Судья: Гуторова Е.В. Дело №33а-3825-2019 г.
№2а-991/086-2019 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 26 ноября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Шуваевой Е.И.,
судей: Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,
при секретаре: Орлове А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курского района Курской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пашковского сельсовета Курского района Курской области, Администрации Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утвержденных органом местного самоуправления, в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде и о возложении обязанности утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме, согласно утвержденному плану-графику, поступившее по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Курского района Курской области Ховалкина Е.С. на решение Курского районного суда Курской области от 27 августа 2019 г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав прокурора Казимирову Е.Ю. поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения на нее представителя административного ответчика главы администрации Пашковского сельсовета Курского района Курской области ФИО1, представителя заинтересованного лица администрации Курского района Курской области ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Курского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации Пашковского сельсовета Курского района Курской области, Администрации Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме утверждаемых органом местного самоуправления, в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде и о возложении обязанности утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и организовать предоставление муниципальных услуг, указанных в постановлении Пашковского сельсовета Курского района Курской области №133 от 14.11.2018 г., в электронной форме.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с информационным письмом прокуратуры Курской области от 17.05.2019 г. №07-14-2019 прокуратурой Курского района Курской области проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере предоставления услуг, в том числе портала государственных и муниципальных услуг Курской области (rpgu.rkursk.ru), расположенного в сети «Интернет» и установлено, что администрацией Пашковского сельсовета Курского района Курской области муниципальные услуги указанные в постановление №133 от 14.11.2018 г. не предоставляются в электронной форме, поскольку предоставляется только одна услуга в электронной форме это – «предоставление архивной информации по документам архивного фонда Курской области и другим архивным документам (выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий)», что подтверждается отсутствием информации на региональном портале государственных и муниципальных услуг Курской области (rpgu.rkursk.ru) и федеральном портале государственных и муниципальных услуг (www/gosuslugi.ru), актом проверки от 25.06.2019 г. и не отрицается администрацией сельского совета, что свидетельствует о невыполнении администрацией Пашковского сельсовета требований Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так как до настоящего времени не утверждены планы-графики перехода на предоставление всех муниципальных услуг в электронной форме, неисполнение этой обязанности создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, влияет на их качество и доступность, в связи с чем просил обязать администрацию Пашковского сельсовета Курского района Курской области в течение 2 месяцев и 1 года с момент вступления решения суда в законную силу утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме согласно утвержденному плану-графику, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществления в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора Курского района Курской области.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Курского района Курской области, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика Администрации Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ).
Согласно п.2 ч.2 указанного закона, муниципальная услуга - это предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;
Согласно ст.3 Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу п.п.1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Переход на предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде согласно п.1 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительных органом государственной власти субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления.
План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. №1555-р с утверждением Перечня мер, осуществляемых на этапах перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.
Этим же распоряжением на Минэкономразвитие России и Минкомсвязь России возложена обязанность в установленном порядке предоставить в Правительство Российской Федерации проекты перечней государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) в электронном виде соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, а также государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде соответственно Федеральными учреждениями, учреждениями субъектов Российской Федерации или муниципальными учреждениями.
Сводный перечень, первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде, учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в рамках полномочий Российской Федерации переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с описанием этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде утверждены Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р Приложение № 1, Приложение № 1(1), Приложение № 2.
Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электроном виде, предусмотренных приложением № 1 и 1(1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения № 2 распоряжения Правительства РФ №1993-р от 17.12.2009 г.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. №1993-р, Администрацией Курской области принято распоряжение №651-ра от 28.12.2010 г. о переходе на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями Курской области и муниципальными учреждениями с утверждением плана перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами государственной власти, органами местного самоуправления Курской области.
Указанным распоряжением утверждены: план перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Курской области, учреждениями Курской области и муниципальными учреждениями и план перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Курской области, учреждениями Курской области и муниципальными учреждениями в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам исполнительной власти Курской области, в которых приведены следующие сведения: наименование услуги в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. №1993-р; наименование услуги (функции), предоставляемой в Курской области; ответственный исполнитель; сроки реализации этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с разбивкой на 5 этапов.
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2011 г. №2415-р высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в 2-х месячный срок утвердить планы перевода предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг (функций) не включенных в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг в рамках полномочий Российской Федерации переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1993-р, и обеспечить реализацию указанных планов с установлением срока их выполнения.
Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 г. утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, которым рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечения их доступности со сроками реализации отдельных ее положений до 2020 г.
В соответствии с указанной Концепцией, в целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, постановлением Правительства Курской области от 13.07.2016 г. №507-па «О перечне услуг, для которых предусмотрена возможность предоставления их в электронной форме» утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, для которых предусмотрена возможность предоставления их в электронной форме в количестве 75 наименований.
Постановлением администрации Пашковского сельсовета Курской области «Об утверждении перечня муниципальных услуг Администрации Пашковского сельсовета Курского района Курской области» №133 от 14.11.2018 г. утвержден Перечень муниципальных услуг, состоящих из 16 наименований без указание на предоставление их в электронной форме.
Таким образом, из приведенных норм Федерального закона и подзаконным актов не следует, что на момент предъявления настоящего иска административный ответчик обязан был перевести все оказываемые им муниципальные услуги в электронную форму.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении настоящего административного иска, в связи с тем, что перечисленные в постановление №133 от 14.11.2018 г. муниципальные услуги не были включены в перечни государственных и муниципальных услуг, предусмотренных распоряжением Администрации Курской области №651-ра от 28.12.2010 г. и постановлением Администрации Курской области от 13.07.2016 г. №507-па, как услуг, оказываемых в электронной форме, является правильным.
С данным выводом суда, следует согласиться, так же и потому, что ни Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, ни распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. №1993-р не возлагало на органы местного самоуправления обязанность перевода всех оказываемых муниципальных услуг в электронную форму, тем более в соответствии с этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде указанными в Приложении № 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. №1993-р носило для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления рекомендательный характер.
Кроме того, на официальном сайте МО «Пашковский сельсовет» Курского района размещена информация о предоставляемых услугах, административные регламенты предоставления муниципальных услуг, необходимая информация по административным регламентам предоставления муниципальных услуг внесена в реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Курской области и опубликована на Едином портале государственных и муниципальных услуг https://gosuslugi.ru и на Едином портале государственных и муниципальных услуг Курской области, что свидетельствует о том, что администрация Пашковского сельсовета Курской области незаконного бездействия не допустила.
Доводы апелляционного представления со ссылкой на п.6 ст.4, п.3 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ о том, что приведенные нормы предусматривают безусловное право получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме являются несостоятельными, так как сделаны на неверном применении норм материального права, а именно п.6 ст.4, который предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг исключительно в электронной форме, а предусматривает такую форму как одну из ряда возможных форм получения указанных услуг.
Утверждения апелляционного представления о том, что распоряжение Правительства РФ №1993-Р от 17.12.2009 г. носит обязательный характер противоречит п.3 указанного распоряжения и положениям п.1 ч.4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, которые предусматривают поэтапный перевод на оказание муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с планами-графиками утверждаемыми самими органами местного самоуправления.
Кроме того, апелляционное представление не содержит ни одной ссылки на Федеральный закон или иной нормативно-правовой, который бы устанавливал дату окончания перевода всех государственных и муниципальных услуг в электронную форму.
Напротив, Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 г. свидетельствует о том, что на момент ее принятия отсутствовали необходимые условия для предоставления всех видов государственных и муниципальных услуг в электронном виде, тем боле органами местного самоуправления.
Таким образом, апелляционное представление не содержит доводов, влекущих отмену судебного решения, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих в безусловном порядке отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционного представления старшего помощника прокурора Курского района Курской области.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Курского районного суда Курской области от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционное представления - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: