ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-9/2021 от 26.05.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0040-02-2020-004290-82

Дело № 2а-9/2021 (№ 33а-1399/2021) Денисенко Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.,

при секретаре Османовой Т.Л.,

по докладу судьи Васильевой Т.Н.,

рассмотрев апелляционную жалобу ФИО6 ФИО1, ФИО2 и дополнения к ней на решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 10 февраля 2021 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления ФИО6 ФИО1 и ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказа и возложении обязанности снять с государственного кадастрового учёта земельный участок и расположенный на нём объект недвижимости, о признании незаконным отказа в производстве записи в ЕГРН о пожизненном наследуемом владении административными истцами в равных долях земельным участком, о признании незаконной записи в ЕГРН о площади земельного участка, о признании незаконным отказа административного ответчика о внесении изменений основных характеристик земельного участка отказать»,

установила:

ФИО6 ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Тверской области, в котором, с учётом заявлений, поданных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили:

- признать незаконным отказ от 02 марта 2020 года снять с государственного кадастрового учёта в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и находящийся на нём объект недвижимости – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ;

- признать незаконным отказ произвести в ЕГРН запись о праве пожизненного наследуемого владения ФИО2 и ФИО6 ФИО1 в равных долях на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по заявлению от 23 июля 2019 года;

- признать незаконной запись в ЕГРН о площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной кв.м.;

- признать незаконным отказ на заявление от 16 августа 2019 года об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с площади земельного участка равной кв.м. на кв.м.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на обстоятельства, установленные решением Удомельского народного суда Тверской области от 10 марта 1992 года, свидетельство от 13 ноября 1992 года
№ 653 и приложенный к нему план земельного участка, а также соглашение об определении долей земли от 23 июля 2019 года. Указали, что оспариваемые действия и решения административного ответчика лишают их возможности осуществить регистрацию права на принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., пользоваться и распоряжаться им.

В ходе судебного разбирательства к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечён ФИО3

От административного ответчика поступили возражения на административный иск с просьбой отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, указанным в оспариваемых ответах, а также в связи с пропуском обращения в суд.

Лица, участвующие в деле, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, что соответствует положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По итогам рассмотрения дела судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней административные истцы просят решение суда отменить и принять по делу новое, поскольку считают, что на основании решения Удомельского народного суда Тверской области от
10 марта 1992 года, положений части 3 статьи 70 и части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) вправе ставить вопрос о снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером как учтённого до 01 марта 2008 года и в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о его правообладателе, а также расположенного на нём жилого дома и исключении из ЕГРН сведений о правах на него.

Дублируя доводы административного иска, настаивают на наличии оснований для регистрации их права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, полагая, что в силу части 2 статьи 42 Федерального закона № 218-ФЗ предоставлять заявление всех участников долевой собственности не обязательно.

Также выражают несогласие с изложенными в решении суда мотивами о необходимости предоставления межевого плана, поскольку отсутствие такового не является основанием для приостановления регистрационных действий. Кроме того, указывают, что межевание провести не могут по причине внесения административным ответчиком в ЕГРН сведений о площади земельного участка с кадастровым номером равной кв.м. По их мнению, такие сведения внесены в ЕГРН незаконно, без документов, подтверждающих установление такой площади.

Помимо этого, апеллянты указали в жалобе на допущенные нарушения норм процессуального права, ссылаясь на то, что судом переформулированы заявленные ими требования и искажена их суть. Так, они не заявляли требование снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером и расположенный на нём объект недвижимости, а просили признать незаконным отказ Управления Росреестра по Тверской области произвести соответствующее регистрационное действие. Зарегистрировать право собственности на весь земельный участок с кадастровым номером в равных долях они также не просили.

28 декабря 2020 года аудиопротоколирование судебного заседание велось не в полном объёме. Судебное заседание, назначенное на 10 февраля 2021 года, проведено без их участия, несмотря на поданное ходатайство об отложении слушания дела и приостановлении производства по нему в связи с подачей частных жалоб.

В решении суда отсутствуют мотивы отказа в удовлетворении заявленных ими требований об исключении из ЕГРН сведений о праве собственности на жилой дом с кадастровым номером в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО6 ФИО1 апелляционную жалобу поддержала.

Представитель административного ответчика возражал против её удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в судебное заседании не явились, в связи с чем на основании положений статей 150, 226, 307 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к следующим к выводам.

29 мая 1990 года исполнительным комитетом Максатихинского поселкового Совета народных депутатов принято решение отвести земельный участок, площадью кв.м., в посёлке Максатиха, по адресу: <адрес>, ФИО3 для строительства индивидуального одноэтажного дома. Для этого произвести частичное изъятие земельного участка, площадью кв.м., от домовладения № <адрес> землепользователя ФИО4, оставив в пользовании ФИО5 (отца ФИО6 ФИО1 и ФИО2)
кв.м., в пользовании ФИО4 – кв.м.

Решением Удомельского народного суда Тверской области от
10 марта 1992 года определён следующий сложившийся порядок пользования земельным участком между совладельцами дома <адрес>: ФИО7 (в настоящее время
ФИО6 ФИО1) и ФИО2 пользуются участком, площадью кв.м., прилегающим к их части жилого дома с северо-востока и северо-запада с границей по забору согласно инвентарному плану Максатихинского БТИ, ФИО4 – участком, площадью кв.м., с юго-восточной и юго-западной части домовладения.

Этим же решением постановлено признать недействительным решение исполкома Максатихинского поселкового Совета народных депутатов Тверской области от 29 мая 1990 года об отводе земельного участка ФИО3 и частичном изъятии земельного участка у ФИО5 (отца
ФИО6 ФИО1 и ФИО2), а также решение Максатихинского поселкового Совета народных депутатов от 20 сентября 1990 года об утверждении решения исполкома от 29 мая 1990 года.

После чего ФИО2 и ФИО7 (в настоящее время ФИО6 ФИО1) выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

23 июля 2019 года ФИО2 и ФИО6 ФИО1 подписано соглашение об определении доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок – 1/2 ФИО2 и 1/2 ФИО6 ФИО1

Как следует из выписки из ЕГРН от 23 марта 2020 года, в настоящее время на кадастровом учёте значится земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., местоположение которого расположено относительно ориентира, по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые». Граница земельного участка не установлена, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН от 20 марта 2020 года на земельном участке с кадастровым номером расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , правообладателями которого на праве общей долевой собственности являются ФИО3, ФИО2 и ФИО6 ФИО1

По договору дарения от 03 августа 1990 года ФИО2 и
ФИО7 (в настоящее время ФИО6 ФИО1) передана 1/2 доля дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке мерою кв.м.

Решением Максатихинского межрайонного суда Тверской области от
05 ноября 2020 года, с учётом определений того же суда от 20 ноября 2020 года и 24 февраля 2021 года, определены доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ФИО6 ФИО1 равной 9/32, ФИО2 – 9/32, ФИО3 – 7/16.

Соответствующие изменения внесены в ЕГРН (выписка из ЕГРН от
18 января 2021 года).

Согласно выписке из ЕГРН от 24 июля 2019 года земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, с 13 мая 2005 года принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения ФИО3

27 ноября 2019 года названное право ФИО3 на земельный участок прекращено. В настоящее время сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в ЕГРН отсутствуют (выписка из ЕГРН от 23 марта 2020 года).

Как следует из выписки из ЕГРН от 24 июля 2019 года, в пределах названного земельного участка расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО3

23 июля 2019 года ФИО6 ФИО1 и ФИО2 обратились в Управление Росреестра по Тверской области с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве каждого из заявителей – 1/2) на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

01 августа 2019 года действия по государственной регистрации права по названному заявлению приостановлены до 01 ноября 2019 года в соответствии с пунктами 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, а именно в связи с имеющимися противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах и ЕГРН.

10 августа 2019 года по просьбе заявителей осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до 09 февраля 2020 года.

20 февраля 2020 года Управлением Росреестра по Тверской области на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в связи с истечением срока, на который были приостановлены регистрационные действия по заявлению от
23 июля 2019 года, отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.

16 августа 2019 года ФИО6 ФИО1 и ФИО2 обратились в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером .

27 августа 2019 года осуществление действий по государственной регистрации по названному заявлению приостановлено до 27 ноября 2019 года на основании пунктов 1, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ в связи с тем, что заявители не имеют права на объект недвижимости и (или) не уполномочены распоряжаться им, а представленный документ-основание не содержит информации о прекращении права ФИО3 на объект недвижимого имущества, не признаёт чьих-либо прав на него, а лишь определяет сложившийся порядок пользования земельным участком.

16 августа 2019 года ФИО6 ФИО1 также обратилась в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением площади объекта недвижимости с
кв.м. на кв.м.

26 августа 2019 года на основании пунктов 5, 31 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ Управлением Росреестра по Тверской области принято решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту до 26 ноября 2019 года, поскольку заявителем не представлены необходимые документы, свидетельствующие о наличии права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., и межевой план.

26 ноября 2019 года в осуществлении соответствующих регистрационных действий заявителям отказано на основании статьи 27 Федерального закона
№ 218-ФЗ, поскольку причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта, не устранены.

24 декабря 2019 года ФИО6 ФИО1 и ФИО2 обратились в Управление Росреестра по Тверской области с жалобой, в которой выразили несогласие с решениями регистрирующего органа по заявлениям от
23 июля 2019 года и 16 августа 2019 года.

21 января 2020 года заявителям дан ответ, в котором дана оценка отказу от 26 ноября 2019 года в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером , указано, что таковой дан, поскольку
ФИО6 ФИО1 и ФИО2 не были предоставлены документы, свидетельствующие о наличии у них права собственности на названный земельный участок, площадью кв.м., и межевой план.

В том же ответе проанализировано решение регистрирующего органа по заявлению ФИО6 ФИО1 и ФИО2 от 23 июля 2019 года об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером. Заявителям разъяснено, что представленный ими как документ-основание судебный акт не является правоустанавливающим документом, подтверждающим возникновение права собственности. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в пользовании трёх лиц. Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 13 ноября 1992 года
№ 653 земельный участок по указанному адресу, площадь которого составляет кв.м., предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения ФИО2 и ФИО7 Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 13 ноября 1992 года № 1495 земельный участок по указанному адресу, площадь которого составляет кв.м., предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения ФИО4 На земельном участке по указанному адресу расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве общей долевой собственности трём правообладателям. В связи с чем, с учётом положений пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация права общей долевой собственности на указанный земельный участок возможна только по заявлению всех участников общей долевой собственности.

03 февраля 2020 года ФИО6 ФИО1 и ФИО2 обратились в Управление Росреестра по Тверской области с жалобой, в которой оспаривали указанные выше действия регистрирующего органа.

02 марта 2020 года заявителям дан ответ, в котором со ссылкой на положения пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ разъяснено, что государственный кадастровый учёт изменений основных характеристик земельного участка с кадастровым номером (его площади и местоположения границ) может быть осуществлён на основании заявления собственников участка и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером и содержащего сведения, необходимые для внесения таких изменений.

В том же ответе ФИО6 ФИО1 и ФИО2 повторно разъяснено, что в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, осуществляется по заявлению собственника такого объекта недвижимости на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером, или вступившего в законную силу решения суда. В связи с чем снятие с государственного кадастрового учёта жилого дома с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности
ФИО3, невозможно.

Со ссылкой на пункт 2 абзаца 181 Порядка ведения ЕГРН, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, заявителям также указано на невозможность снятия с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером , поскольку на нём расположен жилой дом с кадастровым номером .

Установив указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с принятым по делу решением по следующим мотивам.

Оспариваемый ответ от 02 марта 2020 года дан уполномоченным на то должностным лицом в срок, установленный Федеральным законом от
02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Права административных истцов данный ответ не нарушает, поскольку в нём даны разъяснения по причинам отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлениям ФИО6 ФИО1 и ФИО2

При этом такие разъяснения основаны на нормах закона, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 218-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно названному федеральному закону, а также сведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных тем же федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В оспариваемом ответе верно указано, что основания прекращения права собственности определены главой 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. К таковым относятся, в том числе отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, отчуждение имущества в связи с изъятием и другие.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 14 Федерального закона
№ 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учёта осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с прекращением прав на объект недвижимости.

По правилам пункта 1 части 3 статьи 15 указанного закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учёта осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось административными истцами, индивидуальный жилой дом с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО3 Документы, свидетельствующие о прекращении такого права, в Управление Росреестра по Тверской области не поступали.

Согласно части 5 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в ЕГРН, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учёта не снимаются.

Иных предусмотренных законом оснований для снятия с государственного кадастрового учёта индивидуального жилого дома с кадастровым номером 69:20:0070105:151, заявителями не приведено.

Расположение названного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером явилось основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе снять соответствующий земельный участок с государственного кадастрового учёта.

Суд признал занятую Управлением Росреестра по Тверской области позицию по данному вопросу правомерной, поскольку установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учёта в спорной ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учёта.

В силу Федерального закона № 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33
части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если заявление о государственном кадастровом учёте было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому если сведения о земельном участке, внесённые в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учёта только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение, то есть преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Статус временного объекта недвижимости этот земельный участок не имеет.

В силу части 3 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ, по общему правилу, снятию с государственного кадастрового учёта также подлежат земельные участки, учтённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Данная норма конкретизирована в подпункте 2 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, согласно которому при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нём помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус «архивная».

Таким образом, оснований для снятия с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером не имеется.

Вопреки доводам административных истцов отмена ненормативного акта администрации об отводе ФИО3 земельного участка, площадью кв.м., таковым служить не может.

По смыслу закона, снятие с кадастрового учёта земельного участка может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Однако заявители такие действия Управления Росреестра по Тверской области не оспаривают, соответствующие требования предметом по данному спору не являются.

В связи с изложенным, учитывая, что приведённые административными истцами обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учёт земельном участке с кадастровым номером , заявленные к Управлению Росреестра по Тверской области требования снять этот земельный участок с государственного кадастрового учёта нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат вышеприведённым положениям закона и правовой позиции высшей судебной инстанции.

Разрешая вопрос о законности решений Управления Росреестра по Тверской области по заявлениям ФИО6 ФИО1 и ФИО2 от
23 июля 2019 года и 16 августа 2019 года, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим федеральным законом порядке.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основанием для осуществления кадастрового учёта является, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утверждённая в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесённые в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как видно из выписки из ЕГРН, в настоящее время границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Поскольку обращение ФИО6 ФИО1 и ФИО2 в орган государственной регистрации прав на недвижимость подано после
01 июля 2017 года, то государственный кадастровый учёт земельного участка с указанием его границ мог производиться только на основании межевого плана, который в силу части 13 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ должен быть оформлен в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Внесение в ЕГРН сведений о правах на земельный участок иначе как на основании межевого плана невозможно.

Однако ФИО6 ФИО1 и ФИО2 при подаче заявлений о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером и изменении его основных характеристик не представлены документы, содержащие описание данного земельного участка, или документы, свидетельствующие о наличии права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м.

Объективных препятствий для оформления соответствующей технической документации не усматривается и о наличии таковых ФИО6 ФИО1 и
ФИО2 не сообщено.

Доводы административных истцов о том, что границы принадлежащего им земельного участка определены, не состоятельны, поскольку основаны на планах, составленных ранее (по 2005 год включительно).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона
№ 218-ФЗ для ведения ЕГРН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определёнными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2016 года № 142 случаях используется единая государственная система координат.

В связи с вышеизложенным в случае, если в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, определённых в системе координат, отличной от системы координат, в соответствии с которой осуществляется ведение ЕГРН (вне зависимости от периода времени, в котором установлено местоположение границ объекта недвижимости), такие границы считаются не соответствующими требованиям, установленным на основании Федерального закона № 218-ФЗ, и в отношении таких земельных участков необходимо выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ.

Кроме того, обращаясь в Управление Росреестра по Тверской области, заявители просили осуществить регистрационные действия применительно к земельному участку с кадастровым номером , площадью
кв.м.

Смежным по отношению к названному земельному участку является земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., сформированный за счёт исходного, площадью кв.м., находящегося по решению Удомельского народного суда от 10 марта 1992 года в пользовании ФИО6 ФИО1, ФИО2 и ФИО4, от которой в порядке наследования данное право перешло к ФИО3

В этой связи на кадастровом учёте в настоящее время значатся земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., и земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м. Границы названных земельных участков не определены.

Учитывая изложенное, оспаривание записи в ЕГРН о площади земельного участка с кадастровым номером равной кв.м. является ненадлежащим способом защиты права.

На земельном участке с кадастровым номером расположен индивидуальный жилой дом, который находится в общей долевой собственности ФИО6 ФИО1, ФИО2 и ФИО3

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ.

В качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников.

Согласно пункту 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Учитывая вышеизложенное, право общей долевой собственности на объект недвижимости должно возникнуть одновременно у всех участников долевой собственности, в связи с чем в пункте 4.1. статьи 15 Федерального закона
№ 218-ФЗ закреплено, что для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, в том числе в порядке, установленном статьёй 49 того же закона, с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок должны обращаться одновременно все собственники расположенного на нём здания.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В силу статьи 27 того же закона в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Сведений о том, что заявителями при обращении в Управление Росреестра по Тверской области были представлены документы, необходимые для осуществления испрашиваемых регистрационных действий, материалы дела не содержат. Доказательств того, что причины, явившиеся основаниями для приостановления регистрации, устранены, административными истцами не представлено.

При таких обстоятельствах, оспариваемые решения, принятые административным ответчиком по заявлениям от 23 июля 2019 года и
16 августа 2019 года, соответствуют требованиям закона.

В связи с чем судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имелось.

Более того, административные истцы не лишены возможности совершения действий, направленных на регистрацию своей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в установленном законом порядке, в том числе после проведения кадастровых работ по его формированию.

По существу заявленные ФИО6 ФИО1 и ФИО2 требования направлены на разрешение спора гражданско-правового характера.

При принятии решения суд также обоснованно установил факт пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, и руководствуясь положениями части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно указал, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено.

Приведённые апеллянтом доводы не могут служить основанием для отмены или изменения по существу правильного принятого решения. Доказательства, которые административные истцы считают недопустимыми, фактически в основу решения суда первой инстанции и апелляционного определения не положены.

При таких обстоятельствах, судебный акт належит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от
10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи