Судья Ооржак А.М. Дело № 2а-980/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 7 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Салчак А.А.,
при секретаре Донгак О.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва к Михайлику Г.А. о взыскании задолженности по налогам по апелляционной жалобе административного ответчика Михайлика Г.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., объяснения представителя административного ответчика Михайлика В.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного истца Нурзет О.Т.,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее – налоговый орган, УФНС по РТ) обратилось в суд с административным иском к Михайлику Г.А. о взыскании задолженности по налогам на имущество, транспортному и земельному налогу, а также пени, указав, что мировым судьей судебного участка № 1 г. Кызыла выдан судебный приказ от 15.05.2020 года № 2а-1852 о взыскании недоимок по налогам. Однако 29.05.2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражения налогоплательщика. В отношении Михайлика Г.А. выставлены требования от 28.01.2019 года № 12565, от 25.12.2019 года № 47453 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. В установленный срок требования не исполнены. Просит взыскать с Михайлика Г.А. налог на имущество физических лиц в размере 1 010 руб., пени в размере 7,54 руб., транспортный налог в размере 4 508 руб., пени в размере 33,05 руб., земельный налог в размере 91 руб., пени в размере 1,29 руб., всего на общую сумму 7 215, 46 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 июня 2021 года административный иск налогового органа удовлетворён.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Михайлик Г.А. обратился в Верховный Суд Республики Тыва с апелляционной жалобой об отмене решения суда, указывая, что судьёй сделан произвольный вывод о получении им документов посредством личного кабинета налогоплательщика. Утверждает, что на сайте ФНС не регистрировался, сервисом «Личный кабинет налогоплательщика» не пользовался, в связи с чем довод административного истца о направлении требований в личный кабинет необоснован. Скриншоты электронных баз о регистрации личного кабинета, представленные административным истцом, не могут являться допустимым и достаточным доказательством, поскольку не опровергают его довод о возможном открытии личного кабинета другим лицом.
В судебное заседание административный ответчик Михайлик Г.А. не явился, извещён надлежащим образом.
В заседании суда представитель административного ответчика Михайлик В.Г. просил апелляционную жалобу удовлетворить, представитель административного истца – УФНС по РТ Нурзет О.Т. просила оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса (статья 45 НК РФ).
В статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Административным истцом сформировано требование от 28 января 2019 года № 12565 на сумму 2 357, 79 руб., в том числе пени - 32,79 руб.
Поскольку сумма задолженности не превышала 3 000 руб., то административный истец в суд не обращался.
Административным истцом сформировано требование от 25 декабря 2019 года № 47453 на сумму 4 857, 67 руб., в том числе пени - 22,67 руб.
Поскольку сумма превысила 3 000 рублей, то административный истец должен был обратиться в суд о взыскании задолженности по двум требованиям №№ 12565, 47453 в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Административный истец утверждает, что требование от 25 декабря 2019 года № 47453 направлено административному ответчику Михайлику Г.А. через личный кабинет.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день направления требований) предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового Кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
На основании пунктов 8-10, 15-17, 21 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утверждённого Приказом ФНС России от 30.06.2015 года № ММВ-7-17/260@ доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.04.2012, регистрационный номер 23952) (далее - Положение о ЕСИА).
Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).
Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль).
При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль.
Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика.
В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется.
В случаях утраты пароля или блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в налоговый орган, указанный в пункте 9 настоящего Порядка, с просьбой о выдаче ему нового пароля в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.
В случае получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения направление налогоплательщику налоговыми органами указанных документов (информации), сведений производится на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 15.1 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утверждённого приказом Приказ ФНС России от 22.08.2017 года № ММВ-7-17/617@, доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях:
а) выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика";
б) при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле "Прошу" реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика";
в) поступления сведений о факте смерти физического лица от органа, осуществляющего регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.
В случае прекращения доступа физического лица к личному кабинету налогоплательщика по основаниям, указанным в настоящем пункте, информация о таком лице исключается из информационного ресурса "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России.
Из ответа административного истца на запрос суда от 23 сентября 2021 года (т.1, л.д. 223) следует, что Михайлик Г.А. был зарегистрирован 13 октября 2015 года, ему была выдана регистрационная карта на подключение к личному кабинету налогоплательщика, однако в течение месяца он не сменил первичный пароль на постоянный, отказался от электронного сервиса 26 декабря 2019 года.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, административный ответчик Михайлик Г.А. отказался от пользования личным кабинетом налогоплательщика 26 декабря 2019 года в 17 часов 20 минут 32 секунды, о чём имеется регистрационная запись № 73539932 (т.1, л.д. 127), а требование об уплате налогов № 47453 через личный кабинет получено 26 декабря 2019 года в 20 часов 01 минуту (т.1 л.д. 224), то есть после того, как ему был прекращён доступ к личному кабинету.
В скриншоте о направлении требований, приложенном к административному иску административным истцом (т.1, л.д.47), вообще указана дата вручения требования № 47453 27 декабря 2019 года.
Поскольку административным истцом требование от 25 декабря 2019 года №47453 направлено Михайлику Г.А. через личный кабинет после того, как он, по данным налогового органа, отказался от пользования сервисом, требование в бумажном варианте ему не направлялось, то, следовательно, оно считается не направленным ему в установленном законом порядке.
Таким образом, административным истцом пропущен трёхмесячный срок, установленный статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования № 47453 административному ответчику.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что исходя из буквального толкования норм действующего законодательства направление требования об уплате налога № 47453 с нарушением установленного законом срока влечёт пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности, а также то, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска налогового органа.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 июня 2021 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворения административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи