ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-997/20 от 09.12.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0037-02-2020-001276-68

Дело № 2а-997/2020

(№ 33а-4136/2020) судья – Тиранова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н,

судей Сельховой О.Е. и Сергуненко П.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Тумановой Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Никитушкиной И.Н.

административное дело по апелляционной жалобе Агамаляна Л.С. на решение Калининского районного суда Тверской области от 18.09.2020

по административному исковому заявлению Куликова Г.Ю. к муниципальному учреждению Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области об оспаривании решения о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решения Совета депутатов и об исключении из ЕГРЮЛ записи,

установила:

05.06.2020 Куликов Г.Ю. обратился в суд с приведенным административным иском, уточнив свои требования просил:

признать незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22.07.2019 об избрании Агамаляна Л.С, исполняющим обязанности главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области;

признать незаконным решение МИФНС России № 12 по Тверской области от 18.11.2019 о государственной регистрации изменений в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером (ГРН)№ ;

возложить на регистрирующий орган МИФНС России № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером (ГРН) № 18.11.2019.

Административный истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести существенному нарушению и препятствиям в реализации законных интересов административного истца как исполняющего обязанности высшего должностного лица поселения, а также осуществляющего управление работой Совета депутатов поселения.

В обоснование административного искового заявления указано, что Куликов Г.Ю. является депутатом Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от 17.12.2015 № 127 «О заместителе Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» Куликова Г.Ю., как депутата Совета депутатов Михайловского сельского поселения третьего созыва, избрали заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» на срок до вступления в должность Главы «Михайловского сельского поселения.

Вышеуказанным решением на административного истца, как на заместителя Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение», возложено исполнение обязанностей Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» в связи с отсутствием Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» по причине досрочного прекращения полномочий.

До настоящего времени на законных основаниях Глава муниципального образования «Михайловское сельское поселение» не избран.

Советом депутатов Михайловского сельского поселения не принималось законных решений о возложении на иное лицо исполнения обязанностей Главы Михайловского сельского поселения.

Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18.05.2020, выданной МИФНС России № 12 по Тверской области, лицом, исполняющим обязанности главы Михайловского сельского поселения, является Агамалян Л.С. Государственный регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения о Агамаляне Л.С. как исполняющим обязанности главы поселения –№ 18.11.2019. Основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений об Агамаляне Л.С. как исполняющим обязанности главы поселения послужило заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, поступившее в МИФНС № 12 по Тверской области 11.11. 2019 по форме Р14001.

Административный истец считает, что заявление от 11.11.2019, на основании которого в ЕГРЮЛ внесены сведения об Агамаляне Л.С. как исполняющим обязанности главы поселения является незаконным.

Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района не принимал законных решений о возложении на Агамаляна Л.С. исполнения обязанностей Главы поселения и предоставления ему полномочий без доверенности действовать от имени юридического лица.

Начиная с 17.12.2015, с даты вынесения решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Куликовым Г.Ю. исполняются обязанности Главы сельского поселения, в связи с чем, только у административного истца имеются полномочия действовать без доверенности от имени муниципального образования и руководить работой Совета депутатов поселения, в том числе созывать очередные и внеочередные заседания Совета депутатов и председательствовать на этих заседаниях.

Совет депутатов Михайловского сельского поселения в установленном порядке не принимал решения о прекращении полномочий административного истца, об избрании нового Главы поселения, в том числе Агамаляна Л.С., о наделении других лиц правом действовать без доверенности от имени муниципального образования и Совета депутатов. Так же не рассматривался вопрос о необходимости обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в частности Агамаляна Л.С.

Заседания Совета депутатов по перечисленным вопросам в установленном порядке не созывались и не проводились.

Административным истцом 11.11.2019 в МИФНС № 12 по Тверской области заявления об изменении сведений в отношении указания Агамаляна Л.С. исполняющим обязанности главы поселения не подавалось, и никому не поручалось подавать такое заявление.

Куликов Г.Ю. считает, что вышеуказанное заявление в МИФНС № 12 по Тверской области подписано неуполномоченным лицом. Приложенные к указанному заявлению документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, незаконны.

На протяжении 2018 и 2019 годов депутаты Совета депутатов Михайловского сельского поселения Филатенко В.В., Белов А.Б., руководствуясь личными интересами, предпринимали попытки внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся указания их в качестве исполняющих обязанности Главы сельского поселения, представляя документы, на основании которых регистрирующий орган вносил изменения. Судом по итогам рассмотрения административных исков Куликова Г.Ю. внесенные изменения признавались недействительными и в ЕГРЮЛ делались отметки о недействительности этих изменений.

В ходе подготовки к рассмотрению дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное учреждение Совет депутатов Михайловского сельского поселения.

Протокольным определениями суда от 03.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агамалян Л.С. и Администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Определением суда от 19.08.2020 Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.

Агамаляном Л.С. принесены возражения на административный иск, в которых он выражает несогласие с заявленными требованиями. Утверждает, что решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22.07.2019 он избран заместителем Главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решение опубликовано в официальном печатном издании поселения – газете «Ведемья» от 01.08.2019 № 7 (118). Он автоматически приступил к исполнению обязанностей Главы поселения после досрочного прекращения полномочий Главы поселения Белова А.Б., в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Устава Михайловского сельского поселения, пунктом 2.9. Регламента Совета депутатов Михайловского сельского поселения, о чем подал соответствующее заявление в МИФНС России № 12 по Тверской области.

Полагает, что Куликов Г.Ю. был осведомлен о принятии решения № 18 от 22.07.2019 со дня его принятия, а, следовательно, пропустил срок обращения в суд с данным административным иском.

Советом депутатов Михайловского сельского поселения за подписью Агамаляна Л.С. принесены возражения на административный иск, которые содержат доводы, аналогичные доводам возражений Агамаляна Л.С. Дополнительно указано, что Куликову Г.Ю. было известно о нарушении его прав при обращении с письмами 17.02.2020 на имя заместителя председателя Совета депутатов Агамаляна Л.С., а данные, опубликованные на сайте ФНС, являются общедоступными.

МИФНС России № 12 по Тверской области представила письменный отзыв на административный иск, в котором указала на отсутствие оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины, на инспекцию, поскольку налоговый орган вынес оспариваемое решение на основании заявления Агамаляна Л.С, поданного по форме Р14001. Ссылаются на то, что отказ регистрирующим органом в приеме документов на государственную регистрацию не предусмотрен Законом 129-ФЗ, которым регулируется заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. За недостоверно представленные сведения несут ответственность заявители, а не налоговый орган.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что с 23.12.2019 по 10.02.2020 заседаний Совета депутатов Михайловского сельского поселения не проводилось. 27.04.2020 административный истец присутствовал на заседании, пояснял Агамаляну Л.С., что тот действует незаконно.

Также Куликов Г.Ю. ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указав, что не предполагал, что Агамаляном Л.С. могут быть внесены какие-либо изменения в ЕГРЮЛ, поскольку таких решений не принималось, о наличии оспариваемой записи ему стало известно в мае 2020 года при обращении на сайт налогового органа, административный иск подан 05.06.2020. Ранее, 27.04.2020, на заседании Совета депутатов Агамалян Л.С. заявил о свих правах как исполняющего обязанности Главы поселения, представив выписку из ЕГРЮЛ. В период с 18.11.2019 по 18.05.2020 административный истец не был осведомлен о действиях Агамаляна Л.С. по подаче заявления в налоговый орган о проведении регистрации изменений в ЕГРЮЛ и произведенной регистрации.

Заинтересованные лица Агамалян Л.С., Администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, МИФНС России № 12 по Тверской области, а также административный ответчик Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Калининского районного суда Тверской области от 18.09.2020 административные исковые требования КуликоваГ.Ю.удовлетворены.

Суд признал незаконным:

решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 18 от 22.07.2019 об избрании АгамалянаЛ.С. заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области;

решение МИФНС России № 12 по Тверской области от 18.11.2019 № государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером№ ).

Суд возложил на регистрирующий орган - МИФНС России № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером№ от 18.11.2019.

В приведенной части решение суда обращено к немедленному исполнению.

С муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в пользу КуликоваГ.Ю. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.

15.10.2020 в суд поступила апелляционная жалоба Агамаляна Л.С., в которой содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового судебного акта противоположного содержания.

Повторяя доводы, изложенные в возражениях на административный иск, заявитель критикует вывод суда о том, что номер газеты «Ведемья» от 01.08.2019 № 7 (118), опубликован не был, указывая, что данный номер газеты был издан, его экземпляр передан в надзорные органы.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии у Белова А.Б. полномочий на подписание оспариваемого решения Совета депутатов от 22.07.2019, указывая, что постановленное Калининским районный судом Тверской области решение от 22.10.2019 по делу № 2а-1465/2019 не распространяется на правоотношения, возникшие до его вынесения.

Указывает на немотивированность вывода суда о том, что на заседаниях Совета депутатов вопрос о возложении на Агамаляна Л.С. полномочий действовать без доверенности от имени муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселении», а также о необходимости обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в учредительные документы не рассматривался.

Обращает внимание на отсутствие необходимости принятия Советом депутатов отельного решения о возложении на заместителя Главы поселения обязанностей Главы поселения.

Утверждает, что с 23.10.2019 Агамалян Л.С. в силу пункта 4 статьи 29 Устава Михайловского сельского поселения на законном основании исполняет обязанности Главы поселения в связи с досрочным прекращением полномочий Белова А.Б.

Ссылаясь на представление прокурора Калининского района Тверской области от 15.04.2019 № и письмо Председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Д А.Н. от 23.01.2019 № , указывает, что полномочия Куликова Г.Ю. как и.о. Главы поселения были прекращены с началом работы Совета депутатов нового созыва 24.09.2018. А потому права Куликова Г.Ю. оспариваемыми решениями нарушены не были.

Полагает, что судом не приведено доказательств в обоснование сделанных выводов, а также мотивов, по которым отвергнуты доводы Агамаляна Л.С.

Критикует вывод суда о соблюдении административным истцом срока обращения в суд, указывая, что судом не приведено мотивов по которым отвергнуты приведенные Агамаляном Л.С. доводы и доказательства пропуска указанного срока.

Судом по ходатайству административного ответчика и заинтересованного лица из прокуратуры Калининского района Тверской области истребован материал проверки по жалобе Куликова Г.Ю., однако спор разрешен судом в отсутствие истребованных документов.

Куликовым Г.Ю. принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения. Указано, что согласно протоколу заседания Совета Депутатов от 22.07.2019 Агамалян Л.С. заместителем главы муниципального образования не избирался, решение Совета Депутатов № 18 от 22.07.2019 в газете «Ведемья» опубликовано не было. Согласен с выводом суда об удовлетоврении ходатайства о восстановлении пропущенного срока. О своих правах как исполняющего обязанности главы сельского поселения Агамалян Л.С. заявил на заседании Совета депутатов 27.04.2020, показав выписку из ЕГРЮЛ с внесенными сведениями о нем. Куликовым Г.Ю. самостоятельно выписка из ЕГРЮЛ получена 18.05.2020, после чего подан данный административный иск.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Куликов Г.Ю. и его представитель адвокат Моторнов В.Г. просили оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение «Совет депутатов Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области зарегистрировано в качестве юридического лица с 09.12.2005, имеет ОГРН1056900178235.

На дату поступления в суд искового заявления и на момент рассмотрения настоящего дела согласно сведениям с официального сайта ФНС России (сайт http://www.nalog.ru) лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области указан АгамалянЛ.С,, должность указана как исполняющий обязанности Главы поселения.

Решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения № 127 от 17.12.2015 депутат Совета депутатов третьего созыва Куликов Г.Ю. на срок до вступления в должность Главы поселения избран заместителем Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Согласно пункту 2 решения заместитель Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Куликов Г.Ю. исполняет обязанности Главы поселения на основании статьи 29 Устава в связи с отсутствием Главы поселения по причине досрочного прекращения полномочий Главы поселения.

09.09.2018 состоялись очередные выборы в Совет депутатов Михайловского сельского поселения.

Согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии Калининского района от 10.09.2018 № в Совет депутатов четвертого созыва избрано 10 депутатов, в том числе Куликов Г.Ю.

Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 10.12.2018 (дело № 2а-1837/2018) по административному исковому заявлению КуликоваГ.Ю.к МИФНС России № 12 по Тверской области об оспаривании решения о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области» и о внесении в ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером (ГРН) № , возложении обязанности восстановить нарушенные права, постановлено:

«Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 11.10.2018 о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером№ ) незаконным.

Возложить на регистрирующий орган МИФНС России № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права истца путем исключения их Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером (ГРН)№ от 11.10.2018».

Принимая указанное решение, суд установил, что на основании поступившего заявления регистрирующим органом вынесено решение о государственной регистрации от 11.10.2018 № по форме № , в ЕГРЮЛ внесена запись от 11.10.2018 за государственным регистрационным номером (ГРН) № , которая содержит сведения о прекращении полномочий руководителя юридического лица исполняющего обязанности Главы поселения Куликова Г.Ю. по причине возложения полномочий руководителя юридического лица в должности исполняющего обязанности председателя Совета депутатов на Филатенко В.В. (лист записи ЕГРЮЛ по форме ). Поскольку какое-либо решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения вышеупомянутых изменений Советом депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области не принимались, протоколы заседаний Совета депутатов четверного созыва за 2018 год: от 24 сентября, от 01 октября, от 22 октября, от 09 ноября, не содержат сведений об избрании Главы поселения, вопрос о возложении обязанностей Главы поселения не выносился на обсуждение депутатов, решений по этому вопросу депутатами не принималось, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания действий Филатенко В.В. по обращению в регистрирующий орган с заявлением о регистрации изменений в ЕГРЮЛ об муниципальном учреждении «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области», связанных со сменой сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности, незаконными.

Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 22.10.2019 (дело № 2а-1465/2019) по административному исковому заявлению КуликоваГ.Ю. к Совету депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, МИФНС России №12 по Тверской области об оспаривании решений о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решения Совета депутатов об избрании Главы поселения, и об исключении из ЕГРЮЛ записей за государственным регистрационным номером (ГРН)№ , и№ , постановлено:

«Признать незаконным решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области № 17 от 13.06.2019 об избрании Главы Михайловского сельского поселения.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 25.06.2019 № о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером№ ).

Признать незаконным решение МИФНС № 12 по Тверской области от 27.05.2019 № о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области (запись за государственным регистрационным номером№ ).

Возложить на регистрирующий орган МИФНС № 12 по Тверской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей за государственным регистрационным номером (ГРН)№ от 25.06.2019 и№ от 27.05. 2019.

Решение обратить к немедленному исполнению».

При рассмотрении административного дела № 2а-1465/2019 установлено, что во исполнение решения суда от 10.12.2018 (дело № 2а-1837/2018) МИФНС России № 12 по Тверской области исключила из Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером (ГРН)№ от 11.10.2018, что следовало из выписки ЕГРЮЛ в отношении Муниципального учреждения Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области по состоянию на 01.04.2019, согласно которой лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Совета депутатов, является КуликовГ.Ю., о чем23.03.2016 внесена запись№ .

Признавая незаконными решения МИФНС России № 12 по Тверской области от 27.05.2019 и от 25.06.2019 суд исходил из того, что на заседаниях Совета депутатов не рассматривался вопрос о возложении на Филатенко В.В. полномочий действовать без доверенности от имени муниципального учреждения «Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области», а решение от 13.06.2019 № 17 об избрании Белова А.Б. Главой Михайловского сельского поселения принято с нарушением процедуры и порядка его принятия.

В ходе разрешения настоящего административного дела судом установлено, что основанием для обращения Агамаляна Л.С. в регистрирующий орган послужило оспариваемое решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района № 18 от 22.07.2019, пописанное Главой поселения Беловым А.Б., которым депутат Агамалян Л.С. избран заместителем Главы Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области на срок полномочий Совета депутатов.

Согласно материалам регистрационного дела, представленным МИФНС № 12 по Тверской области, оспариваемая запись в ЕГРЮЛ от 18.11.2019 за государственным регистрационным номером№ внесена на основании решения МИФНС № 12 по Тверской области от 18.11.2019 № о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области согласно заявления Агамаляна Л.С. по форме № в связи с прекращением полномочий Куликова Г.Ю. в качестве и.о. Главы поселения.

Также суд установил, что на заседаниях Совета депутатов Михайловского сельского поселения четвертого созыва Глава поселения не избран.

Разрешая спор и признавая незаконным решение Совета депутатов № 18 от 22.07.2019, суд исходил из того, что оспариваемое решение по вопросу избрания Агамаляна Л.С. заместителем Главы поселения в установленном порядке принято не было.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенным выводом суда.

В силу положений статей 43, 44 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 37 Устава муниципального образования Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, в систему муниципальных правовых актов Михайловского сельского поселения входят Устав, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, регулирует порядок организации и осуществления местного самоуправления на территории Михайловского сельского поселения, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления.

Из содержания Устава муниципального образования Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области следует, что структуру органов местного самоуправления Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области составляют: Совет депутатов – представительный орган; Глава поселения - высшее должностное лицо поселения; администрация поселения – исполнительно – распорядительный орган поселения (статья 25 Устава). Совет депутатов поселения обладает правами юридического лица. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, принятия решений и осуществление полномочий устанавливаются Регламентом работы Совета депутатов (часть 5, 8 статьи 26 Устава). К компетенции Совета депутатов относится избрание Главы поселения из своего состава (часть 2 статьи 27 Устава).

Глава поселения избирается тайным голосованием Советом депутатов из числа депутатов поселения, организует деятельность Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов поселения. Глава поселения избирается на пять лет, порядок избрания устанавливается Уставом МО и Регламентом Совета депутатов. Полномочия Главы поселения осуществляются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы поселения. В случае досрочного прекращения полномочий Главы поселения, его полномочия исполняет заместитель Главы поселения. Глава поселения руководит работой Совета депутатов поселения, без доверенности действует от имени муниципального образования (статья 29 Устава).

Согласно статье 28 Устава муниципального образования «Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области» принятие решения производится открытым голосование (часть 12), решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного настоящим Уставом числа депутатов (часть 10). Статьей 26 Устава определено, что Совет депутатов состоит из 10 депутатов (часть 2).

Следовательно, решение Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало не менее 6 депутатов.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов Михайловского сельского поселения от 22.07.2019, на указанном заседании присутствовало 10 депутатов, из которых за избрание Агамаляна Л.С. на должность заместителя Главы поселения проголосовало 5 чел., против – 2 чел. В голосовании не приняли участие 3 чел.

Содержание данного документа не позволяет сделать вывод о том, что решение об избрании Агамаляна Л.С. заместителем Главы поселения было принято в установленном Уставом порядке.

В такой ситуации у суда имелись основания для признания оспариваемого решения Совета депутатов № 18 от 22.07.2019 незаконным.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение № 18 от 22.07.2019 является незаконным ввиду подписания его Главой поселения Беловым А.Б., решение об избрании которого № 17 от 13.06.2019 признано решением суда от 22.10.2019 незаконным.

В нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд в обоснование указанного вывода не привел нормативных положений, которыми руководствовался.

Принимая решение о признании незаконным решения Совета депутатов № 17 от 13.06.2019 об избрании Белова А.Б. Главой Михайловского сельского поселения, суд в решении от 22.10.2019 по делу № 2а-1465/2019 не указал, что данное решение является незаконным со дня его принятия.

В такой ситуации суд первой инстанции не вправе был ссылаться на незаконность оспариваемого решения Совета депутатов № 18 от 22.07.2019 по мотиву его подписания Главой поселения Беловым А.Б., решение об избрании которого признано судом незаконным.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности доводов административного ответчика и заинтересованного лица о прекращении полномочий Куликова Г.Ю. в должности заместителя Главы сельского поселения с началом работы Совета депутатов поселения нового созыва 24.09.2018 ввиду отсутствия сведений о досрочном отзыве или освобождении от должности заместителя Главы муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Куликова Г.Ю. либо признании незаконным решения Совета депутатов № 127 от 17.12.2015 о его избрании.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 25 Устава Михайловского сельского поселения определена структура органов местного самоуправления, в которую входят Совет депутатов – представительный орган поселения, Главы поселения – высшее должностное лицо поселения, Администрация поселения – исполнительно-распорядительный орган поселения.

Глава поселения избирается тайным голосованием Советом депутатов из числа депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов (статья 29 Устава).

Также статьей 29 Устава предусмотрена должность заместителя Главы поселения, который исполняет обязанности Главы поселения в случае его временного отсутствия.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абз. первый). Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (абз. второй).

Решением Совета депутатов № 127 от 17.12.2015 депутат Совета депутатов третьего созыва Куликов Г.Ю. избран заместителем Главы поселения.

09.09.2018 состоялись очередные выборы в Совет депутатов Михайловского сельского поселения четвертого созыва, в связи с чем полномочия Куликова Г.Ю., являвшегося депутатом, членом выборного органа местного самоуправления были прекращены на основании абз. второго части 3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Куликов Г.Ю., являясь жителем Михайловского сельского поселения, а также депутатом Совета депутатов четвертого созыва вправе оспаривать решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения.

Разрешая спор, суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом пропущен не был.

При этом суд исходил из того, что о возможном нарушении своих прав Куликов Г.Ю. узнал не ранее 27.04.2020 на заседании Совета депутатов, со слов Агамаляна Л.С., заявившего о своих правах как исполняющего обязанности Главы поселения, предъявив выписку из ЕГРЮЛ. Из представленной административным ответчиком – Советом депутатов ксерокопии газеты усматривается публикация решения в газете «Ведемья» № 7 (118) от 01.08.2019. Однако подлинный экземпляр данного номера газеты суду на обозрение не представлен, из скриншота сайта сельского поселения следует, что указанный норме газеты не опубликован в установленном порядке.

Приведенный вывод суда нельзя признать законным.

В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства, в том числе по своей инициативе.

Исходя из указанных положений процессуального закона, суду для разрешения заявления о пропуске административным истцом срока обращения в суд следовало истребовать доказательства того, выходил ли в свет номер газеты «Ведемья» от 01.08.2019, в котором было опубликовано оспариваемое Куликовым Г.Ю. решение Совета депутатов, а не ссылаться на не предоставление административным ответчиком для обозрения подлинного экземпляра номера газеты «Ведемья».

Судебной коллегией установлено, что газета «Ведемья» является зарегистрированным средством массовой информации, номер свидетельства ПИ № ТУ 69 – 00129, дата регистрации 30.04.2010, территория распространения – муниципальное образование «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, учредитель – Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994 производители документов доставляют, в том числе через полиграфические организации, по два обязательных экземпляра муниципального образования всех видов печатных изданий в соответствующие библиотеки муниципальных образований в день выхода в свет первой партии тиража.

По запросу судебной коллегии Тверской областной библиотекой имени А.М. Горького представлен подлинный экземпляр номера газеты «Ведемья» № 7 (118) от 01.08.2019, в котором опубликовано оспариваемое в настоящем деле решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения от 22.07.2019 № 18 об избрании Агамаляна Л.С. заместителем председателя Совета депутатов.

Таким образом, после выхода в свет 01.08.2020 указанного номера газеты «Ведемья» Куликову Г.Ю. должно было быть известно о состоявшемся решении Совета депутатов об избрании Агамаляна Л.С. заместителем председателя Совета депутатов.

В такой ситуации вывод суда о не размещении на сайте сельского поселения указанного номера газеты «Ведемья» не опровергает доводы административного ответчика об осведомленности Куликова Г.Ю. об оспариваемом решении Совета депутатов № 18 от 22.07.2019 после опубликования 01.08.2019 принятого решения в официальном печатном издании.

Доводы Куликова Г.Ю. о том, что номер газеты «Ведемья» № 7(118) от 01.08.2019 вышел в свет в одном экземпляре судебная коллегия находит несостоятельными.

Как следует из истребованного судебной коллегией указанного номера газеты «Ведемья», его тираж составил 1000 экземпляров. Не доверять сведениям о количестве изданных экземпляров газеты оснований не имеется.

Также, разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд, судом не принято во внимание и не дано оценки всем представленным доказательствам, в именно имеющему в материалах дела обращению депутатов Ж С.В., К С.А. Куликова Г.Ю. и С Т.В. на имя заместителя председателя Совета депутатов Михайловского сельского поселения Агамаляна Л.С. (том , л.д. ), из которого следует, что поименованные депутаты, в том числе и Куликов Г.Ю., были осведомлены о занимаемой Агамаляном Л.С. должности и предлагали на внеочередном заседании Совета депутатов рассмотреть вопрос об уклонении последнего от исполнения своих обязанностей.

Таким образом, на дату обращения с приведенным заявлением (17.02.2020) Куликову Г.Ю. также было известно состоявшемся решении Совета депутатов № 18 от 22.07.2019.

Кроме того, из истребованных судом апелляционной инстанции сведений следует, что 23.12.2019 на заседании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, в котором принимал участие Куликов Г.Ю., было принято решение «О бюджете муниципального образование «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области на 2020 год».

Как пояснил Куликов Г.Ю. суду апелляционной инстанции, заседание Совета депутатов 23.12.2019 вел Агамалян Л.С., он же подписал принятое Советом депутатов 23.12.2019 решение о бюджете Михайловского сельского поселения на 2020 год.

Указанное решение Совета депутатов № 33 от 23.12.2019 за подписью и.о. Главы поселения Агамаляна Л.С. было обнародовано в соответствии со статьей 37 Устава в газете «Ведемья» № 12 (123) от 26.12.2019.

В связи с чем Куликову Г.Ю., утверждающему об исполнении именно им как заместителем Главы поселения обязанностей Главы поселения в связи с досрочным прекращением полномочий Главы поселения, после выхода в свет указанного номера газеты (26.12.2019) также должно было быть известно о том, что полномочия и.о. Главы поселения исполняет Агамалян Л.С.

В приведенной ситуации Куликов Г.Ю. имел возможность получить из налогового органа сведения ЕГРЮЛ о том, кто исполняет обязанности Главы Михайловского сельского поселения после опубликования 01.08.2019 оспариваемого им решения Совета депутатов, а также после опубликования решения Совета депутатов № 33 от 23.12.2019, однако сделал это только 18.05.2020.

Несмотря на приведенные обстоятельства, свидетельствующие об осведомленности Куликова Г.Ю. 01.08.2019 об оспариваемом решении Совета депутатов № 18 от 22.07.2019, с данным административным иском Куликов Г.Ю. обратился в суд только 05.06.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, Куликов Г.Ю. указал, что о полномочиях Агамаляна Л.С. ему стало известно только 27.04.2020 на заседании Совета депутатов. Ранее, зная о результатах голосования, у него не было оснований полагать, что Агамалян Л.С. в законном порядке был избран заместителем Главы поселения.

Однако данное утверждение Куликова Г.Ю. опровергается приведенными выше доказательствами, свидетельствующими об осведомленности административного истца 01.08.2019 о принятом Советом депутатов решении.

Каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, административным истцом не приведено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о пропуске Куликовым Г.Ю. без уважительных причин срока обращения в суд и отсутствии предусмотренных законом оснований к его восстановлению.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетоврении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Агамаляна Л.С. удовлетворить.

Решение Калининского районного суда Тверской области от 18.09.2020 отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Куликова Г.Ю. к муниципальному учреждению Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области об оспаривании решения о государственной регистрации изменений в сведениях о муниципальном учреждении Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, решения Совета депутатов и об исключении из ЕГРЮЛ записи оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи