ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-9582/2023 от 31.01.2024 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-9582/2023 Дело № 33а-143/2024 (33а-4225/2023)

Судья: Захарова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 31 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Федоровой Г.А., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Захаровой А.Е.,

с участием представителей административного истца Тихонова Д.А., Брагиной А.В., административного ответчика Пичкова Д.Ю., представителя Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) Яшина К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2023 года по делу по административному исковому заявлению Алексеева Г.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), заместителю начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Гайдею А.А., главному специалисту-эксперту отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Пичкову Д.Ю. об оспаривании предписания, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителей и административного ответчика, судебная коллегия

установила:

Генеральный директор Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» Алексеев Г.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая о том, что предписанием Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (далее – ГУ МЧС по РС (Я) № ... от 13 июля 2023 года на него возложена обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений установленных требований в области гражданской обороны. С указанными в предписании нарушениями не согласен, поскольку мероприятия по оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований соблюдаются, приборы газопламенной резки имеются у общества, что подтверждается товарным чеком от 07 марта 2023 года и унифицированной формой МХ-20, по пункту 2 предписания имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РС (Я). ГРЭС-2 находится в 1-й очереди строительства, защитное сооружение гражданской обороны будет введено в эксплуатацию только после окончания 2-й очереди строительства ГРЭС-2.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель начальника Управления Гайдей А.А. и начальник отдела Пичков Д.Ю.

Решением суда в удовлетворении административного искового заявления Алексеева Г.Н. отказано.

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного постановления по основаниям неправильного толкования и применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств дела и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы приведены доводы, повторяющие доводы, приведенные в административном исковом заявлении. Кроме того, указано о том, что аварийно-спасательные работы, выполняемые нештатными аварийно-спасательными формированиями, является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем названное формирование прошло аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ с учетом наличия специального оборудования. В пункте 1 предписания не указано конкретное действие по устранению нарушения, чем нарушены права и законные интересы административного истца. Судом первой инстанции не учтено, что категория по гражданской обороне устанавливается и определяется Минэнерго России, а не МЧС России, что следует из постановления Правительства РФ от 16 августа 2016 № 802. Отсутствие категорирования ГРЭС-2 подтверждается также проектной документацией. Средства коллективной защиты устанавливаются для наибольшей работающей смены объекта, а не предприятия в целом.

В судебном заседании представители административного истца поддержали апелляционную жалобу в полном объеме.

Представители административного ответчика с апелляционной жалобой не согласились, полагают решение суда законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона «О гражданской обороне» (далее – ФЗ № 28-ФЗ) организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ФЗ № 248-ФЗ).

Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.1).

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1007, объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия контролируемых лиц, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.

Предметом федерального государственного надзора является соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 Положения).

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорной) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением заместителя начальника ГУ МЧС по РС (Я) – начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы от 27 июня 2023 года № ... назначено проведение выездной плановой проверки на предмет соблюдения ПАО «Якутскэнерго» обязательных требований в области гражданской обороны.

По результатам проверки 13 июля 2023 года составлен акт выездной плановой проверки № ..., в котором отражено, что в ПАО «Якутскэнерго», имеющем 2 категорию по гражданской обороне, в нарушение Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999, внештатные аварийно-спасательные формирования не оснащены приборами газопламенной резки с резаками, напорными рукавами, редукторами и газовыми баллонами, в нарушение Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, для наибольшей работающей смены тепловой газотурбинной электростанции Якутская ГРЭС-2 не созданы средства коллективной защиты.

13 июля 2023 года генеральному директору ПАО «Якутскэнерго» Алексееву Г.Н. выдано предписание № ... по устранению указанных нарушений, в пункте 1 которого указано о недокомплекте оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований в виде отсутствия приборов газопламенной резки с резаками, напорными рукавами, редукторами и газовыми баллонами (керосинорезы, газосварочные аппараты и др.), в пункте 2 – об отсутствии средств коллективной защиты для наибольшей работающей смены тепловой газотурбинной электростанции Якутской ГРЭС-2, расположенной по адресу: город Якутск, Вилюйский тракт 7 километр, 2Б.

Срок устранения нарушений обязательных требований в области гражданской обороны определен до 20 февраля 2024 года.

ПАО «Якутскэнерго» подало в досудебном порядке жалобу на указанное предписание, в удовлетворении которого решением уполномоченного должностного лица от 07 августа 2023 года отказано.

Алексеев Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из наличия нарушений в деятельности ПАО «Якутскэнерго», установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, тем самым отсутствия правовых оснований для признания предписания незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части законности и обоснованности пункта 1 оспариваемого предписания. Так, в Приложении № 2 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований приведены примерные нормы оснащения указанных формирований специальным оборудованием в частности, в перечне инженерного имущества и аварийно-спасательного оборудования указан прибор газопламенной резки с резаками, напорными рукавами, редукторами и газовыми баллонами (керосинорезы, газосварочные аппараты и др.).

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (пункт 2).

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (пункт 4).

Организации укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений, поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению (пункт 10).

Приказом МЧС России от 02 декабря 2021 года № МР-ВЯ-1 утверждены Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно указанным Методическим рекомендациям специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы, не применяемые в повседневной (производственной) деятельности организации, но необходимые для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций целесообразно содержать в составе запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Приказом директора ПАО «Якутскэнерго» от 23 августа 2023 № ... в Якутской ГРЭС создано нештатное аварийно-спасательное формирование. В ходе выездной плановой проверки 11 июля 2023 года был осуществлен осмотр территорий, помещений, документов, предметов: было установлено отсутствие на объекте ПАО «Якутскэнерго», расположенном по адресу: город Якутск, ул. Кржижановского, 2, Загородный квартал (Якутская ГРЭС-1), прибора газопламенной резки.

При этом судебная коллегия соглашается и находит обоснованными выводы суда первой инстанции относительно доводов административного истца о наличии указанного оборудования: представленные в материалы дела письменные документы не подтверждают его наличие на момент проведения проверки. Напротив, представителем, присутствовавшим при проверке, даны пояснения об отсутствии в Якутской ГРЭС-1 прибора газопламенной резки.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по доводу о несоответствии пункта 1 оспариваемого предписания принципу исполнимости.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность органа, выдавшего предписание, указывать конкретные способы устранения выявленных нарушений.

Доводы жалобы о прохождении сотрудниками внештатных аварийно-спасательных формирований аттестации и наличии соответствующей лицензии подлежат отклонению как не имеющие правового значения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о законности и обоснованности пункта 2 оспариваемого предписания.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4).

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 (далее – Положение).

В пункте 10 Положения определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Такими мероприятиями являются, в частности, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Абзацами 1, 3, 4 пункта 16.4 Приложения к Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденному приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687, установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

Правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны установлены Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309. Так, организации создают в мирное время объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность существующих объектов, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 10).

К объектам гражданской обороны относится, помимо прочего, убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (пункт 2). Пунктом 3 Порядка установлено, что убежища создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

В рассматриваемом случае Якутская ГРЭС-2 является объектом не завершенного строительства, состоит из двух очередей строительства. На момент проведения проверки в эксплуатацию введена только первая очередь. Строительство второй очереди Якутской ГРЭС-2 не завершено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2019 № ... установлен срок ввода в эксплуатацию 2 очереди ГРЭС-2 - не позднее 31 декабря 2025 года.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2022 года, вступившим в законную силу, предписание ГУ МЧС России по РС (Я) об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 01 марта 2022 года было признано недействительным.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Арбитражный суд РС (Я) в решении по делу указал, что в соответствии с разработанной в соответствии с техническим заданием и согласованной с ГУ МЧС России по РС (Я) проектной документацией защитное средство гражданской обороны должно быть введено в эксплуатацию после окончания второй очереди Якутской ГРЭС-2 и его отнесения к 2 категории по гражданской обороне.

Предписанием от 01 марта 2022 года на ПАО «Якутскэнерго» была возложена обязанность введения в эксплуатацию защитного средства гражданской обороны Якутской ГРЭС-2.

В предписании от 13 июля 2023 года указано об отсутствии в Якутской ГРЭС-2 средства коллективной защиты для наиболее работающей смены, при этом конкретной меры (мероприятия) по устранению данного нарушения не приведено. Как пояснили административные ответчики, предписание должно быть исполнено в установленный срок путем обеспечения наличия (строительства) защитного средства - убежища.

Приведенные обстоятельства при постановлении обжалуемого решения оставлены без внимания, а выводы суда о том, что категория гражданской обороны присваивается всей организации (юридическому лицу) по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения, основано на неправильном применении норм материального права.

Согласно абзацу 1 пункта 4 указанных Правил №804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее показатели).

Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения (абзац 3).

Вместе с тем, указанное правило относится к обособленным подразделениям организации, введенным в эксплуатацию, поскольку объект – Якутская ГРЭС-2 не введена в эксплуатацию, то установление категорирования в отношении неё по наивысшему показателю гражданской обороны организации является преждевременным.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").

Приведенным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.

Согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа с принятием в указанной части нового решения.

Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2023 года по делу по административному исковому заявлению Алексеева Г.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), заместителю начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Гайдею А.А., главному специалисту-эксперту отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Пичкову Д.Ю. об оспаривании предписания отменить в части и в указанной части принять новое решение об удовлетворении административного иска Алексеева Г.Н.

Признать незаконным и отменить пункт 2 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) № ... от 13 июля 2023 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи