ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-994/2022 от 14.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кузовлева И.С. Дело № 2а-994/2022

УИД 39RS0001-01-2021-009109-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2022 года №33а-2431/2022

город Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Королевой Н.С.,

судей Шкуратовой А.В., Тимощенко Р.И.,

при секретаре Юдиной Т.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зарецкой ФИО14 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зарецкой ФИО16, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО15, к администрации городского округа «Город Калининград», комитету городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград», начальнику управления благоустройства, озеленения и экологии комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград», заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Калининградской области об оспаривании решений.

Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения представителя администрации городского округа «Город Калининград» и комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» Балабаева Ю.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Вознюк О.Б., оставившей разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зарецкая О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО17 обратилась в суд с названным выше административным иском, в котором просила признать незаконными решения начальника управления благоустройства, озеленения и экологии комитета городского хозяйства и строительства Орлова А.В. о проведении формовочной обрезки деревьев от 12 августа 2021 года №038-16/фгр-175-989 и от 6 сентября 2021 года №038-16/фгр-194-1102, принятые по ее обращениям от 19 июля 2021 года и от 14 августа 2021 года об обследовании зеленых насаждений на земельном участке с целью восстановления нормативного светового режима в принадлежащей истцам квартире; обязать начальника управления благоустройства, озеленения и экологии Орлова А.В. принять новые решения о вырубке деревьев согласно ее обращениям и соответствии с заключением эксперта; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» возместить ей понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовых расходов в сумме 98,30 рублей.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, в её обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального закона; на несоответствие выводов суда об отсутствии нарушения ее прав обстоятельствам дела, которыми подтверждается произрастание спорных зеленых насаждений на расстоянии, не соответствующем пункту 2.4 СанПин 2.1.2.2645-10, в связи с чем нарушена естественная освещенность в помещениях ее квартиры.

Администрацией городского округа «Город Калининград» представлены письменные возражения по доводам апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником квартиры

01 июня 2021 года ФИО1 обратилась в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области по вопросу затенения кухни принадлежащей ей квартиры близко растущим от дома деревом.

Ответом руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 23.06.2021 года №39-00-08/20-3202-2021 ФИО1 проинформирована о несоответствии коэффициента естественного освещения в кухне требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (заключение эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1045.737.К.П.14 от 11 июня 2021 года), разъяснено о праве обращения в администрацию ГО «Город Калининград» для решения вопроса о вырубке или обрезке зеленых насаждений (л.д. 24).

19 июля 2021 года ФИО1 обратилась в комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о проведении обследования зеленых насаждений на земельном участке по указанному выше адресу с целью принятия мер для восстановления нормативного светового режима в помещении кухни её квартиры, затеняемого зелеными насаждениями (л.д.80-81), приложив к заявлению заключение эксперта аккредитованного учреждения - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1045.737.К.П.14 от 11 июня 2021 года о несоответствии коэффициента естественного освещения в кухне квартиры

Ответом от 12 августа 2021 года №038-16/фгр-175-989 комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» проинформировал ФИО1 о том, что по результатам рассмотрения обращения от 19 июля 2021 года комиссией по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа «Город Калининград» проведено обследование зеленых насаждений, указанных в обращении, и оформлена разрешительная документация на проведение формовочной обрезки сирени и алычи, произрастающих на придомовой территории по вышеуказанному адресу (акт о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений от 29 июля 2021 года № 889). Оригинал акта направлен в ООО «Экономъ Калининград» для организации выполнения необходимых работ (л.д.23).

Кроме того, 12 июля 2021 года ФИО1 обратилась в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области по вопросу затенения жилой комнаты принадлежащей ей квартиры близко растущим от дома деревом.

Ответом руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 26.07.2021 года №39-00-08/20-4005-2021 ФИО1 проинформирована о несоответствии коэффициента естественного освещения в жилой комнате квартиры требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (заключение эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1045.737.К.П.14 от 11 июня 2021 года), разъяснено о праве обращения в администрацию ГО «Город Калининград» для решения вопроса о вырубке или обрезке зеленых насаждений (л.д. 24).

14 августа 2021 года ФИО1 подала в комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» заявление об обследовании зеленых насаждений на земельном участке по тому же адресу с целью восстановления нормативного светового режима в помещении жилой комнаты, затеняемом зелеными насаждениями, (л.д.73-74, с приложением заключения эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1313.894.К.П.14 от 19 июля 2021 года о несоответствии коэффициента естественного освещения в жилой комнате (л.д.35).

Ответом от 06 сентября 2021 года №038-16/фгр-194-1102 комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» сообщил ФИО1 о том, что ранее аналогичное её обращение было рассмотрено, оформлена разрешительная документация на проведение формировочной обрезки сирени и алычи, которая направлена в ООО «Экономъ Калининград». Дополнительно указано о том, что установить точное количество зеленых насаждений, затеняющих жилое помещение, не представляется возможным в связи с отсутствием в пакете документов Акта санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с описанием и количеством зеленых насаждений, затеняющих квартиру

На день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции формовочная обрезка не проведена.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе и по инсоляции, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Инсоляция является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых зданий и территорий регламентированы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно заключениям эксперта аккредитованной организации, проводившей измерения освещенности помещений квартиры истицы, - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1045.737.К.П.14 от 11 июня 2021 года, №М.1313.894.К.П.14 от 19 июля 2021 года, коэффициент естественного освещения в жилой комнате и кухне квартиры ФИО1 не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Как видно из акта санитарно-эпидемиологического обследования №А.211.737.КП14 от 11 июня 2021 года, составленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области», на придомовой территории с левого торца дома, с южной стороны, напротив окна угловой комнаты растет многоствольное дерево лиственной породы с разросшейся кроной, расстояние от стены дома до оси ствола дерева 1,3 м, общий диаметр разросшейся кроны более 4,5 м, верхушка дерева выше уровня 3 этажа дома; с восточной стороны дома напротив наружной стены с оконным блоком растут два дерева лиственных пород (трехствольное и четырехствольное с разросшимися кронами, расстояние от стены дома до оси стволов деревьев 2,8 – 2,9 м, общий диаметр разросшейся кроны более 9 м, высота деревьев выше уровня 3-4 этажей дома, ветви деревьев доходят до торцевой стены кухни. На момент обследования в угловой комнате и кухне квартиры сумрачно (л.д.29-30).

Согласно пункту 2.6.11 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, деревья и кустарники следует высаживать в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, в частности, регламентируются расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (СНиП), согласно которым ствол дерева должен располагаться от наружных стен зданий и сооружений на расстоянии 5 метров от оси указанного дерева. При этом приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром крон не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

Законом Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 100 «Об охране зеленых насаждений» предусмотрено проведение вырубки (сноса), обрезки и/или пересадки зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Калининградской области в целях восстановления нормативного светового режима в помещениях, затемняемых зелеными насаждениями, на основании экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы статьи (пункт 3 часть 1 статьи 4).

При этом вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. Условия выданной разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений обязательны для соблюдения и не подлежат изменению в течение срока ее действия (часть 2 статьи 4).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 04 марта 2020 года №42 утвержден Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград», в соответствии с которым порядок оформления и выдачи порубочного билета, порядок оформления и выдачи (направления) акта о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений устанавливаются регламентами.

Разрешительная документация (специальное разрешение на вырубку (снос), обрезку и (или) пересадку зеленых насаждений) - документы, разрешающие вырубку (снос), и/или обрезку, и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград», оформленные в форме порубочного билета, акта о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений или приказа уполномоченного органа администрации «О разрешенном периоде производства работ по обрезке зеленых насаждений».

Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13 марта 2015 года №424 (в редакции от 24 декабря 2020 года) утвержден административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче порубочного билета на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград», который определяет последовательность административных процедур и административных действий должностных лиц комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» и специалистов муниципального казенного учреждения городского округа «Город Калининград» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в процессе предоставления муниципальной услуги.

Распоряжением администрации городского округа «Город Калининград» от 8 сентября 2020 года №384-р создана комиссия по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа «Город Калининград» (вместе с «Положением о комиссии по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа «Город Калининград»).

Комиссия создана для проведения обследования зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград» в целях оформления разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, оценки выполненных объемов и качества работ по компенсационному озеленению.

Задачами комиссии являются проведение натурных обследований зеленых насаждений и оценка их состояния.

По результатам проведенного натурного обследования оформляется акт обследования, или акт освидетельствования, или акт оценки объемов и качества выполненных работ по компенсационному озеленению (далее - акт комиссии).

Оформленные и утвержденные акты комиссии передаются в уполномоченный орган администрации для оформления разрешительных документов или для принятия мер реагирования по установленным комиссией фактам, а также для ведения учета зеленых насаждений.

Установив факт проведения по заявлениям ФИО1 соответствующей комиссией обследования зеленых насаждений, факт выдачи акта о проведении формовочной обрезки деревьев, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из оснований и цели обращений административного истца поданные ею заявления рассмотрены административным ответчиком в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска, указав на отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Действительно, 27 июля 2021 года в связи с первым обращением ФИО1 в комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» комиссией по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории ГО «Город Калининград» проведено обследование зеленых насаждений, произрастающих на придомовой территории многоквартирного дома.

Согласно составленному акту обследования зеленых насаждений от 27 июля 2021 года № 1086 определить точное количество зеленых насаждений, затеняющих жилое помещение, установить не представляется возможным (л.д. 91-92).

По результатам обследования установлена необходимость формовочной обрезки сирени и алычи с сильно разросшейся кроной, выдан акт №889 от 29 июля 2021 года о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений (л.д.89-80).

В соответствии с пунктами 2.13, 7.2 Порядка выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград» акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений должен содержать предельный срок исполнения предписания о проведении соответствующих мероприятий.

В нарушение данной нормы срок выполнения работ по акту не установлен.

По второму обращению административного истца в связи с затенением окна жилой комнаты обследование зеленых насаждений не проводилось, ответ подготовлен административным ответчиком на основании ранее проведенного обследования по обращению ФИО1 с жалобой на затенение окна кухни.

При этом окно кухни и окно комнаты выходят на разные части света (на южную и восточную).

Более того, из акта от 29 июля 2021 года №889 о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений следует, что предписание о проведении формовочной обрезки алычи и сирени выдано в целях предотвращения аварийной ситуации, т.е. по существу обращение ФИО1, связанное с затенением помещений квартиры произрастающими на придомовом участке деревьями, не рассмотрено.

Следует отметить, что формовочная обрезка – это обрезка деревьев, проводимая с целью придания кроне дерева заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей и/или обрезка кустарников, проводимая с целью придания кустарнику заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей (п. 1.3 Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград»).

Вместе с тем целью обращения ФИО1, проживающей на первом этаже многоквартирного дома, было не придание зеленым насаждениям, выросшим до уровня третьего этажа, заданной формы, а устранение нарушений нормативного освещения помещений квартиры, затеняемой данными насаждениями, высаженными с нарушением нормативного расстояния до стены многоквартирного дома.

Отказывая в административном иске, суд исходил также из того, что ФИО1 не лишена возможности обратиться с заявлением в администрацию ГО «Город Калининград» о выдаче порубочного билета, если полагает, что только путем вырубки зеленых насаждений возможно привести освещение помещений квартиры в соответствие с нормативными требованиями.

Вместе с тем, и акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки, пересадки зеленых насаждений, и порубочный билет являются разрешительными документами для осуществления, в том числе вырубки зеленых насаждений, только последний предусматривает выплату заинтересованным лицом компенсационной стоимости.

Поскольку ФИО1 обратилась с заявлениями о проведении обследования зеленых насаждений в целях восстановления нормативного освещения жилого помещения, у неё отсутствует как необходимость, так и обязанность отдельного обращения по вопросу выдачи порубочного билета, включая обязанность по уплате компенсационной стоимости либо по проведению компенсационных мероприятий.

Из акта санитарно-эпидемиологического обследования от 11 июня 2021 года (л.д.29), протоколов измерений физических факторов (Освещенность) №21220 от 11 июня 2021 года (л.д.26-27 ) и №25866 от 19 июля 2021 года (л.д.33-34); заключений эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» №М.1045.737.К.П.14 от 11 июня 2021 года и №М.1313.894.К.П.14 от 19 июля 2021 года следует, что уровень освещенности жилых помещений квартиры ФИО1 не соответствует нормативному, в нем зафиксировано произрастание на придомовой территории многоквартирного жилого дома зеленых насаждений, расстояние от ствола которых до внешней стены дома не соответствует требованиям.

Данное обстоятельство административным ответчиком оставлено без внимания, обследование зеленых насаждений по обращениям ФИО1 проведено формально, в нарушение требований нормативных актов срок, в который управляющей организации предписано произвести формовочную обрезку в акте о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений не установлен, в связи с чем такая обрезка на день вынесения апелляционного определения не проведена.

Частью 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в частности, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По изложенным выше мотивам оспариваемые административным истцом решения административного ответчика нельзя признать соответствующими закону.

Определяя способ устранения допущенного нарушения прав административного истца, судебная коллегия считает необходимым возложить на комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» обязанность повторно рассмотреть обращения ФИО1 от 19 июля 2021 года и от 14 августа 2021 года о проведении обследования зеленых насаждений на территории ГО «Город Калининград».

Предложенная административным истцом восстановительная мера о возложении на административного ответчика обязанности по вырубке зеленых насаждений не может быть принята, поскольку суд, рассматривая спор, не подменяет собой органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность по принятию испрашиваемого решения; суд не осуществляет административные функции, свойственные публичной администрации, а защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

На основании изложенного решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 01 марта 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска ФИО1 и признании незаконными решений начальника управления благоустройства, озеленения и экологии комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО2 от 12 августа 2021 года №038-16/фгр-175-989 и от 06 сентября 2021 года №038-16/фгр-194-1102 незаконными с возложением на комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» обязанности повторно рассмотреть обращения ФИО1 от 19 июля 2021 года и от 14 августа 2021 года о проведении обследования зеленых насаждений на территории ГО «Город Калининград».

Кроме того, взысканию с администрации ГО «Город Калининград» в пользу ФИО1 подлежат расходы по уплате государственной пошлины и почтовые расходы в общей сумме 398,30 руб., понесенные административным истцом по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 01 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение которым иск ФИО1, действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, об оспаривании решений удовлетворить: признать незаконными решения начальника управления благоустройства, озеленения и экологии комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО2 от 12 августа 2021 года №038-16/фгр-175-989 и от 06 сентября 2021 года №038-16/фгр-194-1102 незаконными, обязать комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» повторно рассмотреть обращения ФИО1 от 19 июля 2021 года и от 14 августа 2021 года о проведении обследования зеленых насаждений на территории ГО «Город Калининград».

Взыскать с администрации ГО «Город Калининград» в пользу ФИО1 судебные расходы в общей сумме 398,30 руб.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: