ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-0973/2016 от 18.01.2016 Московского городского суда (город Москва)

Судья: Карпова А.И.

Гр. дело № 33-973

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2016 года

Судебная коллегия по  гражданским делам Московского городского суда

в составе: председательствующего Салтыковой Л.В.,

и судей Гончаровой О.С., Дементьевой Е.И.,

при секретаре ИЕ.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы, выраженное в уведомлении от 5 июня 2015 г. № /******/ об отказе в приеме документов.

Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление /******/ от 03.06.2015 № /******/ о переводе жилого помещения в нежилое помещение, общей площадью 74,2 кв.м., жилой - 46,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва /******/ в нежилое помещение для принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

УСТАНОВИЛА:

/******/ обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приеме документов по предоставлению государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения.

В обоснование своих требований /******/ ссылался на следующие обстоятельства.

Он является собственником помещения, находящегося по адресу: г. Москва, ул. /******/.

03 июня 2015 г. /******/ обратился в службу «Одного окна» Департамента городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое, собственником которого он является, в целях использования в качестве офиса.

Уведомлением от 05.06.2015 г. № /******/ Департамент городского имущества г. Москвы отказал в приеме документов.

/******/ считает такой отказ ДГИ г. Москвы незаконным, нарушающим его законные права и интересы.

С учетом изложенного, /******/ просил суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 05 июня 2015 г. № /******/ об отказе в приеме документов; обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть заявление от 05.06.2015 г.  № /******/ о переводе жилого помещения в нежилое помещение, общей площадью 74,2 кв.м., жилой - 46,0 кв.м., находящегося в его собственности, расположенного по адресу: г. Москва, /******/, для принятия решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения путем принятия решения о переводе помещения в нежилое помещение в течение 20-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность постановленного судом решения проверена в апелляционном порядке.

В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности /******/, который поддержал доводы апелляционной жалобы.

В заседание судебной коллегии явился представитель истца /******/. по доверенности /******/, которая с решением суда согласна, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.

/******/ является собственником помещения общей площадью 74,2 кв.м., жилой 46,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, /******/.

Из материалов дела следует, что 03 июня 2015 г. /******/ обратился в службу «одного окна» Департамента городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое, собственником которого он является.

Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 05.06.2015 года № /******//******/ отказано в приеме документов.

При этом Департамент городского имущества города Москвы исходил из того, что в комплекте документов, представленном заявителем отсутствует протокол общего собрания собственников помещений по вопросу передачи в пользование части общего имущества, а также прилагаемые к нему документы, установленные распоряжением Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 21.08.2014 года № 12 и согласие ДГИ г. Москвы на использование земельного участка.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в приеме документов по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое.

С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Оказание услуги по подготовке уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в городе Москве регулируется Регламентом подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа приведен в п. 5.7 Регламента.

Как установлено 5.7.1 Регламента причиной отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа является, в том числе, представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки запрашиваемого документа.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, ДГИ г. Москвы руководствовался ст.36, ч.2 ст.40, 44, ч.1 ст.46 ЖК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах» и пришел к выводу, что работы по перепланировке нежилого помещения, принадлежащего заявителю, связаны с передачей части общего имущества многоквартирного дома, однако в нарушение указанных норм права заявителем не было представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества.

Согласно имеющему в материалах дела проекту перепланировки и переустройства квартиры № 14 по адресу: г. Москва, /******/, предусмотрено устройство металлической лестницы входа и входной площадки на придомовой территории, относящейся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пп. 5.2 п. 5 Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП, при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет также копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией.

Пунктом 5.4 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что в указанных случаях предоставляется также документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Само по себе то обстоятельство, что земельный участок в установленном порядке не поставлен на кадастровый учет и не включен в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме, не свидетельствует о незаконности уведомления ДГИ г. Москвы.

В соответствии с п. 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии оснований у Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги не состоятельны, противоречат действовавшему по состоянию на дату вынесения уведомления и действующему на настоящее время законодательству города Москвы.

При таких данных, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований /******/ о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 05.06.2015 г. № /******/ об отказе в приеме документов; возложении на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности рассмотреть заявление /******/ о переводе жилого помещения в нежилое помещение, общей площадью 74,2 кв.м., жилой 46,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. /******/, для принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований /******/ о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 05.06.2015 г. № /******/ об отказе в приеме документов; возложении на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности рассмотреть заявление /******/ о переводе жилого помещения в нежилое помещение, общей площадью 74,2 кв.м., жилой 46,0 кв.м., расположенного по адресу:                         г. Москва, ул. /******/, для принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

Председательствующий:

Судьи: