Судья Бабич И.А. Дело № 33–10046
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Дегтяревой Л.Б., Шульга С.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Надеждинского района к администрации Надеждинского муниципального района об осязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, по апелляционному представлению прокурора на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 июля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения прокурора Рогалева А.Е., представителя администрации Надеждинского муниципального района – ФИО1, представителя ООО «Надеждинская ритуальная служба» - ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проверки исполнения установлено, что 28.03.2018 между администрацией Надеждинского муниципального района и ООО «Надеждинская ритуальная служба» заключен договор № 19 по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Надеждинского муниципального района. Договор заключен на основании решения конкурсной комиссии администрации Надеждинского муниципального района от 14.03.2008, которая действовала в соответствии с постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 06.02.2018 № 76 «О проведении конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Надеждинского муниципального района». Согласно п.41 решения Думы Надеждинского муниципального района от 07.04.2015 № 156 «О положении «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района» администрация Надеждинского муниципального района создает специализированную службу. Вместе с тем, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Надеждинского муниципального района не создана. Прокурор просил обязать администрацию Надеждинского муниципального района в срок до 01.07.2018 создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на доводах искового заявления, уточнив срок создания службы в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, пояснив, что специализированная служба по вопросам похоронного дела определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о закупках услуг для муниципальных нужд.
Представитель третьего лица ООО «Надеждинская ритуальная служба» ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы ответчика. Считает, что создание муниципальной службы повлечет за собой большие финансовые затраты, тогда как ООО «Надеждинская ритуальная служба» на основе заключенного с администрацией контракта осуществляет своюдеятельность в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», атакже осуществляет захоронение невостребованных и безродных тел с установленным минимумом услуг.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым
прокурор не согласился, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рогалев А.Е. поддержал доводы апелляционного представления.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района ФИО1 с доводами апелляционного представления не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Представитель ООО «Надеждинская ритуальная служба» ФИО2 просил решение суда оставить без изменении, апелляционное представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом РФ от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребен6ии и похоронном деле» (далее –Закон №8-ФЗ)
В силу части 1 статьи 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Закона №8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если, погребение осуществлялось за счет средств супруга, близкий родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона №8-ФЗ.
Исходя из положений статей 9 и 10 Закона № 8-ФЗ в их системном единстве следует, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в результате проверки, проведенной прокуратурой Надеждинского района установлено, что на территории Надеждинского муниципального района не создана специализированная организация по вопросам похоронного дела.
Также судом установлено, что услуги по погребению оказывает организация немуниципальной формы собственности. Все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме. Именно организация немуниципальной формы собственности, выполняет функции специализированной службы и на безвозмездной основе оказывает гражданам Надеждинского муниципального района, гарантированный перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка (тела) на кладбище (в крематорий); погребение (кремация).
28.03.2018 администрацией Надеждинского муниципального района на основании протокола заседания конкурсной комиссии администрации Надеждинского муниципального района от 14.03.2018 № 2 заключен договор № 19 с ООО «Надеждинская ритуальная служба». Предметом договора является организация похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Надеждинского муниципального района.
В соответствии с п. 3.2 указанного договора специализированная служба обязалась предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению по стоимости услуг, утвержденной постановлением администрации Надеждинского муниципального района.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация оказания таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа (статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Как установлено судом первой инстанции, объективной необходимости в создании соответствующей организации, специально учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления погребения в Надеждинском муниципальном районе не имеется. Услуги по погребению оказывает организация немуниципальной формы собственности.
Установив, что организация немуниципальной формы собственности ООО «Надеждинская ритуальная служба», фактически оказывает на безвозмездной основе услуги, по погребению в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона №8-ФЗ, выполняя функции специализированной организации, отказа в предоставлении таких услуг в связи с отсутствием средств и по другим основаниям не установлено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Администрацией Надеждинского муниципального района в ходе рассмотрения настоящего дела представлены доказательства, подтверждающие, что органом местного самоуправления были приняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию прав граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Так постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 06.02.2018№ 74 утверждена стоимость услуг, предоставляемых на территориях сельских поселений образованных в границах Надеждинского муниципального района согласно гарантированному перечню услуг по погребению на одного умершего в размере 6 841 руб. 57 коп. Указанная стоимость услуг согласована с ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю, Приморским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и отделом по Надеждинскому району Департамента труда и социального развития Приморского края.
При этом судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств нарушения прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, в частности, отсутствуют подтверждения обращения к прокурору граждан с жалобами в данной сфере, на отказ в предоставлении указанных услуг организацией, предоставляющей ритуальные услуги, на основании заключенного договора администрацией Надеждинского муниципального района со специализированной службой.
Проверяя доводы апелляционного представления, основанные на основаниях заявленного иска, о наделении администрацией статусом специализированной службы ООО «Надеждинская ритуальная служба» о несоответствии действий требованиям законодательства, что присвоение обществу указанного статуса может привести к созданию обществу необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставлении связанных с ним услуг, также не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения суда, поскольку указанные доводы основаны на предположении, возможном нарушении прав неопределенного круга лиц. При этом факт нарушения прав неопределенного круга лиц не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционного представления прокурора по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции, по доводам апелляционного представления, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи