Судья: Мягкова Е.А. дело № 33-1000/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Самойловой Н.Г.,
судей: Жабиной Н.А., Куратовой Л.В.,
при секретаре: Чернове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2012 года, которым исковые требования прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система детских библиотек», Администрации Волгограда, Департаменту по делам культуры администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о возложении обязанности к созданию условий, обеспечивающих доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – библиотеке-филиалу № <...>, расположенному по адресу: <адрес> и библиотеке-филиалу № <...>, расположенному по адресу: <адрес>, а именно: входную группу (лестницы, двери) оборудовать тактильными полосами; организовать при входе съезд не более 10%; оснастить звуковой информацией; обеспечить тактильную информацию, на полотнах дверей – оборудовать яркую контрастную маркировку на уровне 1,2-1,5 м. от пола в виде прямоугольника 10х20 см. или круга диаметром 15 см. желтого цвета оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Самойловой Н.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система детких библиотек» (далее ВМУК «ЦСДБ»), Администрации Волгограда, Департаменту по делам культуры администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о возложении обязанности к созданию условий, обеспечивающих доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в филиале № <...> ВМУК «ЦСДБ», расположенного по адресу: <адрес>, а также филиале № <...> по <адрес> отсутствует пандус для съезда коляски с поручнями, отсутствуют поручни, тактильные рельефные полосы, направляющие вдоль путей движения. Указанные нарушения существенно нарушают интересы инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с чем, прокурор просил обязать ВМУК «ЦСДБ», Администрацию Волгограда, Департамент по делам культуры администрации Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда создать условия обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в солидарном порядке в филиале № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, в филиале № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: входную группу (лестницы, двери) оборудовать тактильными полосами; организовать при входе съезд не более 10%; оснастить звуковой информацией; обеспечить тактильную информацию, на полотнах дверей – оборудовать яркую контрастную маркировку на уровне 1,2-1,5 м. от пола в виде прямоугольника 10х20 см. или круга диаметром 15 см. желтого цвета.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм процессуального права, просит его отменить.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ответчик Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, третье лицо ГКУ «ЦСЗН по Краснооктябрьскому району г. Волгограда» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились в связи, с чем на основании статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив эти доводы, выслушав объяснения представителя истца - прокурора Маминой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционного представления в части, просившей решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в части обеспечения филиалов детской библиотеки съездом, представителей ответчиков администрации Волгограда - Г. Волгоградского муниципального учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек», Департамента по делам культуры администрации Волгограда - Д. возражавших против доводов представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19)
Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года № 757 ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Как следует из п. 1.4 Устава Волгоградского муниципального учреждения культуры "Централизованная система детских библиотек" - собственником имущества, передаваемого учреждению в оперативное управление, является муниципальное образование Волгоград.
Согласно Акте обследования МУБ «Детская Библиотека № <...>», расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный объект является недоступным для маломобильных групп населения и собственникам объекта необходимо оборудовать их в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001: пути движения привести в удовлетворительное состояние; оборудовать входную группу (лестницы, двери) тактильными полосами и информацией для слабовидящих, оборудовать съезд, установить звуковую информацию.
В Акте обследования МУК «ЦВДБ Детская библиотека филиал № <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, также указано, что данный объект является недоступным для маломобильных групп населения и собственникам объекта необходимо оборудовать их в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001: входную группу и внутренних путей движения, оборудовать съезд, установить звуковую информацию.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктами 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01 сентября 2001 года постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН (маломобильных групп населения), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, при ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни, входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование, поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
В актах обследования указано, что высота входной площадки (крыльца) от уровня земли согласно нормативу доступности составляет до 45 см, при этом в филиале № <...> данная высота составляет более 45 см, поскольку там имеются 4 ступени, а в филиале № <...> более 10 см.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что оснований для организации при входе съезда не более 10% не имеется.
Суд также пришел к выводу о том, что требования истца о понуждении ответчиков к оснащению филиалов №№ <...> и 2 звуковой информацией удовлетворению не подлежат, поскольку из актов обследования данных филиалов не усматривается необходимость оснащения указанных объектов данным оборудованием.
Рассматривая требования прокурора о понуждении ответчиков оснастить входную группу (лестницы, двери) тактильной информацией, суд счел их не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В обоснование заявленных требований в части оснащения входной группы тактильной информацией, прокурор ссылается на положения ГОСТ Р 52875 – 2007.
Пунктом 3.2 ГОСТ Р 52875 - 2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» предусмотрено, что тактильным наземным указателем является средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного или напольного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
В соответствии с пунктом 4.3.1. ГОСТ Р 52875 - 2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» тактильные напольные указатели располагают в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования.
Учитывая, что расположение тактильных указателей на входных группах не предусмотрено, суд не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности по оснащению входных групп (лестницы, двери) филиалов №№ <...> и 8 тактильной информацией.
По требованиям прокурора о понуждении ответчиков оборудовать на полотнах дверей яркую контрастную маркировку на уровне 1,2-1,5 м от пола в виде прямоугольника 10 х 20 см или круга диаметром 15см желтого цвета, то суд также не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку в соответствии с пунктом 3.25 СНиП 35-01-2001 такая маркировка предусматривается на прозрачных полотнах дверей. Однако истцом не было представлено доказательств того, что в филиалах №№ <...> и 8 установлены двери из прозрачного полотна.
С учетом изложенного, суд посчитал заявленные требования необоснованными, отказав прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Из акта обследования библиотеки-филиала № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ представителем прокуратуры <адрес> Е., представителем ГКУ ЦСЗН по <адрес> Волгограда Д., следует, что: входная группа (двери) не оснащена тактильной информаций (СНиП 35-01-2001); съезд при входе отсутствует (высота крыльца (площадки) выше 0,15 м); отсутствует звуковая информация; ярко-контрастная маркировка не нужна, так как полотно двери металлическое.
Из акта обследования библиотеки-филиала № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ представителем прокуратуры <адрес> Е., представителем ГКУ ЦСЗН по <адрес> Волгограда Д., следует, что: входная группа (двери) не оснащена тактильной информаций (СНиП 35-01-2001); при входе отсутствует съезд, так как высота выше 1 м и в наличии 4 ступени, отсутствуют поручни; отсутствует звуковая информация; полотно двери белого цвета, поэтому ярко-контрастная метка не требуется. Прозрачные двери на входах и в здании, на которых ярко-контрастная маркировка отсутствует. Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета.
Данные акты выводы суда не опровергают, поскольку оснащение входных групп тактильной информацией и звуковой информацией СНиП 35-01-2001 не требует. Ярко-контрастная маркировка на дверях не требуется, поскольку в филиале № <...> полотно двери не прозрачное, а в филиале № <...>- полотно двери также не является полностью прозрачным.
При этом СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусматривает надлежащее оборудование лестниц поручнями и пандусов. Однако таких требований прокурор не заявлял, в связи с чем суд правомерно в соответствии с правилами ст.196 ч.3 ГПК РФ рассмотрел спор по заявленным истцом требованиям.
Доводы апелляционного представления повторяют доводы искового заявления, и не могут являться основанием к отмене решения суда. Судом указанным доводам была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционного представления о том, что суд не учел требования п.п.3.9,3.13,3.14 СНиП 35-01-2001, несостоятельны, поскольку, как уже указывалось выше, прокурор не заявлял исковых требований об оборудовании лестниц пандусами, поручнями и т.п.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора о том, что директор филиала № <...> ВМУК «ЦСДБ» привлечена постановлением мирового судьи к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонения от исполнения требований доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, не является основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку данное постановление не носит преюдициального характера для настоящего дела и не влияет на его законность и обоснованность.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: