ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-9864/20 от 12.05.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-9864/2020

Судья: Филиппов О.Д. Дело № 33а-1613/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 12 мая 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Бережневой С.В.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием административного истца Семеновой О.Н., представителя административного ответчика ЯМО по ИОВИП УФССП по РС (Я) - Реевой Н.А., представителя административного ответчика УФССП по РС (Я) – Петрова Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 03 декабря 2020 года по делу по административному иску Семеновой О.Н. к судебному приставу-исполнителю Якутского межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия) Реевой Н.А., Якутскому межрайонному отделению по исполнению особо важных исполнительных производств, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) о признании постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным, которым

постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Семеновой О.Н. - отказать.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Семенова О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав о том, что судебным приставом-исполнителем Якутского межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия) на основании исполнительного листа, выданного Якутским городским судом, было возбуждено исполнительное производство, предметом которого является освобождение жилых домов и земельного участка, расположенных по адресу .........., приобретенных по договору купли-продажи от 31 августа 2017 года. В обоснование своих требований указывает о том, что судебный пристав-исполнитель допустил произвольное толкование положений утвержденного определением суда мирового соглашения, что повлекло нарушение её прав. Просит признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от 16 сентября 2020 года № ....

Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным истцом.

В апелляционной жалобе Семенова О.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, что постановление вынесено без учета условий мирового соглашения, указанных в исполнительном листе. Кроме того, указано о процессуальных нарушениях, выраженных в не извещении судебного пристава-исполнителя, принявшего обжалуемое постановление.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Эти требования процессуального закона судом при разрешении настоящего административного дела соблюдены не были.

Так, определением Якутского городского суда РС (Я) от 19 июля 2019 года по делу по иску ВинокуроваС.И. к СеменовойО.Н., С., К.о расторжении договора купли-продажи жилых домов с земельным участком, возложении обязанности освободить жилой дом, оплатить жилищно-коммунальные услуги, взыскании штрафа, пени, убытков, судебных расходов утверждено мировое соглашение, согласно которому истец отказывается от требований о расторжении договора купли-продажи жилых домов с земельным участком от 31.08.2017 г., освобождении жилых домов и земельного участка, расположенных по адресу: .........., возложении обязанности по оплате коммунальных услуг, взыскании штрафа, пени, убытков. Ответчики при этом обязались уплатить истцу сумму задолженности по договору в размере .......... руб. .......... коп. в срок до30 декабря 2019 г. (до 30 сентября 2019 г. - сумму в размере .......... руб., до 30 декабря 2019 г. - сумму в размере .......... руб. .......... коп.), убытки в размере судебных расходов .......... руб. и .......... руб. по оформлению нотариальной доверенности и по уплате государственной пошлины в5-дневный срок с момента заключения настоящего мирового соглашения, пени в размере .......... руб. за просрочку оплаты по договору в срок до15 августа 2019 г., задолженность по оплате за коммунальные услуги (электроэнергия, газ) по состоянию на 01.08.2019 г. в срок до01 августа 2019 г., с 01.08.2019 г. оплачивать коммунальные услуги не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. В случае неисполнения достигнутых договоренностей стороны возвращаются к тем объемам задолженности, а также неустоек или обязательств, которые явились предметом рассмотрения до заключения мирового соглашения.

19.07.2019 г. Якутским городским судом РС (Я) взыскателю выдан исполнительный лист № ..., на основании которого 16.09.2020 г. судебным приставом-исполнителем Якутского межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ... в отношении Семеновой О.Н. с указанием предмета исполнения – освобождение жилых домов, расположенных по адресу ...........

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствовали, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа.

Оснований согласиться с выводами суда не представляется возможным, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 153.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим мировым соглашением.

Согласно ч. 2 ст. 153.11 ГПК РФ мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

Статья 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) к задачам исполнительного производства относит правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Согласно статье 12 Закона № 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов (пункт 1 части 1). В исполнительном листе должна быть указана, среди прочего, резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 13).

В рассматриваемом случае между сторонами по гражданскому делу было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым ответчики, в том числе Семенова О.Н., обязались уплатить истцу Винокурову С.И. денежные суммы – задолженность по договору купли-продажи, судебные расходы, пени, задолженность по оплате за коммунальные услуги. Условия данного соглашения изложены в резолютивной части определения суда о прекращении производства по делу и в исполнительном листе.

Возбуждение исполнительного производства по предмету исполнения – освобождение жилых домов - не соответствует приведенному судебному акту, не содержащему указание о расторжении договора и возложении на ответчиков, в частности, Семенову О.Н., обязанности по освобождении жилых домов и земельного участка, тем самым оспариваемое постановление противоречит задачам и принципам исполнительного производства и нарушает права административного истца.

Учитывая вышеизложенное, решение суда в силу ч. 3 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене.

В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Принимая по данному делу новое решение, судебная коллегия, учитывая изложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 03 декабря 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

Административный иск Семеновой О.Н. удовлетворить: постановление судебного пристава-исполнителя Якутского Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) о возбуждении исполнительного производства от 16 сентября 2020 года № ... признать незаконным и отменить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Дьяконова З.С.

Бережнева С.В.