ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Танганов Б.И. поступило 15 июня 2021г.
Номер дела суда 1 инст. 2а-963/2021 33а-2397/2021
УИД 04RS0021-01-2021-001519-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Н.А.,
судей коллегии Мирзаевой И.И., Базарова В.Н.,
при секретаре Дашиевой Н.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Ван Инхуа, Ли Цюянь к Министерству внутренних дел по Республике Бурятии об оспаривании бездействия, обязании принять заявления о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов по доверенности Шаракшанэ Б.В.,
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 23 апреля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Ван Инхуа, Ли Цюянь оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, граждане Китайской Народной Республики Ван Инхуа, Ли Цюянь с учетом уточнения требований просили:
признать незаконными действия МВД по Республике Бурятия по отказу 22 декабря 2020 года в приеме заявлений на временное проживание в Российской Федерации и бездействия в выдаче соответствующих справок;
признать незаконным бездействие МВД по Республике Бурятия, выразившееся в неприеме 12 января 2021 года заявлений на временное проживание в Российской Федерации и в выдаче соответствующих справок;
обязать административного ответчика принять у административных истцов заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что 22 декабря 2020 года граждане Китайской Народной Республики Ван Инхуа, Ли Цюянь обратились в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты на 2021 год.
Административный ответчик отказал иностранным гражданам в приеме данных заявлений, поскольку их подача должна осуществлять с 1 января соответствующего года. 12 января 2021 года административный ответчик вновь не принял от Ван Инхуа, Ли Цюянь заявления, ссылаясь на новые Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года №2345. В нарушение административного регламента справки об отказе в принятии заявлений истцам не выдавались. Оспариваемые действия, бездействие административного ответчика являются незаконными, поскольку обращение иностранных граждан последовало до вступления в силу изменений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345. Основание, по которому заявителям было отказано в приеме заявлений, административным регламентом не предусмотрено. 22 декабря 2020 года врио начальника ОРВР Управления проверены заявления иностранных граждан по форме и содержанию, по полноте представленных документов; все ошибки были исправлены и устранены; квота на 2021 год установлена и имелась в наличии. Прокуратура Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявила нарушения прав иностранных граждан и внесла в адрес административного ответчика представление об их устранении.
В суд первой инстанции Ван Инхуа, Ли Цюянь не явились, их представитель Шаракшанэ Б.В. требования поддержал.
Представители административного ответчика МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В. и Дулганов В.Т., представляющий также интересы заинтересованного лица Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, требования не признали.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Щаракшанэ Б.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что 22 декабря 2020 года и 12 января 2021 года административные истцы обратились к административному ответчику с целью подачи заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но документы в обоих случаях приняты не были, справки об отказе в приеме заявлений не выдавались. Указанные обстоятельства были подтверждены в ходе судебного разбирательства. По результатам рассмотрения жалобы иностранных граждан прокуратура Железнодорожного района г.Улан-Удэ внесла представление в адрес административного ответчика об устранении допущенных нарушений.
В заседание судебной коллегии Ван Инхуа, Ли Цюянь и их представитель по доверенности Шаракшанэ Б.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В. возражал против отмены судебного решения.
Заинтересованное лицо Республиканская комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации своих представителей в суд не направила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Согласно статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (абзац 1 пункта 2).
Пункт 4 названной нормы устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 329-ФЗ, который вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, внесены изменения в статьи 6 и 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Абзац 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ в новой редакции, применяемой с 14 января 2021 года, предусматривает, что Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345 утверждены Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва; а также Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее также – Правила распределения квоты).
Названное постановление вступило в силу с 14 января 2021 года.
До указанной даты применялись Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года № 193.
Пунктом 7 этих Правил было определено, что решение об установлении квоты на следующий год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября.
Порядок оказания услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 8 июня 2020 года № 407 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 19 и 20 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
Согласно пунктам 30 и 30.1 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания заявление (приложение № 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
Пунктом 58 Административного регламента предусмотрено, что прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди.
Согласно пункту 86 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения № 1 и № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Пункт 87 Административного регламента устанавливает, что сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении № 8 к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.
Судом установлено, что граждане Китайской Народной Республики Ван Инхуа, Ли Цюянь, находясь на территории Российской Федерации, намеревались получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 год квоты.
Согласно пояснениям Ван Инхуа, Ли Цюянь, изложенным в административных исках, 22 декабря 2020 года в составе группы иностранных граждан они обратились в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, расположенном по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Н. Нищенко, с целью подачи заявлений и документов для получения государственной услуги по выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 год квоты. Однако министерство отказало им в приеме документов по причине того, что подача заявлений осуществляется с 1 января соответствующего года (то есть 2021 года).
Поверяя указанные доводы и отказывая в удовлетворении требований административных истцов в части оспаривания действий министерства по отказу в приеме 22 декабря 2020 года заявлений на временное проживание в Российской Федерации и бездействия в выдаче соответствующих справок, суд первой инстанции исходил, в том числе из недоказанности самого факта обращения Ван Инхуа в указанный день в установленном порядке в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия за получением государственной услуги.
Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан с учетом приведенных выше требований Административного регламента, и является верным.
Так, районный суд проанализировал журнал посетителей Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, в котором имеются сведения о явке в Управление 22 декабря 2020 года представителя Шаракшанэ Б.В.; сведения о явке Ван Инхуа в указанный день отсутствуют.
Из заключения начальника УВМ МВД по Республике Бурятия Прилепского В.В. от 29 января 2021 года следует, что гражданин Шаракшанэ Б.В. посредством телефонной связи был записан последним на прием в Управление на 22 декабря 2020 года в 12 часов 15 минут для получения консультации. Согласно объяснению сотрудника Фастуновой Н.В. в этот день Шаракшанэ Б.В. попросил проверить правильность заполнения заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации в отношении четырех иностранных граждан - Фэй Инфань, Ли Цюань, Чжу Кунь и Цуй Хэюй. Предварительная запись иностранных граждан, в том числе, Ван Инхуа, о явке в Управление для подачи документов была оформлена на 16 февраля 2021 года.
В письменном объяснении заместителя начальника ОРВР Управления Фастуновой Н.В. на имя министра внутренних дел по Республике Бурятия от 15 января 2021 года приведены аналогичные обстоятельства.
В судебном заседании свидетель Фастунова Н.В. также пояснила, что 22 декабря 2020 года Шаракшанэ Б.В. явился в Управление для консультации и представил четыре заявления иностранных граждан на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации; по этим заявлениям выданы справки об отказе в принятии документов. Административные истцы в Управление не обращались, заявлений не подавали.
Следует учесть, что на объектах, находящихся в ведении территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в зданиях системы МВД России действует пропускной режим, организация которого возлагается на дежурную часть, комендантское подразделение.
Приведенным выше Административным регламентом предусмотрено, что прием заявителей осуществляется в порядке очереди, и по смыслу пункта 30 регламента гражданин подает документы в подразделение по вопросам миграции лично.
Из показаний свидетеля Цырендоржиевой К.М. не следует, что Ван Инхуа, Ли Цюянь предпринимали меры пройти в помещение для подачи заявлений в индивидуальном порядке. При этом, как указано выше, иные иностранные граждане справки об отказе в приеме документов получили.
Ли Цюянь справкой от 22 декабря 2020г. было отказано в приеме заявления со ссылкой на п.45.5 Административного регламента (утв. Приказом МВД России от 08.06.2020 N 407), в связи с исчерпанием квоты на 2020г., законно и обоснованно.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий административного ответчика по отказу в приеме 22 декабря 2020 года заявлений иностранных граждан на временное проживание в Российской Федерации и бездействия в выдаче соответствующих справок у районного суда не имелось.
Проверяя доводы административного иска в части повторного отказа министерства в приеме заявлений Ван Инхуа, Ли Цюянь о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, районный суд также исходил из недоказанности личного обращения указанных граждан в Управление 12 января 2021 года за предоставлением государственной услуги.
Оснований подвергать сомнению данный вывод судебная коллегия не усматривает.
Так, свидетель Фастунова Н.В. пояснила, что 12 января 2021 года Ван Инхуа, Ли Цюянь с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации не обращались. В указанный день к ней обратился представитель Шаракшанэ Б.В. с вопросом разъяснения порядка подачи заявлений; в последующем он потребовал выдать ему справки об отказе в принятии от граждан КНР документов. Однако оснований для выдачи таких справок не имелось, поскольку данные граждане к сотруднику Фастуновой Н.В. лично не обращались.
Как видно из имеющейся в деле копии журнала ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия для предварительной записи ИГ и ЛБГ на прием документов по РВП на 2021 год, на 12 января 2021 года предварительно записано 13 граждан, среди которых Ван Инхуа, Ли Цюянь не значатся.
Из письменного объяснения специалиста отдела разрешительно - визовой работы МВД по Республике Бурятия Авериной Л.С. на имя министра внутренних дел по Республике Бурятия от 13 января 2021 года усматривается, что Ли Цюянь предварительно был записан представителем Шаракшанэ Б.В. на 9 февраля 2021г., Ван Инхуа – на 16 февраля 2021г., а не на 12 января 2021 года.
В силу частей 4 и 6 статьи 84 КАС РФ доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд выясняет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его подлинником, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его подлинника, каким образом сохранялась копия документа.
Поскольку оригиналы справок о предварительной записи истцов на прием документов 12 января 2021 года суду не представлены, а в журнале предварительной записи истцы на соответствующую дату не значатся, их доводы в этой части следует признать несостоятельными.
Кроме того, согласно пункту 60.5 Административного регламента при осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться.
Талоны, содержащие информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться, административными истцами не представлены.
Следовательно, сделать вывод о том, что в установленном Административным регламентом порядке граждане Ван Инхуа, Ли Цюянь предварительно были записаны на прием документов на 12 января 2021 года посредством Единого портала либо телефонной связи или путем личного обращения, не представляется возможным.
Утверждение административных истцов о том, что 12 января 2021 года им было отказано в приеме заявлений и документов по причине принятия новых правил, является голословным и ничем объективно не подтверждено.
Предметом судебной проверки при рассмотрении настоящего дела является установление факта непосредственного (личного) обращения Ван Инхуа, Ли Цюянь, как того требует Административный регламент, в Управление по вопросам миграции с заявлениями и пакетами документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и последующего отказа Управления (согласно доводам заявителей) в принятии указанных заявлений и документов.
Из исследованных судом доказательств, в том числе журнала посещений граждан, не следует, что 12 января 2021 года Ван Инхуа, Ли Цюянь явились в Управление и имели намерение подать заявление, получить государственную услугу.
Как указано выше, Ли Цюянь предварительно был записан на 9 февраля 2021г., Ван Инхуа – на 16 февраля 2021г.
Согласно показаниям свидетеля Баярон А.Б., дежурившей на пропускном пункте Управления, 12 января 2021 года Ван Инхуа, Ли Цюянь через пропускной пункт не проходили и не пройти не пытались. Каких-либо препятствий гражданам она не чинила; распоряжений по данному вопросу от министерства не получала.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства административными истцами не доказан факт предварительной записи на 12 января 2021 года для подачи документов, а также их личного обращения в Управление в установленном Административным регламентом порядке для получения государственной услуги. Показания же свидетеля Цырендоржиевой К.М. при наличии совокупности доказательств, представленных административным ответчиком, в том числе письменных, во внимание не принимаются.
Следовательно, требования о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в неприеме 12 января 2021 года заявлений административных истцов и в выдаче соответствующих справок, удовлетворению не подлежали.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, а потому обжалуемое судебное решение об отказе в удовлетворении административных исков следует признать правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявлены нарушения прав заявителей и министерству внесено представление, во внимание не принимается.
Положениями статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).
Изложенные и.о. прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Сухаевым Н.А. в представлении об устранении выявленных нарушений миграционного законодательства от 5 февраля 2021 года обстоятельства, касающиеся Ван Инхуа, Ли Цюянь, объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене не подлежит, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.08.2021.
Председательствующий: Матвеева Н.А.
Судьи: Мирзаева И.И.
Базаров В.Н.