ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10035/2016 от 21.07.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Кривошапова М.В. дело № 33-10035/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2016 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,

судей Козловской Е.В., Волковой И.А.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,

по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района <адрес>

на решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> возложена обязанность выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Авиловская средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.

Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения представителя администрации Иловлинского муниципального района <адрес>Ч.А.А. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора М.Н.Л. , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

<адрес>, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Авиловская СОШ»), с привлечением третьего лица Отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района, в ходе которого выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБОУ «Авиловская СОШ», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 737 100 01 725, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5.

Вместе с тем, МБОУ «Авиловская СОШ» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности Учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют; паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности Учреждения при эксплуатации здания, отсутствуют.

Так как МБОУ «Авиловская СОШ» является бюджетным учреждением, финансируемым за счет субсидий из бюджета <адрес> обязанность по финансированию мероприятий, связанных с изготовлением паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, должна быть возложена на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес>.

В связи с чем, просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> выделить МБОУ «Авиловская СОШ» Иловлинского муниципального района <адрес> денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать МБОУ «Авиловская СОШ» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его изменить, а именно обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> выделить МБОУ «Авиловская СОШ» Иловлинского муниципального района <адрес> денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ «Авиловская СОШ» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Приказом Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В силу п. 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес>В.Е.С. следует, что в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБОУ «Авиловская СОШ», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 737 100 01 725, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5. В нарушение п.7 и п.8 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, а также п.4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, МБОУ «Авиловская СОШ» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют: паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности Учреждения при эксплуатации здания, отсутствуют.

Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБОУ «Авиловская СОШ» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

МБОУ «Авиловская СОШ» является юридическим лицом, осуществляет эксплуатацию здания, от деятельности учреждения образуются отходы, в том числе I-IV класса опасности, следовательно, в силу закона на него возложена обязанность соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и изготовления паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, что МБОУ «Авиловская СОШ» не выполняется.

Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя МБОУ «Авиловская СОШ» осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.

Также, администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школы.

При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают установленным требованиям в области охраны окружающей среды, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> обязанности выделить МБОУ «Авиловская СОШ» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованы, заявлены на основе законе и подлежат удовлетворению.

Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на то, что выделение денежных средств образовательным учреждениям Иловлинского муниципального района на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в бюджете Иловлинского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов не предусмотрены. Указанные денежные средства будут предусмотрены в районном бюджете на 2017 год, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда


ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Копия верна.

Судья Волгоградского

областного суда: Е.В. Козловская