ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10042/15 от 06.11.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Быкова М.В.

Судья-докладчик Давыдова О.Ф. по делу № 33-10042/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 ноября 2015 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой О.Ф.,

судей Скубиевой И.В., Орловой Е.Ю.,

при секретаре Гурулёвой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МОУ средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, оборудовать пандусом вход в здание расположенное по адресу: <адрес изъят>, с апелляционной жалобой представителя МОУ средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области (данные изъяты) на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 28 июля 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, проживающих на территории Усть-Кутского муниципального образования, в ходе которой установлено, что здание МОУ СОШ № 3 УКМО, расположенное по адресу: <адрес изъят> является социальным объектом образования. Также установлено, что в нарушение норм закона администрацией школы не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: при входе в здание школы отсутствует пандус для инвалидов, использующих кресла - коляски, что подтверждается актом проверки от Дата изъята . Таким образом, школой не принято мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что влечет существенное нарушение конституционных прав граждан с ограниченными возможностями, в том числе несовершеннолетних на образование. Просил обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - оборудовать пандусом вход в здание, расположенное по адресу<адрес изъят>

Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 28 июля 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - оборудовать пандусом вход в здание расположенное по адресу: <адрес изъят> Освободить Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области от уплаты государственной пошлины.

В апелляционной жалобе представитель МОУ средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области (данные изъяты) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что удовлетворяя иск, суд руководствовался Федеральным законом от 30.12.2012 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее- Федеральный закон) которым установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации. Частью 4 статьи 6 Федерального закона предусмотрено, что национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» (далее - перечень). Обязательный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р, содержит пункт 76 с включенным в него СНиП 35-01* 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В силу п. 1.2 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона России от 26.12.2011 № 605 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Таким образом, приведенные нормы закона прямой обязанности образовательной организации в пределах определенных законом полномочий оборудовать пандусом вход в здание школы, не предусматривает.

Постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования (далее- УКМО) от Дата изъята утверждена программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на 2014-2015 годы», предусматривающая установку пандусов. Согласно Постановлению администрации УКМО от Дата изъята указанная программа изложена в новой редакции и установка пандусов в МОУ СОШ № 3 предусмотрена на 2015 год, так как Решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от Дата изъята «О бюджете Усть-Кутского муниципального образования на 2015 год и планов период 2016 и 2017 годов» бюджет Усть-Кутского муниципального образования на 2015 год был принят дефицитный, средства на реализацию указанной программы в части установления в МОУ СОШ № 3 пандусов не заложены, школа не получит финансирование на указанные цели. Между тем в 2015 году указанная программа заканчивает свое действие, новая программа не разработана.

Согласно сведениям об обучении детей - инвалидов Усть-Кутского муниципального образования, детей инвалидов-колясочников среди детей дошкольного и школьного возраста, подлежащих обучению в настоящее время нет. Решение суда формальное, изначально неисполнимо.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Усть-Кута (данные изъяты) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения прокурора Скоробогатовой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела установлено, что Дата изъята прокуратурой г. Усть-Кута совместно со специалистами администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) (далее УКМО) и ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району» проведена проверка соблюдения образовательными организациями Усть-Кутского муниципального образования законодательства об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации – создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам образования в части оборудования пандусами входа в здания образовательных организаций. Установлено, что вход в здание МОУ СОШ №3 УКМО, расположенное по адресу: <адрес изъят> не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение инвалидов и других маломобильных групп населения. Техническая возможность для оборудования входа в здание МОУ СОШ №3 УКМО пандусом имеется.

Согласно информации директора МОУ СОШ №3 УКМО от Дата изъята , в связи с недостаточным финансированием оборудование для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение инвалидов и других маломобильных групп населения планируется установить в 2016 году. В настоящее время инвалидов, которым необходим беспрепятственный доступ в здание школы, среди обучающихся нет.

Из свидетельства о государственной регистрации права от Дата изъята , передаточного акта к договору оперативного управления от Дата изъята МОУ СОШ №3 УКМО на праве оперативного управления принадлежит нежилое 2-х этажное здание, расположенное по адресу: <адрес изъят>

Согласно Уставу и свидетельству серии Номер изъят МОУ СОШ №3 УКМО является юридическим лицом, т.е. имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что на территории УКМО разработана и утверждена постановлением администрации УКМО Дата изъята муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на 2014-2015 годы», предусматривающая установку пандусов, в т.ч. в 2015 году в МОУ СОШ №3, согласно Постановлению администрации УКМО от Дата изъята указанная программа изложена в новой редакции и установка пандусов в МОУ СОШ № 3 УКМО предусмотрена на 2015 год, постановлением администрации УКМО Дата изъята в постановление администрации УКМО Дата изъята внесены изменения, МОУ СОШ № 3 УКМО исключена из программы установки пандусов в 2015 году, в здании МОУ СОШ № 3 УКМО пандус отсутствует, принимая во внимание, что отсутствие у ответчика материальных и денежных средств на исполнение публичной обязанности по обеспечению доступности здания для групп населения с ограниченными физическими возможностями, не является основанием для его освобождения от исполнения такой обязанности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, о чем в решении суда имеются подробные суждения, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

То обстоятельство, что вход в здание МОУ СОШ № 3 Усть-Кутского муниципального образования не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а именно, не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе, детей-инвалидов), не оспаривается. Соответственно, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.

При этом как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие среди обучающихся на настоящий момент детей-инвалидов, а также материальных и денежных средств у ответчика на исполнение публичной обязанности по обеспечению доступности здания для групп населения с ограниченными физическими возможностями, не является основанием для его освобождения от исполнения такой обязанности.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 28 июля 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ф.Давыдова

Судьи И.В. Скубиева

Е.Ю. Орлова