ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10051/19 от 25.04.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-10051/2019 Судья: Ушакова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт - Петербург «25» апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Луковицкой Т.А.

Судей

Осининой Н.А., Цыганковой В.А.,

При секретаре

Белоусе А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года по гражданскому делу №2-1422/2018 по иску Гатчинского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Администрации муниципального образования «Вырицкое городское поселение» об обязании принять меры по очистке реки Оредеж.

Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., выслушав объяснения помощника Гатчинского городского прокурора Кононова А.С., представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – Котолевской Н.Л., представителя Администрации Гатчинского муниципального района ЛО – Березовской Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании принять меры по очистке реки Оредеж.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования «Вырицкое городское поселение», в качестве третьих лиц Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Невско-Ладожское бассейновое водное управление.

Исковые требования обоснованы тем, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования и охраны водных объектов, в ходе которой выявлено, что в 2016 году органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области по обращениям гражданки Ч. установлено, что в реке Оредеж, вблизи д. 35 по ул. Набережной в пгт. Вырица Гатчинского района Ленинградской области расположен затопленный понтон.

Истец просит суд обязать ответчиков принять меры по очистке р. Оредеж, вблизи д. 35 по ул. Набережной в пгт. Вырица Гатчинского района Ленинградской области от выведенного из эксплуатации плавучего средства (понтона) с последующей утилизацией последнего.

Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года постановлено:

- обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области принять меры по очистке реки Оредеж вблизи дома 35 по улице Набережной в поселке городского типа Вырица Гатчинского района Ленинградской области от выведенного из эксплуатации плавучего средства (понтона) с последующей утилизацией плавучего средства (понтона);

- в удовлетворении иска Гатчинского городского прокурора к Администрации муниципального образования «Вырицкое городское поселение» об обязании принять меры по очистке реки Оредеж отказать.

В апелляционной жалобе Комитет по природным ресурсам Ленинградской области выражает несогласие с постановленным решением, полагая его незаконным и необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Представители Администрации МО «Вырицкое городское поселение», Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Гатчинской городской прокуратурой по обращению В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования и охраны водных объектов, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В Ленинградской области расположена река Оредеж, относящаяся к Балтийскому бассейновому округу, которая соответственно является объектом федеральной собственности.

Как показала проведенная Гатчинской городской прокуратурой проверка, в 2016 году органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области по обращениям гражданки Ч. установлено, что в реке Оредеж, вблизи д. 35 по ул. Набережной в пгт. Вырица Гатчинского района Ленинградской области расположен затопленный понтон.

Информация о загрязнении реки Оредеж, а именно о нахождении в ней выведенного из эксплуатации плавучего средства (понтона), администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области доводилась, в том числе до сведения Невско-Ладожского бассейнового водного управления, которым данная информация по принадлежности направлена в адрес Комитета.

Вместе с тем, как показала проверка, меры не приняты, понтон находится в реке Оредеж, вблизи д. 35 по ул. Набережной в пгт. Вырица Гатчинского района Ленинградской области.

Согласно сведениям администрации МО «Вырицкое городской поселение» и Гатчинского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» идентифицировать понтон и установить его владельца не представляется возможным.

Река Оредеж имеет протяженность в 192 км. и протекает по территории Волосовского, Гатчинского и Лужского районов Ленинградской области, на ее берегах расположено множество населённых пунктов, в том числе Даймище, Батово, Рождествено, Выра, Сиверский, Белогорка, Вырица, Мины, Торковичи и другие. Более того, согласно данным государственного водного реестра, на реке Оредеж расположено, по меньшей мере, две Гидроэлектростанции, а доступ к отдельным участкам реки является открытым, в виду чего определить круг лиц - пользователей названного водного объекта не представляется возможным.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в реке Оредеж, протяженностью 192 км, и протекающей по территории Волосовского, Гатчинского и Лужского районов Ленинградской области расположен затопленный понтон, идентифицировать который и установить его владельца не представляется возможным.

Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, река Оредеж находится в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

Из совокупности положений ст. 24-27 Водного кодекса Российской Федерации, следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится также осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Согласно ч. 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу пп. «б» п. 3 «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, указанных в подпунктах «а» и «г» настоящего пункта.

Согласно п. 4 «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»; предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; расчистку водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

Согласно п. 1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области, в том числе в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и водных отношений.

Согласно п. 2.4 Положения, Комитет осуществляет следующие полномочия в сфере водных отношений: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, а также находящихся в собственности Ленинградской области; владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Ленинградской области.

В соответствии с п. 3.1 Положения, в сфере общей компетенции Комитет, в том числе обеспечивает исполнение федеральных законов и областных законов, правовых актов Губернатора Ленинградской области и правовых актов Правительства Ленинградской области, а также поручений Губернатора Ленинградской области.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативными актами, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что Комитете по природным ресурсам Ленинградской области является ответственным лицом по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области, учитывая при этом, что в силу действующего нормативного регулирования мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения водных объектов и иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, в связи с чем на названного ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер к очистке реки Оредеж от понтона с последующей его утилизацией.

Довод апелляционной жалобы о том, что к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области не относится принятие мер по очистке реки Оредеж от понтона с последующей его утилизацией, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку п. 4 «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79 предусмотрены такие мероприятия по охране поверхностных водных объектов, как ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения и иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

При этом действия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в собственности Ленинградской области; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, а также находящихся в собственности Ленинградской области; владению, пользованию, распоряжению водными объектами, находящимися в собственности Ленинградской области относятся к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, что следует из п. 2.4 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

То обстоятельство, что находящийся в реке Оредеж выведенный из эксплуатации понтон является бесхозяйным имуществом, в связи с чем в силу ст. 225 ГК РФ должен быть принят на учет органом местного самоуправления, на территории которого он находится, - администрацией МО «Вырицкое городское поселение», не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по очистке реки Оредеж от понтона с последующей его утилизацией, поскольку, как указано ранее, лицом, ответственным за принятие мер по охране и предотвращению негативного воздействия на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ленинградской области, является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Кроме того, указанный выведенный из эксплуатации понтон на учет администрацией не принят, соответствующих требований об обязании администрации принять указанный объект на учет не заявлялось.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с удовлетворением исковых требований, были изучены судебной коллегией, однако таковые по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и фактически сводятся к субъективному толкованию обстоятельств дела и норм материального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: