судья Обносова М.В. дело № 66а-1450/2022 УИД № 30OS0000-01-2021-000108-03 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2022 по апелляционным жалобам Службы по тарифам Астраханской области, ПАО «Россети Юг»
на решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г., вынесенное по административному иску ПАО «Россети Юг» к Службе по тарифам Астраханской области о признании недействующим постановления Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года № 14 «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 № 216» в части приложения № 1, приложения № 2, приложения № 5,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,
установила:
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» на 2018 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г., объемы необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2018-2020 г.г.
Приложением № 1 к постановлению службы от 31.05.2021 № 14 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 № 216» установлены:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2018 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год.
Приложением № 2 к постановлению службы от 31.05.2021 г. № 14 установлены:
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2019 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2020 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год.
Приложением № 5 к названному постановлению определена НВВ (необходимая валовая выручка) филиала ПАО « Россети » Юг» - «Астраханьэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь):
- на 2018 год в размере 3 599 971,93 рублей;
- на 2019 год в размере 3 716 097,56 рублей;
- на 2020 год в размере 3 752 121,90 рублей;
- на 2021 год в размере 3702656,86 рублей;
- на 2022 год в размере 3 667 689,93 рублей.
ПАО ««Россети» Юг», являясь сетевой организацией, оказывающей на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, обратилось в Астраханский областной суд с административным иском, с учетом его уточнения, о признании недействующими приложение № 5 «НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» в части НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на 2021 г. в редакции Приложения № 5 к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216»; приложение № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.» к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216»; приложение № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 г.» к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г.№ 14 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216» в части НВВ филиала «Астраханьэнерго» (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2021 г. в размере 3702656,86 тыс. руб.
В основании административных исковых требований ПАО «Россети Юг» указывает, что Службой по тарифам при принятии постановления от 31.05.2021 № 14 в части приложений №№ 1,2 и 5 допущены нарушения требований пункта 1 статьи 20, статьи 23, пункта 5 статьи 37, пункта 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике; пунктов 4, 7, 16, 17, 18, 28, 38 Основ ценообразования; пунктов 9, 11 Методических указаний от 17.02.2012 № 98-э, пункта 25 Методических указаний № 228-э, чем нарушает право филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на компенсацию экономически обоснованных расходов.
Приложением № 1 к постановлению службы от 31.05.2021 № 14 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 г. рассчитаны исходя из экономически не обоснованной НВВ филиала ПАО «Россели Юг» - «Астраханьэнерго», определенной службой на 2021 г.
Приложениями №№ 1, 2 и 5 к постановлению службы от 31.05.2021 № 14 определена НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на 2021 г. в экономически не обоснованном размере 3 702 656,86 тыс. руб. (без учета оплаты потерь электроэнергии), так как в необходимой валовой выручке административным ответчиком не учтены или учтены в экономически не обоснованном размере расходы по следующим статьям:
- «корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 г.» в размере (-) 82 119,09 тыс. руб., в том числе расходы по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» 73 356,70 тыс. руб., «убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде» 0,00 тыс. руб.; «выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии» 0,00 тыс. руб.;
- «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в составе неподконтрольных расходов на 2021 г. в размере 29 160,73 тыс. руб.;
«выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии» в составе неподконтрольных расходов на 2021 год в размере 0,00 тыс. руб.;
- «экономия от снижения технологических потерь электроэнергии, достигнутая филиалом ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования» в размере 0,00 тыс. руб.;
- «корректировка необходимой валовой выручки на 2021 г., с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г.» в размере 22 040,28 тыс. руб.;
- «расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2021 г. 0,00 тыс. руб.
Экономически обоснованная величина НВВ (без учета оплаты потерь) на 2021 г., по мнению административного истца, составляет 5 218 482,72 тыс. рублей, в том числе:
- «корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 г.» - 599 943,24 тыс. руб., в том числе расходы по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» - 663 339,24 тыс. руб., «убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде» - 91 491,10 тыс. руб.; «выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии» - 558,70 тыс. руб.;
- «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в составе неподконтрольных расходов на 2021 г. - 824 037,00 тыс. руб.;
«выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии» в составе неподконтрольных расходов на 2021 г. - 1 495,98 тыс. руб.;
- «экономия от снижения технологических потерь электроэнергии, достигнутая филиалом ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования» - 10 026,47 тыс. руб.;
- «корректировка необходимой валовой выручки на 2021 год, с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г.» - 22 296,59 тыс. руб.;
- «расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2021 г. - 27 108,50 тыс. руб.
В уточненных требованиях также указало, что постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 31.05.2021 № 14 внесены изменения только в приложение № 5 «НВВ филиал «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» в графе: «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» в строке «2021 г.» изменен размер с 3 655 480,9 тыс. руб. на 3 702 656,86 тыс. руб.; при этом размер необходимой валовой выручки установлен в экономически необоснованном размере (экономически обоснованная величина НВВ (без учета оплаты потерь), по мнению административного истца, составляет 5 218 482,72 тыс. руб.). В рамках изменения НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - Астраханьэнерго» постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 31.05.2021 № 14, величина расходов по статьям, являющимся предметом спора по данному административному делу, не пересматривалась службой. Приложением № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.» утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, с календарной разбивкой на 2021 г., рассчитанные исходя из НВВ филиала «Россети Юг» - «Астраханьэнерго», установленной в экономически необоснованном размере.
На момент вынесения решения судом первой инстанции постановление службы от 31.05.2021 № 14 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 № 216» признано утратившим силу постановлением службы от 28.12.2021 № 181 «О внесении изменений в постановления Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 №216».
Оспариваемым решением Ростовского областного суда от 26 апреля 2022 г. административные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Служба по тарифам Астраханской области просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ПАО «Россети Юг» просит решение суда изменить в удовлетворенной части.
В отзыве на апелляционную жалобу Службы по тарифам Астраханской области представитель ПАО «Россети Юг» просит решение суда оставить без изменений.
На апелляционную жалобу поступили возражения Службы по тарифам Астраханской области, прокуратуры Ростовской области, просившие оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ПАО «Россети Юг» ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Службы по тарифам Астраханской области ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционных жалоб, дополнений и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов административного дела следует, что административный истец ПАО «Россети Юг», являясь сетевой организацией, оказывающей на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оспаривает вышеназванные нормативные акты, устанавливающие тарифы. Следовательно, административный истец является лицом, имеющим право на оспаривание указанных актов, что верно установлено судом первой инстанции.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 ст.213 КАС РФ).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённые приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее – Методические указания).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ.
На основании части 4 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ полномочиями на осуществление государственного регулирования и контроля в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Астраханской области полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), наделена Служба по тарифам Астраханской области.
Согласно п. 1.1 Раздела 1 Положения о Службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1.2 п. 2.1 Раздела 2 Положения служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов Астраханской области, нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности службы.
Служба, в соответствии с п.п. 2.1.3.1 п.п. 2.1.3 п. 2.1 Раздела 2 Положения устанавливает, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В соответствии со статьей 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 N 18/2012-03 «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области» исполнительные органы государственной власти Астраханской области издают нормативные правовые акты в форме постановлений.
Обжалуемые постановления исполнительного органа государственной власти - Службы по тарифам Астраханской области издаются его руководителем путем их подписания.
Таким образом, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, поскольку изданы уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики, и могут быть обжалованы в порядке главы 21 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Одним из долгосрочных параметров регулирования является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Процедура государственного регулирования тарифов определена Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18.
В соответствии с пунктом 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление) об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Из обстоятельств дела, установленных судом, следует, что ПАО «Россети Юг» (ранее до 14 апреля 2020 года ПАО «МРСК Юга») осуществляет на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
В настоящее время очередной долгосрочный период регулирования для ПАО «Россети Юг» определен сроком с 2018 г. по 2022 г. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» на 2018 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г., объемы необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2018-2020 г.г.
В последующем в постановление вносились изменения на очередной год долгосрочного периода, в том числе постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 31.05.2021 № 14, которые дополнили:
- приложение № 1 таблицей «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год»;
- приложение № 2 таблицей «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год»;
- приложение № 3 «Показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год»;
- приложение № 5 «НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в части корректировки НВВ организации.
30.04.2020 ПАО «Россети Юг» обратилось в службу с заявлением № АЭ/1502/178 на открытие тарифного дела по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на 2021 г. методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с приложением обосновывающих материалов.
В дополнение к заявлению от 30.04.2020 № АЭ/1502/178 в службу письмом от 19.11.2020 № АЭ/1502/702 филиалом ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» направлены дополнительные материалы к тарифной заявке на 2021 г.
Служба по тарифам Астраханской области в соответствии с требованиями пункта 22 Правил государственного регулирования и пунктов 26, 27 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18 открыла дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 г. и о корректировке необходимой валовой выручки филиалу ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на 2021 г., назначила уполномоченного по делу и утвердила состав экспертной группы, состоящей из специалистов службы, направив Обществу извещение об открытии дела.
В соответствии с пунктами 22, 23 Правил государственного регулирования экспертной группой проведена экспертиза представленных регулируемой организацией предложений и обосновывающих документов, по результатам которой экспертной группой подготовлено экспертное заключение от 25.12.2020 г.
По результатам заседания коллегии Служба по тарифам Астраханской области приняла постановление от 30.12.2020 № 172 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 № 216».
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.04.2021 № 385/21 постановление Службы по тарифам Астраханской области от 30.12.2020 № 172 «О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 № 216» отменено с 01.06.2021.
В пункте 3 приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.04.2021 №385/21 службе поручено установить и ввести в действие не позднее 01.06.2021 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в приказе ФАС России № 385/21.
В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования решения об установлении цен (тарифов) принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Орган регулирования в установленном порядке известил регулируемую организацию о дате, времени и месте заседания коллегиального органа (извещение службы о заседании коллегии 31.05.2021 направлено административному истцу 20.05.2021 № СТ/02-06-1581).
28.05.2021 орган регулирования ознакомил представителя административного истца с материалами коллегии службы, включая проект постановления от 30.05.2021, в части установленных единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год и корректировки необходимой валовой выручки филиалу ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго».
Судом установлено, что 31.05.2021 на заседании Службы присутствовали представители ПАО «Россети Юг» ФИО5, ФИО6, подтвердившие известность им проекта постановления. Замечания от присутствующих на заседании коллегии представителей ПАО «Россети Юг» не поступили.
На заседании коллегии Службы (протокол № 25 от 31.05.2021) принято решение внести в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» изменения, изложив приложения №№ 1-5 к постановлению в новой редакции согласно приложениям №№ 1 -5 к проекту постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 21, частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, Положением о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. N 49-П, статьей 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. N 18/2012-03 "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемые приложения к постановлениям являются изданными уполномоченным органом с соблюдением порядка их принятия и опубликованными в установленном порядке, и по этим основаниям не оспариваются.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
Административный истец указывает, что органом регулирования НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» на 2021 г. определена в экономически не обоснованном размере, так как в необходимой валовой выручке не учтены либо учтены не в полном объеме расходы по отдельным статьям.
Так, органом регулирования не произведена корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год, в том числе:
- расходов по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)»;
- расходов по статье «убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде».
В соответствии с абзацем 16 пункта 38 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов рассчитывается в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с абзацем 20 пункта 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов.
Статьей 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе, относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Истец указывает, что органом регулирования при расчете необходимой валовой выручки (НВВ), в нарушение требований действующего законодательства, не в полном размере учтены заявленные ПАО «Россети Юг» расходы по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» на 2019 г.
В силу вышеуказанных норм Основ ценообразования и Методических указаний при установлении тарифов на 2021 г. корректировка производится в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2019 г. и иных материалов выявлено, что в 2019 г. организация понесла фактически больше (или меньше) расходов, чем ей было в плановом порядке учтено при установлении тарифов на 2019 г.
В тарифной заявке об установлении тарифов на 2021 г. ПАО «Россети Юг» заявило, что расходов по данной статье в 2019 году общество фактически понесло на сумму 663 339,24 тыс. руб.
Из административного искового заявления следует, что кредитные средства привлекались ПАО «Россети Юг» централизованно с целью покрытия кассовых разрывов (недостатка денежных средств) по всем филиалам общества.
Указанная сумма 663 339,24 тыс. руб. определена ПАО «Россети Юг» и отнесена на Астраханский филиал на основании распределения ссудной задолженности и расходов по обслуживанию кредитных ресурсов ПАО «МРСК Юга» между филиалами на основании Методики распределения ссудной задолженности и процентов за кредит (расходов по обслуживанию заемных средств) ПАО «МРСК Юга» между филиалами ПАО «МРСК Юга», утвержденной приказом ПАО «МРСК Юга» от 27.12.2017 № 947, с учетом изменений в соответствии с приказом от 22.02.2019 № 130 (с 14.02.2020 ПАО «МРСК Юга» переименовано в ПАО «Россети Юг»).
Суд, изучив предоставленные письменные доказательства в обоснование доводов, в том числе бухгалтерские документы, выслушав пояснения представителей административного истца о причинах образования кредитного портфеля, возражения органа регулирования, пришел к выводу о том, что образование кассовых разрывов из-за дефицита денежных средств вследствие неисполнения контрагентами филиала договорных обязательств, в части оплаты за оказанные услуги по передаче электрической энергии; в отсутствие информации о целях привлечения кредитов, не свидетельствует об экономической обоснованности, при наличии которой возможен учет указанных расходов в заявленном административном истцом размере. Вследствие чего суд признал решение о не включении органом регулирования заявленных организацией затрат в регулируемые государством тарифы соответствующим требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, также отмечая, что сведения о распределении кредитных денежных средств основаны не на экономических, а на управленческих факторах распределения заемных денежных средств между филиалами, что не порождает условий, указанных в п. 7 7 Основ ценообразования, определяющей, что фактические расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными, то есть могут быть учтены только в привязке к необходимости (обоснованности) расходования средств для осуществления регулируемого вида деятельности. Указанное требование нормативного акта не исполнено Обществом на территории Астраханской области, поскольку ни в тарифной заявке, ни в пояснительной записке к тарифной заявке ПАО «Россети Юг» не указано, на какие цели взяты кредиты для осуществления регулируемого вида деятельности на территории Астраханского филиала.
Необходимость стороннего финансирования регулируемой деятельности, причины ее возникновения, на что указывает Общество, сами по себе, не могут являться тем основанием, которое предусмотрено законом, для вывода об обоснованности и документальной подтверждённости размера расходов в виде процентов, являющихся предметом настоящего судебного разбирательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует представленным суду сведениям, не опровергнутым в ходе судебного разбирательства.
Обстоятельств, указывающих на то, что Служба, изложившая в экспертном заключении, в том числе анализ и оценку финансового состояния регулируемой организации, не проводила оценку документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов, по результатам судебного разбирательства не установлено.
Службой по тарифам Астраханской области в составе неподконтрольных расходов на 2021 г. не в полном размере учтены заявленные ПАО «Россети Юг» расходы по статье «Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств) на 2021 г.
В тарифной заявке ПАО «Россети Юг» заявлено расходов по данной статье на сумму 846 349,00 тыс. рублей, из которых учтено Органом регулирования - 29 160, 73 тыс. руб., как сформированные исходя из объема накопленного сглаживания НВВ.
Учитывая доводы административного истца, состав письменных документов, представленный в обоснование указанных затрат, являющийся аналогичным к уже рассмотренным требованиям о включении в состав НВВ процентов, суд первой инстанции, отказал в их удовлетворении по тем же основаниям.
Оснований не согласиться судебная коллегия также не усматривает, поскольку правовые основы отнесения подобных затрат в состав НВВ регламентируются уже изложенными выше нормами права и обстоятельствами.
Предъявляя настоящий административный иск, Общество также полагает необоснованным решение тарифного органа в части заявления Общества об учете в составе НВВ расходов по статье «убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде».
Судебная коллегия не находит оснований признать вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении данного требования, ошибочным, основанном на неправильном применении норм материального права.
В частности, административный истец указывал, что органом регулирования при расчете НВВ в нарушение требований действующего законодательства не в полном размере учтены заявленные ПАО «Россети Юг» в составе подлежащих корректировке неподконтрольных расходов расходы по статье «убытки прошлых лет» в размере 91 491,10 тыс. руб.
Как верно установлено судом, основная доля затрат в составе убытков прошлых лет образовались в результате спора ПАО «Россети Юг» с ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» по объему оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере 328 487,85 тыс. руб., в связи с вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Астраханской области; корректировка затрат на покупную электроэнергию на компенсацию потерь - электроэнергии по договору с ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в сумме 31 232,61 тыс. руб.
Судом, со ссылками на статью 7 Основ ценообразования, пункт 8 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из определения убытков как отрицательной разницы между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, отказано в отнесении подобных сумм к «убыткам прошлых лет», а также доначисления налога на имущество организаций за 2014-2016 г.г., расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказанных МУП «Благоустроенный город» МО «Город Нариманов», корректировку выручки за услуги по передаче электроэнергии по договору с ООО «МагнитЭнерго», произошедшую по результатам судебных разбирательств.
Изучив предоставленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные затраты понесены административным истцом в результате своих действий вследствие чего не могут оцениваться как экономические обоснованные, подлежащие включению в тариф. Оснований к иным выводам, судебная коллегия, руководствующаяся теми же нормами права, не находит.
Руководствуясь приведёнными нормами, а также вышеприведёнными положениями статьи 7 Основ ценообразования, исходя из фактических обстоятельств дела, следует прийти к выводу, что заявленные Обществом расходы, в их совокупности, нельзя признать возникшими по независящим от него обстоятельствам, в отсутствие ошибочных действий с его стороны, либо направленными на восстановление его нарушенных прав.
Согласно 11 пункту 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Закона об электроэнергетике).
В противном случае будет нарушен баланс экономических интересов поставщика и потребителей электрической энергии, что противоречит статье 6 Закона об электроэнергетике.
С учетом изложенного, заявленные расходы нельзя отнести к экономически обоснованным.
Обществом заявлено о необходимости включения в состав НВВ на 2021 г. расходов по статье «Выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии» и оспаривается только в части расходов, включающих в себя расходы по статьям: «вознаграждения корпоративного секретаря», «вознаграждения членам Комитетов при Совете директоров и секретаря Комитетов», «вознаграждения членам ревизионной комиссии», «компенсация командировочных расходов членам Совета директоров», «компенсация командировочных расходов членам Ревизионной комиссии».
Оспариваемая сумма составляет 1 495, 98 тыс. руб.
Согласно пунктам 17, 19 Основ ценообразования в НВВ включаются расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), в том числе другие расходы из прибыли после уплаты налогов и прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации ("Налог на прибыль"). В частности, пунктами 48.8, 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив указанные доводы и предоставленные в их подтверждение документы, суд установил отсутствие в экспертном заключении надлежащей оценки документов, предоставленных Обществом в подтверждение указанных расходов, вследствие чего пришел к верному выводу о преждевременности суждения об отсутствии экономической обоснованности, и противоречии пункту 23 Правил государственного регулирования цен.
Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ («Налог на прибыль»). В частности, пунктами 48.8, 49 статьи 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Таким образом, названные выплаты являются прочими расходами, относимыми на прибыль после налогообложения, они могут быть включены в состав необходимой валовой выручки при условии документального подтверждения их экономической обоснованности для обеспечения регулируемого вида деятельности, в связи с чем оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части не имеется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, ПАО «Россети Юг» заявлены расходы на 2021 г. в размере 27108,5 тыс. руб., которые представляют собой планируемые средства на реализацию мероприятий по установке приборов учета, вышедших из строя и организации обменного фонда в количестве 932 шт., не учтенных в корректировке инвестиционной программы на 2021 г.
Службой по тарифам Астраханской области данные расходы не учтены.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" на сетевые организации с 01 июля 2020 года возложена обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.
Согласно пункту 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Пунктом 151 Основных положений от 04 мая 2012 года N 442 предусмотрено, что установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 года. В иных случаях установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев: с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии).
Согласно пункту 141 Основных положений от 0 мая 2012 N 442, используемые на 1 июля 2020 года приборы учета электрической энергии, не соответствующие новым требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты.
Суд, рассматривающий спор, пришел к правильному выводу об использовании в период с 01.07.2020 по 01.01.2022 приборов учета электрической энергии, не в полной мере соответствующих новым требованиям законодательства, которые могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты. Используемые приборы учета считывают электрическую энергию с нарастающим итогом, не позволяют регулировать потребление электроэнергии, с их табло необходимо списывать показания и передавать поставщику. Установка интеллектуальных приборов учета производится только в случае утверждения таких мероприятий в инвестиционной программе электросетевых организаций.
В соответствии с пунктом 170 Основных положений от 04 мая 2012 года N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.
Пунктом 173 Основных положений от 04 мая 2012 года N 442 определено, что результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.
Создание интеллектуальных систем коммерческого учета электрической энергии (мощности) относится к мероприятиям капитального строительства и учитывается в инвестиционной программе сетевой организации.
Из анализа предоставленных административным истцом документов, достоверно и полно следует, что им не предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года, в частности: план-график проведения поверок расчетных приборов учета, согласованного с гарантирующим поставщиком; акты, составленные по результатам поверки приборов учета, свидетельствующие о необходимости замены приборов учета; документы в обоснование цены приобретения приборов учета и иного оборудования.
В отсутствие указанных доказательств, оснований к включению подобных затрат в состав НВВ, не имелось, о чем верно отказано Службой по тарифам.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют об ошибочности позиции органа регулирования, а сводятся лишь к несогласию административного истца с отказом в удовлетворении требований, в связи с чем они подлежат отклонению.
Административный истец, обращаясь в суд, утверждал, что органом регулирования в нарушение требований действующего законодательства в составе расходов при установлении тарифов на 2021 г. не учтена величина экономии от снижения технологических потерь электроэнергии, достигнутая филиалом ПАО «Россети Юг» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования в размере 10026 470 руб.
Как установлено судом в период 2013-2017 годы государственное регулирование цен (тарифов) в отношении ПАО «Россети Юг» осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.
Указанными Методическими указаниями предусматривалось корректировка НВВ с учетом показателя величины экономии от снижения объема технологических потерь.
Пунктом 25 названных Методических указаний N 228-э, в редакции, подлежащей применению при установлении спорного размера НВВ, предусматривалось, что полученная величина экономии от снижения объема технологических потерь учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет на каждый расчетный год периода регулирования.
По смыслу приведенной нормы данная величина подлежала учету при корректировке НВВ при применении метода доходности инвестированного капитала.
С 2018 года организация перешла на другой метод регулирования - метод индексации необходимой валовой выручки, в связи с чем с этого периода государственное регулирование осуществляется в соответствии с Методическими указаниями № 98-э.
Указанным документом корректировка НВВ с учетом показателя величины экономии от снижения объема технологических потерь до 01.09.2020 не предусматривался. Требования по определению экономии потерь на основании приказа ФАС России от 01.09.2020 № 804/20 внесены в Методические указания № 98-э, до этого указанные требования в Методических указаний № 98-э не содержали, в связи с чем оснований для корректировки НВВ 2019 г. с учетом показателя величины экономии от снижения объема технологических потерь не имеется.
В соответствии с абзацем вторым пункта 39 Основ ценообразования при изменении метода регулирования результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год. НВВ 2019 г. установлена с применением Методических указаний № 98-э, согласно которым корректировки НВВ с учетом показателя величины экономии от снижения объема технологических потерь не предусматривались, соответственно, в корректировке НВВ 2019 г. органом регулирования отказано обоснованно.
Из административного иска следует, что орган регулирования должен был выполнить корректировку необходимой валовой выручки (НВВ) на 2021 г. с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г.
По предложению ПАО «Россети Юг» величина корректировки должна была составить 22 296,59 тыс. руб.
По оценке службы данная величина корректировки составила 22 040,28 тыс. руб.
Согласно пункту 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основании требований п. 5.1 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 29.06.2010 № 296, рассчитан обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг в размере 0,3%, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2019 году.
Служба при осуществлении корректировки, применяя формулу N 2, отраженную в пункте 11 Методических рекомендаций N 98-э, из НВВ на 2019 г., в целях недопущения повторного влияния результатов фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг, вычла рассчитанный по итогам 2017 г. результат уровня надежности и качества оказываемых услуг, учтенный в составе НВВ на 2019 г. в размере 42 717.20 тыс. руб., с чем суд первой инстанции обосновано не согласился исходя из анализа формулы № 2, содержащейся в пункте 11 Методических рекомендаций N 98-э. Из указанной формулы следует, что она не содержит положений, указывающих на возможность изменения показателя НВВсод i-2, путем вычитания фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2017 г., учтенных в составе НВВ на содержание организации в 2019 г., в связи с чем удовлетворил требования административного истца в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы органа регулирования об обратном не основаны, поскольку не учитывают положения пункта 11 Методических указаний N 98-э об установлении понижающего (повышающего) коэффициента КНКi, корректирующего необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, который определяется в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 года N 254-э/1 (далее - Методические указания N 254-э/1).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Службы по тарифам Астраханской области, ПАО «Россети Юг» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Астраханский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи