<данные изъяты> | Дело №2а-994/2019 | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | Дело №33а-6840/2019 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2019 года в городе Архангельске административное дело по апелляционному представлению и.о. Приморского межрайонного прокурора Архангельской области на решение Приморского районного суда Архангельской области от 31 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Талажское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации горячего водоснабжения населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области, обязании организовать снабжение населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области горячей водой, соответствующей по качеству санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Требования мотивировал тем, что прокуратурой по обращению Е.И.И. проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что администрация МО «Талажское» бездействует и не принимает должных мер по организации централизованного горячего водоснабжения на территории д. Повракульская. В период с 1998 по 2000 годы система централизованного горячего водоснабжения в д. Повракульская введена в эксплуатацию, в 2018 году в связи с дорогостоящими восстановительными работами на основании экспертного заключения сети горячего водоснабжения списаны с баланса МО «Талажское». Согласно техническим паспортам от 1996 года на многоквартирные жилые дома, расположенные в д. Повракульская, в них предусматривалось горячее водоснабжение. В 2012 году органом местного самоуправления в техническую документацию внесены изменения, в том числе об исключении сведений о наличии горячего водоснабжения. По сообщению управляющей организации ООО «<данные изъяты>» дома приняты в управление в июле 2016 года без обязанности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Право выбора конкретных мер по организации централизованного горячего водоснабжения принадлежит непосредственно муниципальному образованию. Бездействие администрации МО «Талажское» по организации бесперебойного горячего водоснабжения населения муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 1 п. 1.1 соглашения от 05.10.2015 о передаче отдельных полномочий администрации МО «Талажское», организация водоснабжения населения является вопросом местного значения соответствующего сельского поселения. В настоящее время услуга по горячему водоснабжению не оказывается, горячая вода в части жилых помещений имеется путем установки в квартирах водонагревателей самостоятельно гражданами. При этом часть населения проживает без горячей воды.
В судебном заседании представитель административного истца Рудный А.Н. требования поддержал, пояснил, что объем предоставляемых населению услуг определяется степенью благоустройства жилого дома, в котором граждане проживают. Учитывая, что жилой дом <адрес> в д. Повракульская оборудован системой горячего водоснабжения, администрация МО «Талажское» обязана обеспечить население горячим водоснабжением.
Административный ответчик и заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, просили о рассмотрении дела без их участия.
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области в представленном отзыве заявленные требования полагало обоснованными.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Суд принял решение, которым в удовлетворении административного иска заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Талажское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации горячего водоснабжения населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области, обязании организовать снабжение населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области горячей водой, соответствующей по качеству санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» отказал.
С указанным выше решением не согласился административный истец и в поданном апелляционном представлении просит его отменить, иск удовлетворить.
Указал, что основанием для обращения в суд явилась утрата имевшего место централизованного водоснабжения не одного конкретного дома, а всех 26 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории д. Повракульская. То, что централизованное горячее водоснабжение всего населенного пункта и данных домов имелось, а жильцы каждой квартиры этих домов обеспечивались органами местного самоуправления горячей водой, ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В 1994 году органы местного самоуправления не обеспечили надлежащее содержание централизованной системы горячего водоснабжения в д. Повракульская, чем был допущен выход ее из строя. При этом вместо приятия мер к восстановлению горячего водоснабжения органами местного самоуправления совершены действия, направленные на полное снятие с себя обязанности по обеспечению населения горячим водоснабжением: в 2012 году внесены изменения в технические паспорта многоквартирных домов об исключении сведений об обеспеченности горячим водоснабжением; в 2018 году сети горячего водоснабжения списаны с баланса; издано постановление главы МО «Талажское» от 17.03.2018 №36 об определении степени благоустройства жилых помещений, согласно которому горячее водоснабжение как вид благоустройства жилых помещений, расположенных в д. Повракульская, отсутствует, то есть было исключено.
Схемой централизованного горячего водоснабжения в населенном пункте предусматривалось обеспечение жителей бесперебойным и круглосуточным горячим водоснабжением. Именно с такой степенью благоустройства в 1986 году возведены многоквартирные дома, а затем жилые помещения в них приобретены гражданами, но в результате бездействия администрации МО «Талажское» степень благоустройства жилых помещений снижена, а перевод абонентов на иную систему горячего водоснабжения не осуществлен, что ведет к нарушению прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав представителя административного истца Малышева Я.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7 Устава МО «Талажское» органы местного самоуправления МО «Талажское» вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Приморского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета МО «Талажское» в бюджет МО «Приморский муниципальный район» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
По соглашению о передаче полномочий администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Талажское» от 16.12.2015 администрация МО «Приморский муниципальный район» передала администрации МО «Талажское» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области по обращению Е.И.И. проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что сети горячего водоснабжения на территории д. Повракульская Приморского района Архангельской области не эксплуатируются с 1994 года в связи с размораживанием.
Согласно техническому паспорту от 22.04.1993 многоквартирный жилой дом <адрес> в д. Повракульская, в котором проживает Е.И.И., одним из видов благоустройства предусматривал горячее водоснабжение. Из технического паспорта на указанный жилой дом от 23.07.2012 следует, что в степени благоустройства дома отсутствует горячее водоснабжение.
Из объяснения, отобранного в ходе проведения прокурорской проверки у врио главы МО «Талажское» Куваевой О.В., усматривается, что сети горячего водоснабжения эксплуатировались с 1990 по 1994 годы, после чего ввиду аварии на сетях электроэнергии сеть горячего водоснабжения разморожена, застой воды привел к повреждению труб ГВС, система централизованного горячего водоснабжения в д. Повракульская выведена из эксплуатации. В 2012 году в техническую документацию домов, где имелась централизованная система горячего водоснабжения, внесены изменения, в том числе исключены сведения о наличии ГВС. В настоящее время горячее водоснабжение организовано путем использования населением индивидуальных водонагревателей. На общем собрании собственников принято решение об использовании индивидуальных водонагревателей в доме <адрес> в д. Повракульская. Сведениями об отсутствии в жилых помещениях многоквартирных домов водонагревателей администрация не располагает.
В материалах дела имеется экспертное заключение №, подготовленное ООО «<данные изъяты>», согласно которому система ГВС в д. Повракульская Приморского района Архангельской области находится в аварийном техническом состоянии, дальнейшая эксплуатация системы не представляется возможной. Нормативный срок службы сети превышен – 28 лет при норме 15-20 лет, износ системы 81 %.
31.12.2018 по акту № сети горячего водоснабжения списаны с баланса МО «Талажское».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома.
Вышеуказанное постановление определяет степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома как качественную характеристику многоквартирного дома или жилого дома, определяемую наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с данным постановлением горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Установлено, что постановлением главы МО «Талажское» от 23.03.2018 №36 «Об определении степени благоустройства жилых помещений на территории МО «Талажское», благоустроенными жилыми помещениями, применительно к условиям д. Повракульская признаны жилые помещения, находящиеся в зданиях и жилых домах капитального типа, с наружными стенами из дерева, кирпича, крупнопанельных плит, отвечающие установленным техническим и санитарным требованиям благоустройства: централизованное электроснабжение, централизованное отопление, централизованное водоотведение, централизованное холодное водоснабжение.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах в д. Повракульская, согласно вышеуказанному нормативному правовому акту, который не оспорен, не предусмотрено горячее водоснабжение. Кроме того, система горячего водоснабжения в населенном пункте отсутствует.
Доказательств наличия оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, с использованием которого возможно предоставление данной коммунальной услуги, административным истцом не представлено.
Более того, прокурором заявлены исковые требования об организации органом местного самоуправления снабжения населения горячей водой, соответствующей по качеству санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Вышеуказанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Поскольку централизованная система водоснабжения в населенном пункте отсутствует, организация горячего водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, то есть в соответствии с заявленными исковыми требованиями, невозможна.
На основании вышеизложенного, исходя из предмета иска, установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Приморского межрайонного прокурора Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи И.А. Пыжова
Т.Н. Рудь