Судья Бариев Э.Р. Дело № 33-10044/2019 Учет № 072г А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 13 июня 2019 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего Насретдиновой Д.М., судей Мелихова А.В. и Садыковой Л.А., при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан Катковой Е.Н. на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 4 апреля 2019 года, которым постановлено: исковое заявление Гришина Д.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан – о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан от 1 марта 2019 года № 127687/24 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязании включить период службы в Вооруженных силах СССР с 14 декабря 1991 года по 1 декабря 1993 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28 января 2019 года удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан от 1 марта 2019 года №127687/24 в части не включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода прохождения Гришиным Д.П. военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР незаконным. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период прохождения Гришиным Д.П. военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 декабря 1991 года по 1 декабря 1993 года. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан назначить Гришину Д.П. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28января2019 года. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан в пользу Гришина Д.П. возврат уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Катковой Е.Н., поддержавшей жалобу, объяснения представителя истца Королевой З.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Гришин Д.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода военной службы по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований истец указал, что 28 января 2019 года в связи с наличием стажа работы на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности продолжительностью более 25 лет он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа. С данным отказом истец не согласен, считает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не включен период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 декабря 1991 года по 1 декабря 1993 года. По изложенным основаниям истец просил суд признать решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным, возложив на ответчика обязанность по включению указанного выше периода в стаж на соответствующих видах работ и назначению ему досрочной пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением. В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал. Представитель ответчика в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В представленном отзыве заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж истца по рассматриваемому основанию периода прохождения им военной службы по призыву. Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке. В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие установленных законом оснований для включения спорного периода военной службы по призыву в стаж истца, дающий право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Представитель истца просила оставить в силе решение суда первой инстанции. Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28декабря2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). В силу положений пункта 12 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 гола № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Судом установлено и из материалов дела следует, что 28 января 2019 года Гришин Д.П., <дата> года рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле. Решением ответчика от 28 января 2019 года № 127687/24 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 23 года 9 месяцев. При этом указанный выше период военной службы, которому предшествовала работа, указанная в пункте 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 гола № 400-ФЗ, в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком включен не был. Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 о зачете в его специальный стаж периода военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 декабря 1991 года по 1 декабря 1993 года, суд сослался на действовавшее в указанный период Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (далее также – Положение). С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего. Действительно, как следует из подпункта «к» пункта 109 названного выше Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Подпунктами «а» и «б» пункта 16 Положения установлено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет; б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Ныне действующее пенсионное законодательство – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 30 также предусматривает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости рабочим и служащим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда. Между тем в рассматриваемом случае истец претендует на назначение досрочной пенсии по иным основаниям – в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в то время как ни действовавшее в спорный период, ни ныне действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения не предусматривает возможности приравнивания периода военной службы к работе на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. При таких обстоятельствах принятое судом решение в части включения в специальный стаж истца периода военной службы по призыву с 14декабря1991 года по 1 декабря 1993 года постановлено при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем подлежит отмене с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении данных требований. Поскольку без учета приведенного периода специальный стаж истца на день обращения с заявлением в пенсионный орган – 28 января 2019 года составляет менее 25 лет, право на назначение досрочной пенсии с указанной даты у истца также не возникло. Поэтому решение суда в части возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости также подлежит отмене, а требования истца в этой части оставлению без удовлетворения. Кроме того, в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан подлежит взысканию 3000 рублей в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуальногокодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 4апреля2019 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периода военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначению досрочной пенсии. Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан 3000 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке. Председательствующий Судьи |