 заседания комиссии ФКУ ИК № 11 по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в части постановления об отказе осужденному ФИО4 в переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания незаконным.
Признать незаконными постановление и действия ВРИО начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 об отказе в переводе ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания.
Обязать ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области на комиссии по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие повторно рассмотреть вопрос о переводе ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания.
Признать незаконным бездействие УФСИН России по Кировской области выразившееся в неисполнении предусмотренного статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу перевода ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, заместителю начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 о признании недействительным постановления заместителя начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 от 30.09.2020 об отказе в переводе из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания, возложении обязанности перевести из обычных условий отбывания наказания в облегченные, о признании незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области в связи с неисполнением предусмотренного ст. 21 УИК РФ ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу выполнения решения комиссии учреждения № 33 от 30.09.2020 по переводу ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании протокола комиссии ФКУ ИК-11 № 33 от 30.09.2020 принято решение о его переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания. Вместе с тем, врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 отказался выполнять указанное решение, чем нарушил его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 123 УИК РФ.
По данным фактам в УФСИН России по Кировской области направлено обращение, в ответ на которое врио начальника УФСИН России по Кировской области ФИО7, признал законными действия врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 Более того, в нарушение ст. 12 УИК РФ в ответе УФСИН России по Кировской области ФИО4 была предоставлена не соответствующая закону информация о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а именно, на листе 2 ответа указано: «Перевод осужденных, отбывающих наказание в ИК-11, из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия, входит в компетенцию администрации ИК-11, что является ее правом».
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным действия врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6, выразившиеся в отказе в переводе ФИО4, из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания, признать протокол № 33 от 30.09.2020 заседания комиссии ФКУ ИК № 11 по переводу осужденных из одних условий отбывания наказаний в другие, представленный административным ответчиком ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, недействительным, обязать администрацию ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области перевести осужденного ФИО4 из обычных в облегченные условия отбывания наказания с 30.09.2020, признать незаконным бездействие УФСИН России по Кировской области, в связи с неисполнением предусмотренной ст. 21 УИК РФ обязанности осуществления ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу перевода ФИО4 из обычных в облегченные условия отбывания наказания.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 19.03.2021 в мотивировочной части решения Ленинского районного суда г. Кирова от 11.03.2021 исправлены описки.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 19.03.2021, решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11.03.2021 решение разъяснено, указано на необходимость рассмотреть вопрос о переводе ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания по заявлению ФИО4 от 22.09.2020 на основании материалов его личного дела по состоянию на 30.09.2020.
Не согласившись с принятым решением, ФИО4 обратился в Кировский областной суд с апелляционной жалобой. Просит решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11.03.2021 изменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности на администрацию ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области перевести осужденного ФИО4, из обычных в облегченные условия отбывания наказания с 30.09.2020 и принять в данной части новое решение, удовлетворив его требования о признании незаконными действий врио ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, обязать администрацию ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области перевести его из обычных в облегченные условия отбывания наказания с 30.09.2020. Ссылаясь на то, что отказ суда в удовлетворении его требования в части возложении обязанности на администрацию ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области на основании имеющихся в его личном деле документов перевести его из обычных в облегченные условия отбывания наказания дает возможность, неоднократно нарушившему его права и законные интересы, административному ответчику злоупотребить своими правами, что повлечет нарушение его законных интересов и создаст препятствия к их осуществлению.
ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области оспаривая решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11.03.2021, в доводах апелляционных жалоб выражая несогласие с оценкой представленных доказательств, указывают, что ст. 122 УИК РФ лишь закрепляет право администрации на перевод осужденных их обычных в облегченные условия отбывания, а не обязанность, а проверка по обращению ФИО4 проведена в соответствии с требованиями закона, обращение было рассмотрено, дан ответ по существу постановленного вопроса с направлением ответа в установленный законом срок, в связи с чем просят решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи ФИО4 подтвердил изложенное в апелляционной жалобе, настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ФИО4 по доверенности и ордеру адвокат Федоровых Е.Л. требования жалобы поддержала, с жалобами административных ответчиков не согласна.
Представители ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по доверенности ФИО8, УФСИН России по Кировской области по доверенности ФИО9 в судебном заседании доводы своих апелляционных жалоб поддержали, с доводами апелляционной жалобы ФИО4 не согласны.
Административные ответчики ФИО5, ФИО6, представитель заинтересованного лица ФСИН России в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 87 УИК РФ предусмотрено, что в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии; перевод осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима, из одних условий отбывания наказания в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения; основания для такого перевода установлены статьей 120 этого же Кодекса.
Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 настоящего Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - представители общественных наблюдательных комиссий.
Согласно ст. 122 УИК РФ при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее девяти месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия (часть 2). Из данной нормы следует, что для изменения условий отбывания наказания предполагается обязательное одновременное наличие двух критериев: отсутствие взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестное отношение к труду.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что УИК РФ установлено безусловное право осужденного на перевод из обычных условий содержания в облегченные при наличии приведенной в законе совокупности оснований и такое право не может быть ограничено произвольным усмотрением администрации исправительного учреждения.
В соответствии со ст. 21 УИК РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Озерского городского суда Челябинской области от 03.08.2017 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден по ст.ст. 290 ч. «б», 290 ч. «б», 69 ч. 3 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказании в исправительной колонии строгого режима, с применением дополнительного наказания. При этом началом срока отбывания наказания является 03.08.2017, конец срока 02.08.2026.
В ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО4 прибыл 19.07.2018. С 18.04.2019 по 18.12.2019 административный истец содержался в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, в ФКУ ИК-11 прибыл 19.12.2019, с 26.12.2019 переведен в безопасное место на 90 суток. В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области.
22.09.2020 ФИО4 обратился с заявлением на имя врио начальника данного учреждения ФИО6 о переводе на облегченные условия содержания.
Приказом № 45 от 31.01.2020 начальника исправительного учреждения ФКУ ИК-11 в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области создана комиссия учреждения и утверждено Положение о комиссии учреждения в целях соблюдения принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ, для исключения случаев нарушения прав и законных интересов осужденных, а также в целях воспрепятствования предоставления им незаконных льгот.
Согласно протоколу № 33 от 30.09.2020 решением Комиссии ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (далее – Комиссия) в соответствии со ст. 87 УИК РФ ФИО4 отказано в переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания. Сразу по принятии комиссией решения в отношении ФИО4 в присутствии последнего, врио начальник ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области ФИО6 вынес постановление об отказе в переводе ФИО4 из обычных в облегченные условия отбывания наказания. Постановление ФИО4 объявлено немедленно 30.09.2020.
Разрешая требования ФИО4 о признании незаконными действий врио начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области и протокола № 33 от 30.09.2020 заседания комиссии ФКУ ИК №11 по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно выписке из протокола № 33 Комиссии от 30.09.2020, содержащейся в материалах личного дела ФИО4, комиссия приняла решение «перевести из обычных в облегченные условия отбывания наказания», однако протокол № 33 от 30.09.2020 и выписка из него содержат разные решения комиссии по заявлению ФИО4 о переводе его в облегченные условия отбывания наказания, хотя оригинал протокола и выписка из него, врученная лицу, в отношении которого он был составлен, должны быть идентичны. Кроме того, при принятии решения имелись нарушения требований Положения о комиссии исправительного учреждения, так в нарушение п. 4.4 протокол № 33 от 30.09.2020 не содержит сведений об ознакомлении ФИО4 с решением комиссии об отказе ему в переводе. В нарушение п. 5.1 при принятии решения комиссией: лица, присутствовавшие на ней, в отсутствие полного состава комиссии (или их заместителей, исполняющих соответствующие обязанности согласно должностных инструкций) не были полномочны принимать решение о переводе или об отказе в переводе в другие условия. В нарушении п.п. 11.1, 12.1 заседание комиссии проводилась в отсутствие материалов личного дела осужденного, на заседании комиссии не были проверены характеризующие данные на ФИО4, которые не соответствовали материалам личного дела. Протокол комиссии № 33 от 30.09.2020 и выписка из него, не содержат сведения о результатах голосования членов комиссии (количество голосов «за», количество голосов «против»).
Кроме того, перевод осужденных, отбывающих наказание в ИК-11 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия входит в компетенцию администрации исправительного учреждения, однако данное полномочие осуществляется в соответствии с УИК РФ, Положением о Комиссии, с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 13.07.2006 № 252-дсп, исключительно на основании решения Комиссии по переводу, а не на основании решения начальника исправительного учреждения, таким образом, у начальника колонии полномочия на вынесение постановления об отказе в переводе осужденного из одних условий отбывания наказания в другие условия отсутствуют.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части при рассмотрении апелляционной жалобы не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана согласно требованиям ст. 84 КАС РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения у суда имелись достаточные фактические и правовые основания для признания факта нарушения прав и законных интересов ФИО4 административными ответчиками. Оснований для удовлетворения требований ФИО4 о возложении обязанности на администрацию ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области перевести его из обычных в облегченные условия отбывания наказания с 30.09.2020 не имеется ввиду того, что при наличии процессуальных нарушений, допущенных комиссией при рассмотрении вопроса о переводе, отсутствии необходимых документов, суд не вправе разрешать вопрос о переводе осужденного в облегченные условия по существу. В то же время, установив нарушения закона при разрешении вопроса о переводе осужденного в облегченные условия, суд правомерно возложил обязанность на исправительное учреждение повторно рассмотреть вопрос о переводе ФИО4 в облегченные условия содержания.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил в указанной части законное и обоснованное решение.
В то же время доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Кировской области в части несогласия с решением суда первой инстанции о признании незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области выразившегося в неисполнении предусмотренного статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу перевода ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания заслуживают внимания.
Согласно статье 21 УИК Российской Федерации, ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Таким образом, исходя из положений статьи 21, 87, 122 УИК Российской Федерации, вопрос о переводе ФИО4 в облегченные условия не мог быть разрешен по существу начальником Управления ФСИН России по Кировской области, поскольку решение вопросов о переводе в облегченные условия отбывания наказания положениями Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации отнесен к компетенции комиссии администрации учреждения.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Порядок этого контроля регламентирован частью 2 статьи 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314.
Начальник территориального управления ФСИН России осуществляя ведомственный контроль, вправе по жалобе осужденного лица проверить соблюдена ли процедура принятия решения о переводе лица в облегченные условия содержания, но не подменять своим решением, решение коллегиального органа (комиссии).
Порядок рассмотрения обращений граждан, предусмотрен Федеральным законом Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. ст. 9, 10 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Обращение ФИО4 в Управление ФСИН России по Кировской области рассмотрено в установленном законом порядке, с соблюдением положений статей 9, 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; на обращение административному истцу дан ответ по существу обращения, а несогласие административного истца с содержанием ответа, не свидетельствует о его незаконности и об отсутствии ведомственного контроля.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области является ошибочным, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу УФСИН России по Кировской области удовлетворить.
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11 марта 2021 г. в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области выразившегося в неисполнении предусмотренного статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу перевода ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области выразившегося в неисполнении предусмотренного статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за действиями администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области по вопросу перевода ФИО4 из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Кирова от 11 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, ФИО4 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 03.09.2021.
Председательствующий: Судьи: