Судья Акиньшин А.В. Дело №33-574/2022 (2-175/2021)
УИД 22RS0066-01-2020-001471-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2022 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Ромашовой Т.А., Диденко О.В.,
при секретаре Пахомовой Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Алтайского края к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта
по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 7 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании 1 500 000 руб., полученных ответчиком в виде гранта на строительство или модернизацию семейных животноводческих ферм в соответствии с утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02.10.2014 №447 программой «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае на 2015-2017 годы».
В обоснование исковых требований указано на то, что 27.04.2015 между Министерством сельского хозяйства Алтайского края (до 01.01.2017 Главное управление сельского хозяйства Алтайского края) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 было заключено Соглашение №20 о предоставлении гранта в рамках вышеуказанной целевой ведомственной программы (далее – Соглашение).
По условиям Соглашения ФИО1 были перечислены денежные средства в размере 1 500 000 руб.
В соответствии с пунктами 1.2, 4.4 Соглашения грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта «Создание условий для реализации молочного животноводства индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1» в соответствии с календарным планом работы и сметой расходов на его реализацию. При этом грантополучатель, реализуя бизнес-проект, обязан обеспечить достижение запланированного объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, выполнение строительных, монтажных работ, а также осуществление других мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом.
Вопреки утвержденному индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 бизнес – проекту в IV квартале 2019 года в хозяйстве имелось в наличии 102 головы КРС при 150 запланированных. За второй квартал 2020 года ответчиком была предоставлена отчетность в Министерство сельского хозяйства Алтайского края из которой следует, что в наличии у ответчика находилось 110 голов КРС.
В соответствии с пунктом 4.10 Соглашения грантополучатель обязан в течение 5 лет с даты получения средств гранта (27.04.2015) осуществлять деятельность и представлять грантодателю отчетность по формам и в сроки, установленными Соглашением. При этом датой окончания данных обязанностей является 31 декабря года, в котором завершается пятилетний срок.
Датой окончания обязанностей ответчика является 31 декабря 2020 года, в том числе обязанностей по сдаче итоговой отчетности о выполнении календарного плана и сметы расходов в рамках реализации бизнес-проекта. Итоговый отчет должен быть предоставлен нарастающим итогом за весь отчетный период и заверен подписью должностного лица администрации муниципального района.
Надлежащим образом заверенная итоговая отчетность ФИО1 не предоставлялась.
Согласно выписке и ЕГРИП индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 прекратила деятельность 05.03.2021.
В результате неисполнения ответчиком условия Соглашения о предоставлении гранта, бюджету Алтайского края был причинен ущерб в размере 1 500 000 руб., о взыскании которого заявлено в иске.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признала. Не оспаривая получение гранта с целью реализации бизнес - проекта на развитие животноводческой фермы, указала, что денежные средства были потрачены на приобретение сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственного оборудования. В ходе осуществления хозяйственной деятельности часть животных была реализована для оплаты предъявленного ИФНС налога на доход, однако через некоторое время указанные средства были возвращены, так как сумма гранта налогом не облагается. Крупный рогатый скот реализовывался также для выплаты зарплаты рабочим, а в 2018 году на ферме произошел пожар и часть оборудования была уничтожена. В соответствии с бизнес-проектом на конец 2019 года поголовье скота действительно должно было составлять не менее 150 голов, но данное количество невозможно было обеспечить из-за отсутствия рабочих на ферме. Отчет о своей деятельности ФИО1 предоставляла своевременно, через Управление сельского хозяйства администрации Панкрушихинского района, которое и контролировало ее деятельность. За весь период никаких претензий ни со стороны Управления сельского хозяйства Администрации Панкрушихинского района, ни со стороны Министерства сельского хозяйства Алтайского края не поступало. Исковые требования считает необоснованными.
Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 7 октября 2021 года исковые требования удовлетворены.
С ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края взыскано 1 500 000 руб., полученные в качестве гранта в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае на 2015-2017 годы» по соглашению №20 от 27.04.2015.
В доход местного бюджета с ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 15 700 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Выражая несогласие с решением суда, указывает, что все предусмотренные Соглашением от 27.04.2015 отчеты предоставлены в установленные сроки. При этом по какой причине отчеты не заверены подписью должного лица администрации муниципального района ответчику не известно. Претензий со стороны истца по данному вопросу ранее не поступало, на протяжении всего срока действия бизнес – проекта истцом выездной проверки деятельности хозяйства ответчика не осуществлялось. В ходе рассмотрения дела ответчиком предоставлялись документы относительно возникновения в процессе работы хозяйства обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайного характера (пожар, необоснованное начисление налога на доходы, отсутствие необходимого количества работников). Данным обстоятельствам судом не дано должной оценки, тогда как при рассмотрении спора следовало применить пункт 10.1 Соглашения, предусматривающий частичное или полное освобождение Сторон от исполнения обязательств в связи с обстоятельствами, которые невозможно ни предвидеть, ни предотвратить. Все условия бизнес – проекта и Соглашения ответчиком исполнены. Срок действия бизнес – проекта истек в 2019 году, срок действия Соглашения истек 27.04.2020. Бизнес – проект на 2020 год не составлялся, соответственно, ответчик не обязана была осуществлять деятельность в 2020 году.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Алтайского края от 02.10.2014 N 447 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) была утверждена целевая ведомственная программа «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае» на 2015-2017 годы», направленная на реализацию на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
В целях реализации ведомственной целевой программы, постановлением администрации Алтайского края от 21.10.2014 №488 утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета средств на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае (далее – Порядок).
Согласно указанному Порядку, средства из краевого бюджета в форме гранта на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются по итогам конкурса бизнес-проектов по организации, расширению, модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств и бытовому обустройству начинающих фермеров. Срок, порядок проведения конкурса, критерии отбора, правила предоставления и приема конкурсной документации, оценка поступающих заявок на участие в конкурсе, формы конкурсных документов и соглашения о предоставлении гранта утверждаются приказом Главного управления сельского хозяйства Алтайского края. Соискателями гранта могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам работы Комиссии Главное управление в течение 30 дней с даты принятия решения о предоставлении гранта утверждает сводный реестр грантополучателей и заключает с ними соглашение.
27 апреля 2015 года между Министерством сельского хозяйства Алтайского края (ранее Главное управление сельского хозяйства Алтайского края) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 было заключено соглашение *** о предоставлении гранта в рамках целевой ведомственной программы «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае» на 2015-2017 годы».
По условиям Соглашения ФИО1 были перечислены денежные средства гранта в размере 1 500 000 рублей, что подтверждается платежным поручениям от 08.05.2015 *** и от 20.05.2015 ***, на реализацию бизнес-проекта развития молочного животноводства индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 4.4. Соглашения ФИО1 обязалась обеспечить достижение запланированного объема производимой и реализуемой продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, выполнение строительных, монтажных работ, а также осуществление других мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом.
Согласно пункту 4.6. Соглашения грантополучатель обязан обеспечить использование гранта, собственных и заемных средств на достижение целей, определенных Соглашением, и соответствующих календарному плану работы и смете расходов на реализацию бизнес-проекта.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2. Соглашения грантополучатель обязан предоставить грантодателю отчетность об использовании средств гранта, собственных и заемных средств, а также о выполнении работ, предусмотренных календарным планом и настоящим Соглашением. Итоговый отчет о выполнении календарного плана и сметы расходов в рамках реализации бизнес-проекта предоставляется грантополучателем одновременно с очередным отчетом квартального периода, в котором завершается срок использования средств гранта. При этом указанный отчет должен быть предоставлен нарастающим итогом за весь отчетный период и заверен подписью должностного лица администрации муниципального района. Итоговый отчет о завершении реализации бизнес-проекта предоставляется грантополучателем одновременно с очередным отчетом полугодового периода, в котором завершается определенный пунктом 4.10 Соглашения срок. При этом указанный отчет должен быть предоставлен за весь отчетный период и заверен подписью должностного лица администрации муниципального района.
Контроль за использованием средств гранта, собственных, заемных средств, а также за выполнением работ, предусмотренных календарным планом, осуществляется грантодателем на основе отчетов, указанных в пункте 5.1 Соглашения, и первичных учетных документов (пункт 5.2 Соглашения).
Пунктами 4.14, 6.1 и 6.4 Соглашения установлено, что в случае обнаружения нарушений условий, установленных пунктами 4.3, 4.5, 4.6, 4.10, выявление фактов неисполнения грантополучателем своих обязательств, средства гранта подлежат возврату в полном объеме в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.
Пунктом 4.10 Соглашения предусмотрено, что грантополучатель в течение пяти лет с даты поступления средств гранта на расчетный счет хозяйства обязан осуществлять деятельность и представлять грантодателю отчетность по форме, установленной пунктом 5.1 Соглашения и в определенные Соглашением сроки. При этом датой окончания данных обязанностей является 31 декабря года, в котором завершается пятилетний период.
Истцом в полном объеме выполнены обязательства по соглашению, денежные средства в определенном соглашением размере перечислены ответчику.
Между тем, ФИО1 обязательства по Соглашению исполнены не в полном объеме, поскольку наличие крупного рогатого скота в соответствие с предусмотренной бизнес – проектом численностью поголовья не было обеспечено, отчет, заверенный подписью должностного лица администрации муниципального района, истцу не предоставлялся.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив наличие нарушений условий соглашения со стороны ответчика, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы ответчика о соблюдении условий Соглашения и бизнес-проекта представленным в дело доказательствам противоречат.
Как следует из таблицы №6.5 «Движение поголовья скота на 2019 год» бизнес-проекта, утвержденного индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и предъявленного для получения гранта, ответчиком запланировано приобретение крупного рогатого скота по состоянию на конец 2015 год численностью 103, на конец 2019 года численностью 150.
Вместе с тем, согласно отчету за IV квартал 2019 года в хозяйстве у ответчика имелось 102 головы крупного рогатого скота; по состоянию на 31.12.2020 его численность составляла 25.
Таким образом, вопреки условиям Соглашения ответчиком не достигнуты запланированные показатели увеличения поголовья крупного рогатого скота, доказательств, свидетельствующих о принятии должных мер по выполнению плановых показателей, не представлено, что в соответствии с условиями Соглашения, является основанием для возврата денежных средств.
Указание на то, что ответчик не должна была осуществлять обязательства по Соглашению в 2020 году, так как срок его действия истек 27.04.2020, условиям Соглашения не соответствует.
По условиям Соглашения грантополучатель обязан осуществлять деятельность и предоставлять грантодателю отчетность по форме в течение пяти лет с даты поступления средств гранта на расчетный счет хозяйства, датой окончания обязанностей является 31 декабря года, в котором завершается пятилетний период.
Из материалов дела следует, что денежные средства поступили на расчетный счет хозяйства в мае 2015 года, следовательно, обязательства по Соглашению подлежали исполнению до 31.12.2020. При этом по условиям Соглашения ответственность за представление отчетов несет грантополучатель.
Ссылка на то, что в процессе работы хозяйства произошел пожар, в связи с чем ответчик подлежит частичному или полному освобождению от исполнения обязательств по Соглашению, несостоятельна.
Согласно п. 10.1 Соглашения, стороны освобождаются от частичного или полного исполнения обязательств по Соглашению, если это неисполнение явилось следствием возникших после его заключения обязательств непреодолимой силы и чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить при помощи разумных мер.
Из сообщения Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю от 17.09.2021 следует, что 10.06.2018 произошло возгорание надворных построек на усадьбе ФИО1, в результате пожара надворные постройки для содержания животных повреждены; причиной возгорания послужило короткое замыкание электропроводки.
В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 4.5 Соглашения предусмотрено, что грантополучатель в рамках исполнения сметы расходов имеет право допустить отклонение в пределах 15% от стоимости отдельных мероприятий и/или использовать высвободившиеся средства на реализацию других перечисленных в перечне мероприятий бизнес-проекта; допустить отклонение (за исключением требования, изложенного в пункте 4.2) до двух месяцев от календарного плана мероприятий по исполнению сметы бизнес – проекта в случае привлечения наряду с собственными средств гранта и до шести месяцев – в случае исполнения мероприятий бизнес – проекта с использованием только собственных средств при условии, что эти отклонения вызваны экономическими причинами, препятствующими исполнению утвержденной грантополучателем сметы расходов и календарного плана (такими как изменение цен на приобретаемое поголовье и технику; отсутствие на рынке нужного количества скота определенного качества; установление срока карантина, срыв поставки оборудования и прочее). При этом грантополучатель одновременно с предоставлением очередного отчета грантодателю обязан дать письменное объяснение сути производимых изменений, а также причин и обстоятельств, обусловивших их необходимость.
При этом в силу пункта 4.12 Соглашения грантополучатель незамедлительно либо одновременно с предоставлением очередного отчета грантодателю обязан обратиться в комиссию с заявлением о невозможности обеспечить исполнение Соглашения и о нецелесообразности реализации бизнес – проекта.
Порядок изменения условий Соглашения в связи с наличием причин, не позволяющим осуществить мероприятия, предусмотренные бизнес – проектом, предусмотрен частью 8 Соглашения.
ФИО1, ссылаясь на возгорание надворных построек, как на обстоятельство непреодолимой силы и чрезвычайного характера, о наступлении таких обстоятельств не уведомила истца в соответствии с условиями Соглашения, по вопросу изменения условий Соглашения в Министерство сельского хозяйства Алтайского края не обращалась.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не усматривает оснований для применения по доводам ответчика положений п. 10.1 Соглашения об освобождении грантополучателя от исполнения условий Соглашения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал толкование норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон, в силу чего оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 7 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 января 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>