ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33- 10062/17 Председательствующий суда первой инстанции Судья Мазалова М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Самойловой Е.В.,
судей Кустовой И.В., Шестаковой Н.В.,
при секретаре Марушко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску Военного прокурора - войсковой части 32015 в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части 81415, командиру войсковой части 81415 о возложении обязанности по организации и проведению оценки условий труда, по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и Войсковой части 81415 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 11 июля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
15 марта 2017гг. Военный прокурор войсковой части 32015 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», войсковой части 81415, командиру войсковой части 81415 о возложении обязанности по организации и проведению оценки условий труда в отношении рабочего места – кладовщика продовольственного склада - 2 ед.
Исковые требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой -войсковая часть № 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № 81415 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в результате которой установлено, что войсковой частью 81415 в отношении рабочего места кладовщика (продовольственного склада) группы - 2 ед. не проведена специальная оценка условий труда. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 11 июля 2017 года иск удовлетворен. На Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» возложена обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 81415 путем финансирования мероприятий по проведению специальной оценки условий труда в данной войсковой части.
На Войсковую часть 81415 в лице командира части возложена обязанность провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодателем о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места: кладовщика продовольственного склада (2 единицы). Установлен срок исполнения решения суда – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением суда Министерство обороны Российской Федерации и Войсковая часть 81415 подали апелляционные жалобы, в которых ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
При этом апеллянт Министерство обороны Российской Федерации указывает, что суд не обратил внимания на то, что в материалах дела отсутствуют факты обращений граждан о нарушении их прав, отсутствуют материалы прокурорских проверок с установленными фактами нарушения законодательства о труде. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суд принял решение на основании недоказанных фактов нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд не учел, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Суд не принял во внимание, что в соответствии с абзацем 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 полномочия представителя Министерства обороны Российской Федерации осуществляют командиры воинских соединений Вооруженных Сил Российской Федерации, которые являются работодателями в отношении работников воинских частей. В связи с этим возложение судом на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по организации в войсковой части 80167 специальной оценки условий труда не соответствует действующему законодательству.
Суд не учел, что на Министерство обороны Российской Федерации не уполномочены функциями распорядителя бюджетных средств, в связи с чем, на Министерство обороны Российской Федерации необоснованно возложена обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 81415 путем финансирования мероприятий по проведению специальной оценки условий труда в данной войсковой части.
По мнению апеллянта Войсковой части 81415 все правовые последствия, связанные с надлежащим исполнением либо неисполнением ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ несет Министерство обороны Российской Федерации, поскольку является работодателем в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ № 61-ФЗ от 31 мая 1996г. «Об обороне».
В возражениях на жалобы военный прокурор настаивает на законности решения суда и просит отказать в удовлетворении жалоб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, ФКУ «Управление Черноморского флота» - ФИО1, представитель войсковой части 81415 – ФИО2 доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции военный прокурор – Малашкевич Ю.А. возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлениях и возражениях относительно жалобы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Заслушав доклад судьи Кустовой И.В. об обстоятельствах дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналоги права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя исковые требования военного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочего места инструктора по социальной работе и профилактике правонарушений является обязательным, а обязанность по её проведению, в том числе финансированию расходов на ее проведение, лежит на ответчиках.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Судом установлено, что с 01.07.2014 г. была сформирована войсковая часть 81415.
Согласно списку гражданского персонала войсковой части 81415, в войсковой части создано рабочее место кладовщика продовольственного склада (л.д. 6-7).
Абзацем 10 части 2 ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1, 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест должна проводиться в течение двенадцати месяцев со дня организации нового рабочего места.
В соответствии с частью 4 ст. 4 Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», если в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.
Поскольку рабочее место инструктора по социальной работе и профилактике правонарушений является вновь созданным, в отношении этого рабочего места специальная оценка условий труда в войсковой части 81415 должна была быть проведена в течение 12 месяцев, начиная с 1 января 2015 г.
Военной прокуратурой - войсковой частью 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № 81415 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой установлено, что в отношении вновь организованных рабочих мест лиц гражданского персонала, в том числе рабочего места кладовщика продовольственного склада, специальная оценка условий труда не проведена.
С целью проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах персонала войсковой части 81415 ее командиром в адрес филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» была направлена бюджетная заявка на 2015 г. (л.д.8-9).
С целью проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах персонала войсковой части 81415 ее командиром в адрес Войсковой части 32103, Командующему войсками ЮВО была направлена бюджетная заявка на 2016г. (л.д. 11, 12).
Из сообщения ФКУ «Управление Черноморского флота» от 29.05.2015г. усматривается, что денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в войсковой части 81415 на 2015 год, 2016год, 2017год не выделены (л.д. 10, 16).
Из сообщения Командующего войсками ЮВО от 02.09.2016г. усматривается, что заявка на выделение лимитов денежных средств на проведение комплекса робот по специальной оценке условий труда принята к сведению (л.д. 13).
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, отсутствие специальной оценки условий труда может лишить работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого на получение дополнительных льгот, связанных с опасными условиями труда.
В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 3910 от 29.12.2012 г. «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников - подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности, для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В силу пункта 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.07.2011 г. № 1290, учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 81415 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление Черноморского флота» как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ «Управление Черноморского флота».
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно пункту 45 данного Положения, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Следовательно, провести специальную оценку условий труда рабочих мест войсковой части 81415 возможно только при выполнении каждым из ответчиков возложенных на него функций, в том числе по финансированию необходимых расходов, которое должно осуществить Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования военного прокурора, обязав всех ответчиков, в том числе Министерство обороны Российской Федерации, организовать и провести в войсковой части 81415 специальную оценку условий труда в отношении рабочего места кладовщика продовольственного склада.
Доводы апелляционных жалоб оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении исковых требований не дают.
Предъявление данного иска военным прокурором не противоречит требованиям части 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку исковые требования направлены на защиту прав и законных интересов значительного числа лиц, которые могут осуществлять трудовую деятельность в войсковой части 81415 на должности инструктора по социальной работе и профилактике правонарушений, в отношении которой не проведена специальная оценка условий труда.
Положения части 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда до 31 декабря 2018 г. в силу части 4 данной статьи не распространяется на вновь созданные рабочие места, в отношении которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с ранее действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы, которые касаются существа судебного решения, не могут быть отнесены к основаниям для его изменения или отмены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия, -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 11 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Войсковой части 81415 - без удовлетворения.
Председательствующий, судья: Е.В.Самойлова
Судьи: И.В.Кустова
Н.В.Шестакова