Дело № 2а-971/2022, 33а-2603/2023
УИД 68RS0001-01-2023-000218-35
Судья Толмачева М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 28 августа 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой М.В.
судей: Моисеевой О.Н., Епифановой С.А.
при секретаре Кузнецовой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области о взыскании денежной компенсации в размере 400 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в период с 5 марта по 13 декабря 2009 года,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Яковлевой М.В., судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области о взыскании денежной компенсации в размере 400 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в период с 5 марта по 13 декабря 2009 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с *** по *** года он содержался в камерах №***, где были унижающие человеческое достоинство условия содержания, выразившееся в следующем: в несоответствии площадей по квадратуре камер количеству находившихся в них заключенных (камеры площадью не более 20 кв.м. при нахождении в них одновременно по 14 человек); в отсутствии отдельного спального места и спальных принадлежностей, поскольку количество двухъярусных кроватей было 5 шт., а количество заключенных – 14 человек; в отсутствии принудительной вентиляции, при условии, что находившиеся в камере заключенные курили, в связи с чем, в камере постоянно присутствовало облако дыма, и была избыточная влажность из-за цементного пола и постоянной водяной росы на стенах, а также из-за необходимости частой стирки постельного белья в летний период времени; в отсутствии стола надлежащей длины для одновременного приема пищи всеми заключенными, находящимися в камере; в отсутствии горячей воды и емкостей для мытья посуды и стирки белья; в отсутствии надлежащего освещения для прочтения литературы и возможности готовиться к судебным разбирательствам по причине низкой мощности лампочки и наличия защитного листа железа с уличной стороны окна; в вынужденности принимать пищу вблизи ничем не отгороженного санитарного узла, издающего неприятные запахи; в отсутствии теле-радиоисточников и как следствие отсутствии возможности поддерживать социально-полезные связи.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить.
Указывает на то, что возражения административного ответчика на административное исковое заявление в нарушение требований законодательства ему направлены не были, как и повестки о дате и времени назначенных судебных заседаний, и многие другие документы, имеющиеся в материалах дела. Полагает, что основанием для принятия судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований послужил значительный промежуток времени после событий, указанных в административном иске, что лишило административного ответчика возможности предоставить доказательства.
Автор жалобы считает, что избирательность в предоставлении административным ответчиком доказательств суду должна была стать поводом усомниться в объективности и достоверности представленных сведений на предмет допустимости доказательств.
В период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области он неоднократно обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания. Длительность необращения административного истца за судебной защитой обоснованна тем, что он не обладал правовой информацией в полном объеме, которая стала доступна ему в последние годы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
В соответствии со статьями 15 и 16 указанного Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (части 1 и 5 статьи 23 указанного закона)
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла статьи 12.1 упомянутого кодекса, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 указанного Кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно пунктам 2, 3 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, а также разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения (пункт 13 вышеуказанного постановления).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Кроме того, статьи 70, 72, часть 1 статьи 76 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают, что в целях реализации задач административного судопроизводства суд вправе, в частности, возложить на административного ответчика обязанность произвести видео-, фотосъемку и (или) представить в суд видеозаписи, фотографии помещений мест принудительного содержания (с указанием того, когда, кем и в каких условиях осуществлялась соответствующая съемка), сведения о точных размерах помещений, данных о температуре воздуха и освещенности в них, иные письменные и вещественные доказательства, которые приобщаются к материалам административного дела.
Согласно положениям пунктов 17-18 приказа Министерства юстиции РФ №189 от 14 октября 2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (действовавшего в период спорных правоотношений) подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца. В обязательном порядке переодеваются подозреваемые и обвиняемые, поступившие в форменной одежде военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. При необходимости переодеваются работники других служб. Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: - спальным местом; - постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; - постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; - полотенцем; - столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; - одеждой по сезону (при отсутствии собственной); - книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: - мыло; - зубная щетка; - зубная паста (зубной порошок); - одноразовая бритва (для мужчин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: - мыло хозяйственное; - туалетная бумага; - издания периодической печати из библиотеки СИЗО; - настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; - предметы для уборки камеры; - могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (пункты 40-41 вышеуказанного приказа).
Пунктом 42 закреплено, что камеры СИЗО оборудуются: - одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); - столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; - шкафом для продуктов; - вешалкой для верхней одежды; - полкой для туалетных принадлежностей; - зеркалом, вмонтированным в стену; - бачком с питьевой водой; - подставкой под бачок для питьевой воды; - радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; - урной для мусора; - тазами для гигиенических целей и стирки одежды; - светильниками дневного и ночного освещения; - телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); - вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); - тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; - напольной чашей (унитазом), умывальником; - нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; - штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; - вызывной сигнализацией. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43 приказа).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в период с *** по *** года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области и находился в камерах №№ ***
В соответствии с планом экспликации камеры № *** ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области имеют площадь 18 кв.м., 22 кв.м., 22.3 кв.м.
Указание в справке, представленной административными ответчиками площади камер № *** ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области равной 17.95 кв.м., 22.4 кв.м., 22.11 кв.м. соответственно, не влечет признание данного доказательства недопустимым, поскольку исходя из пояснений представителя административных ответчиков ФИО2 является подтверждением их фактической площади в настоящее время с учетом ранее проводимых ремонтных работ.
Согласно акту на уничтожение камерных карточек №*** от 23 декабря 2019 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области, комиссией учреждения уничтожены книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области за 2009 год.
Из акта №*** от 26 ноября 2020 года усматривается, что комиссией учреждения уничтожены камерные карточки на ФИО1, находившего в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области в оспариваемый период.
Актом уничтожения дел ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области №6 от 14 февраля 2014 года подтверждается то, что комиссией учреждения уничтожены журналы учета моющих средств, сдаваемого (принимаемого) в стирку белья за период с 20 декабря 2008 года по ноябрь 2010 год.
Из справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области следует, что техническое и санитарное состояние жилых и бытовых помещений соответствовало требованиям приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», все камеры следственного изолятора были обеспечены кипятильниками для подогрева и кипячения воды. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей, а также кипяченая вода для питья выдавалась ежедневно в установленное время с учетом потребности. Камеры были оборудованы 2-х ярусными кроватями, столом и скамейками, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, бачком с питьевой водой, подставкой под бачок с питьевой водой, радиодинамиком, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, вентиляционным оборудованием, подставкой под телевизор, унитазом, умывальником, нагревательным прибором (радиатором) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Камеры оборудованы санузлом, размещенным в углу, в виде изолированной кабины с дверью, каркас кабины санузла выполнен из металлического уголка, стены комбинированные, нижняя часть из непрозрачного материала (ЦСП), верхняя часть кабины выполнена из поликарбоната. В соответствии с оборотной ведомости движения материальных ценностей для оснащения камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области приобретены вентиляторы принудительного типа УВО и УВО–2.5.
Камеры оборудованы санузлом, размещенным в углу, в виде изолированной кабины с дверью, каркас кабины санузла выполнен из металлического уголка, стены комбинированные, нижняя часть из непрозрачного материала (ЦСП), верхняя часть кабины выполнена из поликарбоната, в камере имеются двухярусные кровати, стол и скамейки, шкаф для продуктов, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, бачок с питьевой водой, подставка под бачок с питьевой водой, радиодинамик, урна для мусора, светильники дневного и ночного освещения, вентиляционное оборудование, подставка под телевизор, унитаз, умывальник, нагревательный прибор (радиатор) системы водяного отопления, штепсельные розетки для подключения бытовых приборов, вызывная сигнализация, что подтверждается фотоматериалами.
Согласно справке инспектора ОСУ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области с *** года, был освобожден *** года по постановлению Моршанского районного суда Тамбовской области условно–досрочно с убытием по месту жительства.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что достоверных и допустимых доказательств нарушений условий содержания ФИО1 в камерах №№*** ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области в спорный период в материалах дела не содержится, объективно подтвержденных данных об обжаловании административным истцом условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области в период с 7 марта по 30 ноября 2009 год, а также об установлении нарушения его прав при содержании под стражей органами прокуратуры, либо уполномоченным по правам человека, общественными организациями, не имеется, как и представлено сведений о том, что действия должностных лиц по данному факту признавались незаконными. Кроме того, установить достоверные сведения об условиях содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области в указанный им период не представляется возможным в связи с уничтожением по истечению срока хранения соответствующей документации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции правильно исходил из того, что не представлены доказательства нарушения администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области квадратуры камер и количеству, находившихся в ней граждан, отсутствия отдельного спального места и невыдачи спальных принадлежностей. Кроме того, проверить и оценить вышеуказанные доводы административного истца не представляется возможным в связи с уничтожением книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области за 2009 год, камерных карточек на ФИО1, журналов учета моющих средств, сдаваемого (принимаемого) в стирку белья. Также судом правильно учтено обстоятельство обращения административного истца с административным исковым заявлением в январе 2023 года о защите прав, нарушенных, по мнению административного истца в 2009 году, т.е. спустя 14 лет после нахождения в следственном изоляторе, что лишило административного ответчика на представление доказательств, опровергающих факт ненадлежащих условий содержания ФИО1 в спорный период и проверку данных доказательств судом.
Также, по аналогичным основаниям в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и иные требования административного истца о нарушении в оспариваемый период условий его содержания.
Доводы административного истца о том, что ему не были направлены письменные возражения на административное исковое заявление, не является основанием для отмены судебного акта. При этом, судебная коллегия учитывает, что административный истец принимал участие в суде первой инстанции посредством видеоконференцсвязи и позиция административных ответчиков, изложенная в данных возражениях представителем ФИО2 до его сведения доведена.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: