ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-9678/20 от 08.02.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Кузьмина М.А. дело № 33а-359/2021

№ 2а-9678/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 8 февраля 2021года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,

судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,

при секретаре Слепцовой Е.Д.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной администрации г.Якутска в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, признании незаконными действий, привлечении к ответственности членов комиссии, снятии с учёта ПДН и КДН, по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 29 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения административного истца, судебная коллегия

установила:

13.08.2020 постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации г.Якутска (далее по тексту КДНиЗП) ходатайство о снятии семьи ФИО1 с социального сопровождения оставлено без удовлетворения.

15.09.2020 ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г.Якутска, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным вышеуказанного постановления, признании незаконными действий, привлечении к ответственности членов комиссии, снятии с учёта.

В обоснование административный истец указала, что КДНиЗП во главе ФИО2 отказала снимать её семью с социального сопровождения, основываясь на недостоверных фактах, без установления свежей информации о её семье, что является предоставлением ложных сведений и дискриминацией, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Не учтено, что они живут в частично благоустроенной квартире, в которой в 2018 году провела горячую воду и установила ванную, что имеет доход по детским пособиям, алиментным выплатам и по социальному контракту, ей помогает родня. Просит учесть, что в течение 2 лет КДНиЗП преследует её семью, предоставляется отчёт о привлечении её к административной ответственности по ст.*** Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, другие данные не запрашиваются, заседания Комиссий проходят без её участия. Просит привлечь должностных лиц, которые из-за неприязненных отношений и без установления всех обстоятельств отказывают снимать её семью с социального сопровождения, причиняя вред ей и детям. Просит снять с учёта в ПДН и КДН и возместить судебные расходы.

29.10.2020 решением Якутского городского суда РС (Я) в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение ввиду наличия противоречий и удовлетворить её иск.

В письменных заявлениях ответчики ФИО2 и ФИО3 указывают о том, что постановлением КДНиЗП от 03.12.2020 о снятии ФИО1 с социального сопровождения исчерпан предмет иска, просят провести судебное заседание без их участия. К заявлениям приложена копия данного постановления.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала доводы иска.

Представители административного ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отложить рассмотрение дела не просили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда РС (Я).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.22 Федерального закона №442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан РФ» (далее по тексту Закон об основах социального обслуживания) при необходимости гражданам, в том числе родителям, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со ст.28 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Исходя из ст.2 Закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

На основании Закона Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», п.1.1 постановления Окружной администрации г.Якутска от 27.03.2019 № 86п «Об утверждении «Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» (далее по тексту Положение о Комиссии) является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.11.2018 постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации г.Якутска семья ФИО1 (ФИО4) была взята на социальное сопровождение как находящаяся в социально-опасном положении.

В соответствии со ст.7 Закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу п.4.11 Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних Комиссия рассматривает материалы (дела) - по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц; по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Пунктами 4.17, 5.1, 5.6 приведённого Положения предусмотрено, что решения комиссии оформляются в форме постановлений. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в её заседании. Постановление комиссии должно быть мотивировано и изложено в письменной форме.

В соответствии с п.5.5 названного Положения, рассматривая материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих), законных представителей несовершеннолетнего, комиссия в пределах своих полномочий принимает одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные настоящим положением;

2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);

3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.07.2020 ФИО1 обратилась в службу профилактики и социального сопровождения семей с детьми ГКУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее по тексту ГКУ РС (Я) «РСРЦН») о снятии с социального сопровождения в связи с тем, что трудностей в воспитании и содержании детей не испытывает, материальное положение улучшилось, старшему сыну М. исполнилось *** лет, сын Б. снят с профилактического учёта ПДН отдела полиции № ....

13.08.2020 постановлением КДНиЗП ходатайство руководителя ГКУ РС (Я) «РСРЦН» ФИО2 оставлено без удовлетворения: руководителям органов и учреждений профилактики постановлено до конца 2020 года продолжить работу с данной семьёй, при положительной динамике повторно рассмотреть ходатайство.

Мотивы, по которым КДНиЗП приняла вышеуказанное постановление, подробно изложены в описательно-мотивировочной части постановлении, из содержания которого следует, что Комиссией были изучены заявление ФИО1, а также другие имеющиеся данные, в частности, данные о поведении сына в школе, его успеваемость, сведения о привлечении к административной ответственности родителя в связи с неисполнением или ненадлежащим несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно указал, что постановление КДНиЗП от 13.08.2020 не является окончательным, рассмотрение вопроса о снятии семьи с социального сопровождения отложено в связи с необходимостью дополнительной проверки, ввиду чего доводы административного истца о нарушении её прав данным постановлением не могут быть приняты. Также административный истец не была лишена возможности самостоятельно подать в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайство о снятии её семьи с социального сопровождения, предоставив необходимые документы и информацию.

Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск».

Исходя из ст.4.16 Положения о комиссии материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.

Рассмотрение заявлений и ходатайств о снятии семьи с социального сопровождения без участия родителей не запрещено, а потому законных оснований для признания постановления КДНиЗП от 13.08.2020 незаконным оснований не усматривается.

Действия руководителя ГКУ РС (Я) «РСРЦН» ФИО2 по заявлению ФИО1 основаны на требованиях ст.28, п.4 ст.9 Закона об основах социального обслуживания, действия ответственного секретаря КПДНиЗП ФИО3 также соответствуют требованиям Положения о комиссии.

Доводы административного истца судом первой инстанции тщательно проверены, им дана соответствующая правовая оценка, выводы по которым подробно изложены в решении. При этом, вопреки доводам жалобы, решение суда каких-либо противоречий не имеет.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что постановлением КДНиЗП Окружной администрации г.Якутска от 03.12.2020 семья ФИО1 снята с социального сопровождения.

При изложенных обстоятельствах дела апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий М.М. Оконешникова

Судьи А.В. Никодимов

В.С. Протодьяконов