ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10024 от 31.08.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Катаева Т.В.

Дело № 33- 10024

Г.Пермь 31 августа 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего: Киселевой Н.В.

Судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И.

При секретаре Араслановой О.Р.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 31.08.2016 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Мусиной В.Х. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 08.06.2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Мусиной В.Х. отказать».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Мусина В.Х. обратилась в суд к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» с иском, в котором просила признать незаконными платежные требования ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт, а также исключить жилой дом № ** по ул.**** г.Добрянки из Перечня многоквартирных домов на территории Добрянского городского поселения, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденного постановлением администрации Добрянского городского поселения от 26.02.2015 года. В обоснование заявленных требований указала, что с декабря 2015 года ежемесячно получает платежные извещения фонда по оплате взносов на капитальный ремонт начиная с октября 2015 года, согласно которым истец должна оплачивать по *** руб. *** коп. ежемесячно, а также задолженность с мая по сентябрь 2015 года в размере *** руб. *** коп. Указанные требования считает незаконными, поскольку бюджет Фонда может формироваться за счет благотворительных взносов собственников, принудительное отчисление является недопустимым. Кроме того, истец не желает оплачивать капитальный ремонт жилых домов, к которым не имеет какого-либо отношения.

Администрацией Добрянского городского поселения не были соблюдены порядок принятия решения о формировании фонда капитального ремонта, так как общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось, а также порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Собственники помещений дома, в том числе истец, не являются долевыми собственниками общего имущества многоквартирного дома, следовательно, у них отсутствует обязанность по содержанию всего, что расположено за пределами квартир.

В судебном заседании Мусина В.Х. участие не принимала, ее представитель на удовлетворении иска настаивал.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Мусина В.Х., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе указывает, что постановление о формировании фонда капитального ремонта принято администрацией задолго до истечения срока, в течение которого собственникам помещений следовало принять решение о способе формирования фонда. Проведение общего собрания собственников помещений дома администрацией городского поселения не инициировано.

Представленные администрацией документы о принятии мер по извещению населения о проводимых мероприятиях по вопросам проведения капитального ремонта датированы после 18.08.2014 года; объявления в СМИ размещались не надлежащим образом; мониторинг технического состояния дома не проводился, акт осмотра от 24.09.2014 года подтверждением его проведения не является.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного постановления.

Материалами дела установлено, что жилой дом по ул.**** является многоквартирным жилым домом. Мусина В.Х. является собственником доли квартиры № ** указанного дома.

Постановлением администрации Добрянского городского поселения № 79 от 26.02.2015 года сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в отношении домов согласно Перечню, где собственники помещений в срок до 05.11.2014 г. не выбрали способ формирования такого фонда, или выбранный способ не реализован. В данный список включен жилой дом по ул.****.

Предъявляя настоящие исковые требования в суд, Мусина В.Х. полагала, что обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт в НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» у нее отсутствует. Требования истца правомерно признаны судом необоснованными и оставлены без удовлетворения.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из предусмотренных в ней способов управления многоквартирным домом. Так, заявителями данная обязанность реализована, ими на общем собрании выбран такой способ управления домом, как непосредственное управление принадлежащим им общим имуществом в многоквартирном доме. При этом следует учесть, что управление многоквартирным домом - это действия, направленные на организацию жилищно-коммунального обслуживания жильцов многоквартирного дома. В случае, когда управление многоквартирным домом осуществляют собственники помещений непосредственно, то это означает, что они самостоятельно на основании решений общего собрания вступают в договорные отношения с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Данными актами, в частности, на основании решений общего собрания устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора.

В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.

Согласно ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, находящиеся на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Законом собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать способ формирования фонда капитального ремонта - либо формирование фонда капитального ремонта на специальном счете с определением его владельца, либо формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, которым является специализированная некоммерческая организация, создаваемая субъектом Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона Пермского края № 304-ПК от 11.03.2014 года «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования Программы капитального ремонта, то есть до 05.11.2014 года, поскольку официальное опубликование программы имело место 05.05.2014 года.

Таким образом, обязанность по выбору способа формирования капитального ремонта возникла у заявителя, как сособственника жилого помещения, с мая 2014 года, тогда как общее собрание жильцами названного жилого дома по принятию решения о выборе фонда капитального ремонта не проводилось.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 170 ЖК РФ, в силу которой если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления области в течение 10 дней принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете областного оператора.

Постановлением № 79 от 26.02.2015 года администрация Добрянского городского поселения постановила сформировать фонд капитального ремонта домов на территории Добрянского городского поселения на счете регионального оператора - НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае». В список домов, где собственники помещений не выбрали способ формирования такого фонда или выбранный способ ими не реализован, включен жилой дом по ул.**** г.Добрянка.

Оспаривая включение дома по ул.**** в Перечень…, истец указывает на нарушение администрацией Добрянского городского поселения положений ч.6 ст.170 ЖК РФ, поскольку общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не созывалось. Между тем, в силу ч.5 ст.170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме и только в случае, если такое решение не было принято орган местного самоуправления осуществляет меры, предусмотренные частью 6 ст.170 ЖК РФ. При этом жилищное законодательство не ставит принятие региональной программы в зависимость от решения указанных вопросов. Кроме того, как правильно указал суд, в силу ст.173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Довод заявителя о том, что включение дома по ул.**** в Перечень… нарушаются ее права, поскольку на собственника возлагаются дополнительные расходы, является также необоснованным. В силу жилищного законодательства на собственниках жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме лежит бремя расходов на его содержание. Данные правовые нормы направлены на поддержание дома в состоянии, отвечающем, в общих интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме, санитарным и техническим требованиям.

Положениями статьи 169 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. В силу ч.4 ст.6 Закона Пермского края № 304-ПК от 11.03.2014 года «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» данная обязанность возникает у них по истечении 8 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что у Мусиной В.Х. в силу закона возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Довод заявителей о нарушении процедуры проведения мониторинга технического состояния многоквартирного дома, обоснованно отвергнут судом как несостоятельный.

Постановлением Правительства Пермского края № 289-п от 24.04.2014 года утвержден порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 указанного порядка лицами, ответственными за осмотр технического состояния многоквартирного дома, являются организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. Орган местного самоуправления муниципального образования является ответственным лицом только в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Информация по результатам мониторинга, согласно п.3.3. Порядка направляется ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, начиная с 2015 года.

Согласно ч.4 ст.16 Закона Пермского края № 304-ПК от 11.03.2014 года результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов учитываются не только при формировании, но и при актуализации региональной программы капитального ремонта.

Следовательно, поскольку результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов являются основанием для ежегодной актуализации региональной программы, не проведение мероприятий по мониторингу лицами, ответственными за проведение указанного мероприятия, либо проведение с нарушением установленной процедуры, не является основанием для не включения многоквартирного дома в региональную программу.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию правовых норм, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в лице своего представителя в суде первой инстанции в обоснование исковых требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Апелляционную жалобу Мусиной В.Х. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 08.06.2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –