Судья: Панова И.В. Дело № 33-10000/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Прокофьева В.В.,
ФИО1,
при секретаре Косенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2013 года гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Администрации Нижнетуринского городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдачи такого разрешения
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Администрации Нижнетуринского городского округа ФИО3 на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 20.06.2013.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя ФИО2 – ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Нижнетуринского городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдачи такого разрешения. В обоснование требований указал, что между ним и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Нижнетуринского городского округа ( / / ) был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ... сроком ... года по ( / / ), целевое использование - проектирование и строительство остановочного комплекса. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Заявитель во исполнение взятых по договору обязательств направил в отдел Архитектуры и градостроительства Комитета по земельным и имущественным отношениям, архитектуры и градостроительства Администрации Нижнетуринского городского округа заявление на получение разрешения на строительство объекта недвижимости от ( / / ) с прилагаемыми документами: копией проекта остановочного комплекса, рабочую документацию, четыре проекта остановочных комплексов, проект по водоснабжению и водоотведению, рабочую документацию, эскизный проект, копию договора аренды и градостроительного плана земельного участка. ( / / ) заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на решение Думы Нижнетуринского городского округа от 27.12.2012 № 143, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится в зоне парков, скверов, городских садов, и в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков данной зоны размещение остановочных комплексов отсутствует. Заявитель считает данный отказ незаконным, противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации, нарушающим его права и создающим препятствия к осуществлению прав.
Решением суда заявление ФИО2 удовлетворено. Решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения, выраженное в Уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство от ( / / ), выданное ФИО2 Администрацией Нижнетуринского городского округа в лице отдела архитектуры и градостроительства Комитета по земельным и имущественным отношениям, архитектуры и градостроительства Администрации, признано незаконным, нарушающим права и свободы ФИО2 и создающим препятствия к осуществлению им своих прав и свобод. На Администрацию Нижнетуринского городского округа в лице отдела архитектуры и градостроительства Комитета по земельным и имущественным отношениям, архитектуры и градостроительства возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя и препятствие к осуществлению его прав и свобод.
С таким решением не согласилось заинтересованное лицо Администрация Нижнетуринского городского округа, подав через своего представителя апелляционную жалобу. Автор жалобы ссылается на то, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, землепользователями, арендаторами земельных участков независимо от форм собственности на земельные участки (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). С момента внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Нижняя Тура Решением Думы Нижнетуринского городского округа от 27.12.2012 № 143 изменился вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого ФИО2, в связи с чем, данный земельный участок в настоящее время расположен в зоне, где строительство остановочных комплексов не разрешено. Градостроительный план земельного участка был выдан ФИО5 до изменения градостроительного регламента. По этим основаниям считает оспариваемый заявителем отказ законным и просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя ФИО2 – ФИО4 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заявитель ФИО2, заинтересованное лицо Администрация Нижнетуринского городского округа в заседание судебной коллегии не явились. Как следует из материалов дела, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле ( / / ) по почте. Принимая во внимание, что неявившиеся в судебное заседание лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
По правилам главы 25 ГПК РФ для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от ( / / ) № утверждена схема расположения и акт № выбора земельного участка для размещения объектов строительства в городе Нижняя Тура (л.д. 61). Согласно данному постановлению и акту № выбора земельного участка изначально требуемый земельный участок относился к землям населенных пунктов общественно-деловой зоне, площадь ...
Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от ( / / ) № вышеуказанный земельный участок был предоставлен ФИО2 с указанием на необходимость впоследствии получения разрешения на строительство в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3). В этот же день ( / / ) между ФИО2 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Нижнетуринского городского округа был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ... сроком ... года, целевое использование - проектирование и строительство остановочного комплекса (л.д. 13-15). ( / / ) договор зарегистрирован в Управлении службы государственной регистрации, кадастра и картографии. О том, что договор является действующим на момент рассмотрения дела, не изменялся, не расторгался, представителем Администрации не оспаривалось.
( / / ) заявитель направил в Администрацию Нижнетуринского городского округа заявление о выдаче разрешения на строительство (л.д. 9-10).
Однако, уведомлением от ( / / ) ФИО2 было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине нахождения земельного участка в зоне парков, скверов и городских садов со ссылкой на Правила землепользования и застройки г. Нижняя Тура, утвержденные решением Нижнетуринской городской Думы от 27.12.2012 № 143, т.е. уже после заключения договора аренды. Об изменении данных условий заявитель в известность поставлен не был, изменения в договор аренды в этой части не вносились. Также в качестве основания для отказа указано, что в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка данной зоны размещение остановочных комплексов отсутствует.
Уведомление подписано главным архитектором Администрации Нижнетуринского городского округа ФИО3, полномочия данного должностного лица судом первой инстанции проверены: право на выдачу разрешения на строительство действительно отнесено к компетенции данного должностного лица на основании должностной инструкции, Положения о Комитете по земельным и имущественным отношениям, архитектуры и градостроительства Администрации Нижнетуринского городского округа, утвержденного решением Думы Нижнетуринского городского округа от 27.04.2012 № 25-п.3.4.3 (л.д. 45-60).
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что ФИО2 были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство, перечень которых обозначен в п. 7 ст. 51 ГрК РФ, основание же, приведенное в отказе в выдаче разрешения на строительство, законом не предусмотрено, в связи с чем отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство законным не является.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство по правилам ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ может послужить отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось лицами, участвующим в деле, что в связи с внесением Решением Думы Нижнетуринского городского округа от 27.12.2012 № 143 изменений в Правила землепользования и застройки Нижнетуринского городского округа, утвержденные Решением Нижнетуринской городской Думы от 21.05.2008 № 39, предоставленный ФИО2 земельный участок в настоящее время расположен в зоне парков, скверов, городских садов (Р-2) и в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков данной зоны размещение остановочных комплексов отсутствует.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указанная же в уведомлении Администрации Нижнетуринского городского округа от ( / / ) причина отказа - изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, установленных п. 13 ст. 51 ГрК РФ, не предусмотрена, в связи с чем оспариваемое решение Администрации Нижнетуринского городского округа не может быть признано соответствующим требованиям закона.
Ссылка в апелляционной жалобе на представление ФИО5 в числе документов, необходимых для получения разрешения на строительство в соответствии с п.7 ст. 51 ГрК РФ фактически недействительного градостроительного плана повлечь отмену решения суда не может, поскольку указанное обстоятельство основанием отказа в выдаче разрешения на строительство не являлось.
Принимая во внимание, что решение Администрации Нижнетуринского городского округа об отказе в выдаче разрешения закону не соответствует и нарушает права заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 20.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Администрации Нижнетуринского городского округа в лице отдела архитектуры и градостроительства Комитета по земельным и имущественным отношениям, архитектуры и градостроительства ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий Шурыгина Л.Г.
Судьи Прокофьев В.В.
ФИО1