ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10061/2014 от 03.12.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Трунова А. В. Дело № 33-10061/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 03 декабря 2014г. г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

 в составе:

 председательствующего Еремина В. А.

 судей Бусиной Н. В., Параскун Т. И.

 при секретаре Петровой О. Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истицы Никоноровой С. И.

 на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 сентября 2014г. по делу по иску Никоноровой С. И. к администрации Первомайского района Алтайского края о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

 Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Решением жилищной комиссии администрации Первомайского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Никонорова С. И. с составом семьи 3 человека, поставлена на учет на улучшение жилищных условий по программе «Социальное развитие села».

 Распоряжением администрации Первомайского района Алтайского края № *** от ДД.ММ.ГГ Никонорова С. И., имеющая состав семьи 4 человека, в связи с окончанием реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2013года» и отсутствием оснований для включения в число участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года», снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013года»

 С принятым распоряжением Никонорова С. И. не согласна, поскольку после переезда в 2002г. из Республики Казахстан, в виду отсутствия жилья, она постоянно со своими дочерьми проживает в <адрес> Алтайского края на съемных квартирах. В 2009г. она (Никонорова С. И.) обратилась в администрацию Первомайского района с заявлением о постановке ее и членов семьи на учет в качестве нуждающейся в жилье, однако о том, что являлась участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013» не было известно.

 При изложенных обстоятельствах Никонорова С. И. обратилась в суд с иском к администрации Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности восстановить ее и членов семьи в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГ

 Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 сентября 2014г. Никоноровой С. И. в удовлетворении исковых требований отказано.

 В апелляционной жалобе истица просит состоявшиеся решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.

 В обоснование доводов жалобы указано на то, что заявление о постановке на учет было написано под диктовку сотрудника юридического отдела администрации района, при этом полагала, что вопрос о признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении будет разрешен автоматически. При разрешении дела судом не учтено, с заявлением на участие в программе «Социальное развитие села до 2013года» не обращалась, о том, что является участником данной программы, стало известно в январе 2010г., до этого времени никаких извещений из администрации района не получала. По мнению подателя жалобы, она необоснованно была включена в число участников указанной программы, поскольку представители администрации не разъяснили какие необходимо представить документы для признанная малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

 Кроме того, указано на необоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Никоноровой А. А. (дочь истицы) с членами ее семьи для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Первомайском районе» на 2014-2015гды, полагая данное решение надуманным, поскольку для этого отсутствуют правовые основания.

 В суде апелляционной инстанции истица Никонорова С. И. поддержала доводы жалобы.

 Представитель ответчика- Колобова С. И. просила решение суда оставить без изменения

 Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.

 В соответствии со ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 Постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 31.01.2009 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013года», одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Никонорова С. И., на основании решения жилищной комиссии администрации Первомайского района от ДД.ММ.ГГ, с составом семьи 3 человека, поставлена на учет нуждающихся на улучшение жилищных условий по программе «Социальное развитие села» (л. д. 91-92).

 В связи с окончанием срока действия программы «Социальное развитие села до 2013года» Никонорова С. И., а также члены ее семьи, на основании распоряжения администрации Первомайского района Алтайского края № *** от ДД.ММ.ГГ снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по указанной федеральной целевой программе.

 Разрешая дело, суд первой инстанции, приведя тщательный анализ действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в виду окончания периода действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013года» и отсутствием правовых оснований для участия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020года» в связи с тем, что Никонорова С. И. не осуществляет трудовую деятельность в сельской местности. Кроме того, судом учтено, что истица не признана в установленном порядке малоимущей, и не относится к какой –либо категории граждан, имеющих право в силу прямого указания закона на обеспечение жилым помещением за счет средств государства.

 Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается по следующим основаниям.

 Как отмечало выше Никонорова С. И. с составом семьи 4 человека была поставлена на учет нуждающихся на улучшение жилищных условий по программе «Социальное развитие села».

 Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 03.12.2002 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в соответствии с которыми, право на получение социальной выплаты имели граждане при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 Пунктом 5 указанных Типовых правил установлено, что гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Во исполнение указанной федеральной целевой программы Законом Алтайского края № 5-ЗС от 10.03.2004 была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013», действие которой закончилось 31.12.2013.

 Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020года», по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".

 Вместе с тем, в соответствии с п. 4 раздела I Типового положения федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 19.03.2014 № 120, социальные выплаты по указанной программе предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" при соблюдении условий, установленных указанными Типовым положением, Порядком соответственно, а именно при соблюдении в совокупности следующие условий: постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 4.3 настоящего порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 4.8; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 При рассмотрении дела установлено, что Никонорова С. И. трудовую деятельность в сельской местности не осуществляет, что является препятствием для участия в программе «Устойчивое развитие сельской территории на 2014-2017годы и на период до 2020года».

 При изложенных обстоятельствах, учитывая окончание периода действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013года», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности распоряжения администрации Первомайского района Алтайского края № *** от ДД.ММ.ГГ о снятии истицы и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013года».

 Вопреки доводам жалобы, материалы дела содержат доказательства о направлении в адрес истицы сообщений о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий как в общую очередь (*** от ДД.ММ.ГГ), так и по программе «Социальное развитие села» (*** от ДД.ММ.ГГ), а также о необходимости предоставления необходимого пакета документов для перерегистрации граждан, состоящих на учете (л. д. 54, 126). Доказательств обратного при рассмотрении дела не представлено.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не выражала согласие на участие в программе «Социальное развитие села» не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ не оспорено в установленном порядке, о данном решении, а также об участии в данной программе, Никоноровой С. И. было известно с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается пояснениями самой истицы как в суде первой инстанции (л. д. 94 об., протокол судебного заседания от 04.08.2014), как и в суде апелляционной инстанции, а также следует из апелляционной жалобы.

 Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что сам факт нуждаемости в улучшении жилищных условий не свидетельствует о наличии права истицы на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субсидии и обеспечение жильем как лицо, относящиеся к социальной категории, определенной законом и имеющих право на получение поддержки со стороны государства, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии права на получение жилого помещения по договору социального найма, установленных ст. ст. 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не представлено. Из представленных в материалы дела заявлений от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ (л. д. 64, 73) следует, что Никонорова С. И. просила поставить на учет на улучшение жилищных условий по программе улучшения жилищных условий, и не следует, что она просила признать ее малоимущей и в связи с этим поставить предоставить жилое помещение по договору социального найма.

 Поскольку предметом рассмотрения суда первой инстанции требования о незаконности постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Никоноровой А. А. не являлись, доводы жалобы в данной части в силу положений ст. ч.2 ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом оценки суда апелляционной инстанции.

 Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы апелляционной не опровергают выводы суда, основанные на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела и всесторонней оценке доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 сентября 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Никоноровой С. И. – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: