Судья Карелин А.В. Дело № 31-41/2017 г.
№ 33-4806/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 января 2017 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ФИО3 района Курганской области, Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ФИО3 района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о восстановлении срока для обжалования, признании незаконным и отмене постановления Администрации ФИО3 района Курганской области, возложении обязанности на Администрацию ФИО3 района Курганской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда
по апелляционной жалобе Администрации ФИО3 района Курганской области на решение ФИО3 районного суда Курганской области от 25 октября 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 срок для обжалования постановления Администрации ФИО3 района Курганской области от <...>№ «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями».
Признать незаконным и отменить постановление Администрации ФИО3 района от <...>№ «Об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями».
Обязать Администрацию ФИО3 района включить ФИО1, <...> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Обязать Администрацию ФИО3 района Курганской области предоставить ФИО1, <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории <адрес>, соответствующие социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее <...> кв. м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В удовлетворении остальной части исковых требований и требований, предъявляемых к Ключевскому сельсовету ФИО3 района Курганской области, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ФИО3 района, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области ФИО1 отказать за необоснованностью.
Взыскать с Администрации ФИО3 района в пользу ФИО1 возврат госпошлины в сумме <...> руб.».
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в Далматовский районный суд Курганской области с иском к Администрации ФИО3 района Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменила, предъявив их к Администрации ФИО3 района Курганской области, Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации ФИО3 района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о представлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование указала, что <...> умерла её мать Л.Г. После смерти матери, её опекуном была назначена её бабушка И.Т. При установлении опеки, жилое помещение за истцом не закреплялось, и она проживала в принадлежащем опекуну доме по адресу: <адрес>. Дом, в котором истец проживала при жизни матери, принадлежал её отчиму и был им впоследствии продан. И.Т. злоупотребляла спиртными напитками, поэтому надлежащим образом обязанности опекуна по защите жилищных прав истца не исполняла. <...> жилой дом, в котором проживала истец с опекуном, сгорел, а И.Т. погибла при пожаре. Сразу после этого истец обращалась в Администрацию Ключевского сельского совета ФИО3 <адрес> с просьбой о предоставлении ей жилого помещения, а <...> она подала в сельский совет заявление о предоставлении ей жилого помещения, так как дом, где она проживала, сгорел. Работники администрации сельского совета оставили её заявление без внимания и даже не зарегистрировали его надлежащим образом, сообщив, что жилого фонда в селе нет, а истцу следует зарегистрироваться в г. Далматово, где ей предоставят жилое помещение как сироте и вследствие утраты дома в результате пожара. Истец не смогла зарегистрироваться в г. Далматово, поэтому <...> была зарегистрирована по месту нахождения сгоревшего дома по адресу: <адрес> Также, истец совместно с сотрудником органа опеки К.А. обращалась в Администрацию ФИО3 района Курганской области с просьбами о предоставлении ей жилого помещения, где ей сообщили, что жилое помещение будет ей предоставлено не ранее чем через 10 лет. Она восприняла это сообщение как обещание постановки её на очередь для получения жилья и 10 лет ждала своей очереди. Процедуру постановки на очередь ей не разъясняли.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настаивала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, несмотря на то, что она уже достигла возраста 23 лет, отсутствие её на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в предоставлении ей жилого помещения.
Настаивала, что до достижения 23-летнего возраста она не была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите её жилищных прав опекуном, органами опеки и попечительства и образовательными учреждениями, в которых она обучалась, а также вследствие незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Вместе с тем, поскольку до достижения ею 23-летнего возраста она обращалась в компетентные органы с требованиями о предоставлении ей жилого помещения, но по независящим от неё причинам её заявления не регистрировались, она относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения на состав семьи 1 человек.
<...> она обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации ФИО3 района Курганской области о признании незаконным и отмене постановления от <...>№ об отказе ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Определением суда от <...> в принятии данного административного искового заявления ей было отказано. Настаивала, что срок для обжалования данного постановления должен быть ей восстановлен, так как она пропустила его из-за обращения в суд с административным иском, а также из-за того, что почтовые извещения по месту её проживания в <адрес> поступают несвоевременно.
Со ссылкой на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормы Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просила восстановить срок для обжалования постановления Администрации ФИО3 района Курганской области от <...>№, признать незаконным и отменить данное постановление, возложить на Администрацию ФИО3 района Курганской области обязанность включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории <адрес>, ответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее <...> кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель по устному ходатайству ФИО2 на иске наставали, доводы иска поддержали.
Представитель ответчиков Администрации ФИО3 района Курганской области и Управления имущественных и земельных отношений Администрации ФИО3 района Курганской области по доверенностям ФИО4 иск не признал. Пояснил, что ФИО1 обратилась в Администрацию ФИО3 района Курганской области с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, после достижения ею 30-летнего возраста. В связи с этим, в удовлетворении её требований ей было отказано обоснованно.
Представитель ответчика Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области ФИО5 – глава Администрации, с иском и изложенными в нем доводами, согласилась.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта ФИО3 района Курганской области по доверенности ФИО6 с иском не согласился.
Далматовским районным судом Курганской области 25 октября 2016 г. постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация ФИО3 района Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование указывает, что ФИО1 на дату подачи заявления о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не относилась к указанной категории лиц и не соответствовала требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настаивает, что обжалуемое истцом постановление Администрации ФИО3 района от <...>. № «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» принято в пределах компетенции ответчика, в порядке и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение об отказе во включении ФИО1 в список, принято ввиду отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований. ФИО1 не относится к категории лиц, имеющих право на подачу заявления о включении её в такой список, справка органа опеки и попечительства, подтверждающая, что ФИО1 имеет статус ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была представлена.
Суд, признавая постановление незаконным, не указал, каким нормативно-правовым актам оно не соответствует, а также не указал в соответствии с каким нормативно-правовым актом на суд возложено полномочие по отмене постановлений Администрации ФИО3 района Курганской области.
Также отмечает, что в ходе судебных разбирательств суд посчитал доказанным факт обращения ФИО1 до достижения ею 23-летнего возраста в Администрацию Ключевского сельского совета для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Ответчик с данным выводом суда не согласен, поскольку в качестве доказательств для такого вывода, суд принял показания истца ФИО1, показания представителя Администрации Ключевского сельского совета ФИО5, показания свидетелей О.В., А.Л., С.О., и ксерокопию заявления ФИО1
В тоже время, в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если не передан суду оригинал данного документа или доказательства.
В ходе рассмотрения дела из показаний вышеуказанных лиц установлено, что предъявленная суду копия заявления ФИО1 на имя главы администрации Ключевского сельского совета датированная <...>, была обнаружена работниками Ключевского сельского совета в документации. Однако ни один из свидетелей не сообщил суду достоверные сведения о времени и обстоятельствах помещения этой копии в документацию сельского совета, также о точном времени обращения ФИО1 в Администрацию Ключевского сельского совета с подлинником данного заявления. При этом возможность подачи ФИО1 такого заявления после достижения ею возраста 23 лет не была исключена. Истец ФИО1 каких-либо доказательств того, что она обращалась в сельский совет с подлинником данного заявления <...>, не представила. Доводы истца об её обращении в иные органы, такие как Администрация г. Далматово, Администрация ФИО3 <адрес>, отдел опеки и попечительства, уполномоченные законом на обеспечение ее жилым помещением, в период, когда она относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом проверялись поверхностно, путем получения показаний свидетелей. Каких-либо сведений от этих органов по данному вопросу не запрашивалось и к материалам дела не приобщалось. Однако в решении суд сослался на данные обстоятельства, как на доказательства ненастойчивого обращения истца за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет.
Отмечает, что согласно действующему правовому регулированию, материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с установленным порядком жилые помещения приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и не позднее чем через 2 месяца с момента их регистрации в реестре государственного имущества Курганской области передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Органом уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Законодательством определен алгоритм действийкаждогоучреждения в процессе обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и действия муниципального учреждения - Администрации ФИО3 района являются в данном процессе заключительными. Исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан органом местного самоуправления поставлено законом в зависимость от соответствующих действий государственного органа. На момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальную собственность ФИО3 района не поступили. При указанных обстоятельствах исполнение обжалуемого решения суда не представляется возможным, по причинам не зависящим от Администрации ФИО3 района Курганской области.
В связи с изложенным полагает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Истец ФИО1 в возражении на апелляционную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области в возражении на апелляционную жалобу также не соглашается с изложенными в ней доводами, просит оставить судебное решение без изменения.
Представители Администрации ФИО3 района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации ФИО3 района Курганской области, Отдела опеки и попечительства Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта ФИО3 района Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили. От представителя Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Правовое регулирование государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась <...>, её родителями являются Л.Г. и И.Р., при этом сведения об отце указаны в документах о рождении ребенка со слов матери.
Л.Г. умерла <...>, в связи с чем, с <...> в отношении ФИО1 была установлена опека И.Т. (бабушки).
При этом, при установлении опеки, какое-либо жилое помещение за истцом не закреплялось, а из постановления Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области от <...> об установлении опеки и материалов личного дела опекаемой усматривается, что местом проживания несовершеннолетней предполагался дом её опекуна в <адрес><адрес> (л.д. 31-44).
Согласно справке Отделения надзорной деятельности по Далматовскому району от <...>, жилой дом в <адрес><адрес>, принадлежавший И.Т. сгорел <...> (л.д. 11).
Из пояснений ФИО1, не оспоренных ответчиком в установленном законом порядке, её опекун И.Т. при пожаре погибла, а в результате уничтожения дома, истец лишилась единственного места проживания.
Разрешая спор и приняв во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, данный правовой статус истца подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, свидетельствующими о том, что истец состояла на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства Администрации ФИО3 района.
Суд первой инстанции также верно установил, что статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО1 приобрела до достижения ею возраста 18 лет, в период с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имела право на предоставление ей гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В редакции указанного Федерального закона, действовавшей до внесения изменений 29 февраля 2012 г., было предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление им жилых помещений органами исполнительной власти.
Статьей 8 указанного Федерального закона в редакции от 29 февраля 2012 г. установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Курганской области порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей».
Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки), включение их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции от 29 декабря 2015 г. № 134) и в пределах переданных муниципальному образованию государственных полномочий по опеке и попечительству, Администрацией ФИО3 района Курганской области формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Постановлением Администрации ФИО3 <адрес> от <...>№, ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в связи с тем, что на дату подачи ею заявления <...>, о включении ее в список, возраст ФИО1 составлял <...> года, что не соответствует статусу лиц, установленному статьей 1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 12-13).
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Заявляя иск, ФИО1 утверждала, что предпринимала попытки реализовать свое право на получение жилого помещения сразу после гибели её опекуна и уничтожения жилого дома, где она проживала с опекуном, обращаясь в Администрацию Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области с просьбой предоставить ей жилье. Просила признать постановление от <...>№ незаконным, так как своевременно обратиться с заявлением о постановке её на очередь для получения жилого помещения, она не могла в связи с ненадлежащей защитой её жилищных прав со стороны опекуна и иных организацией в сфере опеки и попечительства.
В подтверждение данных доводов, в дело представлена копия заявления ФИО1 на имя главы Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области О.В. от <...> с просьбой предоставить ей жилое помещение в связи с тем, что её дом сгорел (л.д. 10,49).
Из заявления ФИО1 на имя главы Ключевского сельсовета ФИО3 района П.Ю. от <...> также усматривается, что ФИО1 просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что жилой дом, в котором она была зарегистрирована, уничтожен огнем (л.д. 50).
Согласно копии заявления ФИО1 на имя главы Ключевского сельсовета ФИО3 района от <...>, истец просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как малоимущую и в связи с тем, что у неё сгорел дом (л.д. 111-112).
Из уведомлений на имя ФИО1 от <...> следует, что на основании постановлений Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области от <...> истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 134-135).
Также, в ходе рассмотрения дела по существу, судом первой инстанции были допрошены в качестве свидетелей сотрудники Администрации Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области, О.В. (глава Администрации сельского совета в период с <...> по <...> годы), А.Л., (специалист Администрации сельского совета с <...> по <...> годы), С.О. (с марта <...> г. - глава Администрации сельского совета, специалист Администрации сельского совета с <...> г. по настоящее время), подтвердившие, что ФИО1 действительно после смерти матери проживала с бабушкой, а после гибели бабушки и уничтожения дома при пожаре, обращалась в Администрацию Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области с просьбой предоставить ей жилое помещение для проживания. Поскольку в селе не было свободного жилого фонда, ей было рекомендовано обратиться с данным вопросом в Администрацию ФИО3 района Курганской области.
Также, судом была допрошена в качестве свидетеля К.А., работавшая в отделе опеки и попечительства Администрации ФИО3 района с декабря <...> г. по сентябрь <...> г., которая подтвердила, что после смерти матери, ФИО1 приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. После гибели бабушки и уничтожения дома при пожаре, ФИО1 лишилась единственного места жительства и в период с <...> по <...> годы обращалась в Администрацию ФИО3 района Курганской области с просьбой предоставить ей жилое помещение, но по каким-то причинам на учет принята не была.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, а также незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
В статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
Согласно приведенной правовой норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности того обстоятельства, что ФИО1 до достижения ею 23-летнего возраста обращалась в уполномоченные органы с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При этом, по мнению суда первой инстанции, непринятие мер по постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как включение указанной категории граждан в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может зависеть только от действий самих лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции верными и оснований для иной оценки доказательств по делу не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1, по состоянию на <...> достигла возраста 23 лет и не относилась к категории лиц, которые могут быть включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отклоняются, поскольку материалами дела установлено, что попытки реализовать свое право на получение жилого помещения предпринимались ФИО1 в период с <...> по <...> годы, но не достигли результата по вине органов местного самоуправления.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции о незаконности постановления Администрации ФИО3 района Курганской области от <...>№, вопреки доводам апелляционной жалобы, являются обоснованными.
Также, судебная коллегия считает, что судом дана надлежащая оценка, как достоверному доказательству, копии заявления ФИО1 в Администрацию ФИО3 района Курганской области от <...>, исследованы обстоятельства обнаружения данной копии в документах Ключевского сельского совета ФИО3 района Курганской области, опрошены свидетели по данному факту.
Таким образом, копия указанного заявления, даже в отсутствие оригинала, косвенно подтверждает доводы истца о том, что она обращалась в <...> г. до достижения ею возраста 23 лет в органы местного самоуправления с заявлением о представлении ей жилого помещения. При этом следует учитывать, что выводы суда первой инстанции основаны не только на копии указанного заявления, а на совокупности доказательств по делу, свидетельствующих о том, что ФИО1 после смерти матери приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, о чем достоверно было известно, как органам опеки и попечительства, так и органам местного самоуправления и предпринимала попытки реализовать свое право на получение жилого помещения.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что копия заявления ФИО1 в Администрацию ФИО3 района Курганской области от <...> в силу части 6 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может являться доказательством по делу, судебной коллегией также отклоняются.
ФИО1 <...>, окончила обучение в МКОУ <...> затем с <...> по <...> проходила обучение в профессиональном училище №<адрес>, с <...> по <...> - в <...>, с <...> по <...> - в <...>
Из представленных в дело доказательств усматривается, что собственником либо нанимателем жилого помещения, или членом семьи нанимателя жилого помещения истец не является, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Указанные обстоятельства, в том числе, нуждаемость ФИО1 в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами, не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» обязательства Курганской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в качестве отдельных государственных полномочий переданы органам местного самоуправления, вывод суда о возложении на Администрацию ФИО3 района Курганской области обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории города Кургана в пределах нормы предоставления – не менее <...> кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с правовым регулированием установленным нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности – по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, изменен Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области».
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» в редакции указанного выше закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области указав, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию ФИО3 района Курганской области обязанность по обеспечению истца жильем, суд первой инстанции правомерно исходил из объема переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в данной сфере.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 320.1, абзацем 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение ФИО3 районного суда Курганской области от 25 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ФИО3 района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи: